Конспект урока по математике «Вычитание числа 3 с переходом через разряд»


Конспект урока по математике для 1 класса.
Тема урока: «Вычитание числа 3 с переходом через разряд» с использованием MIMIO Studio.
Цели: - научить вычитать число 3 по частям, с переходом через разряд;
- уметь формулировать предстоящую проблему на уроке, понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения, работать в информационной среде;
- учить строить высказывания, прогнозировать полученное знание «Для чего мы изучаем эту тему?», отработать умение составлять и решать текстовую арифметическую задачу;
- уметь управлять поведением партнера (взаимопроверка) в работе;
- развивать математическую речь, внимание, память, мышление в работе по закреплению нового материала;
- совершенствовать вычислительные навыки, развивать информационные умения;
- научить объективно оценивать свою работу и работу партнера, понимать причины успешной/ неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха;
-способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- готовность использовать получаемую в учебной деятельности материальную подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Орг.момент (1 мин.)
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь. Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний. Устный счёт мы проведём в виде игры «Отвечай-ка, не зевай». Я буду говорить вам пример, а вы веером показывайте мне ответ. Результат я буду записывать на доске.
к 4 прибавить 3
из 8 вычесть 2
9 увеличить на 2
10 уменьшить на 1
найдите сумму 3 и 2
найдите разность 8 и 2
- Посмотрите внимательно на числа, и скажите, какие действия вы можете выполнить с этими числами? Молодцы!
2) Работа с дидактическими карточками MIMIOStudio(примеры на прибавление числа 3).


- Что общего в этих примерах?

- Вспомните, как можно прибавить число 3?
3) Состав числа 3 (повторить)
- Ребята, заполните домик
2
1
3

- С каким способом мы познакомились, когда прибавляли число 3 по частям (по составу числа) в случаях вида 9 + 3?
- По какой схеме выполняли сложение?

- Как называется арифметический знак? А действие, которое выполняем? - - Посмотрите на доску, что нового вы заметили? Дети веером показывают ответ
- Расположить числа в порядке возрастания, в порядке убывания, назвать соседей числа.
Дети записывают результаты- отработка написания цифр : 7, 6, 11, 9, 5, 10 в порядке возрастания.
5 6 7 9 10 11
- В каждом примере есть число 3.
- С помощью линейки, фишек, по частям.
-Прибавлять число 3 можно с помощью таблицы сложения на 3, прибавлять число 3 по частям ( по составу числа).
проверка с помощью слайда - рисунка
- Число 3 разбиваем на части так, чтобы при прибавлении первой части получалось «круглое» число- 10, а затем прибавим оставшуюся часть.
Регулятивные УУД
(принимать учебную задачу, планировать действия).
Познавательные УУД
Формирование графических навыков.
Познавательные УД
Нахождение закономерности.
Выведение общего способа действия сложения.
Воспроизведение имеющихся знаний.
Структурирование знаний.
Воспроизведение имеющихся знаний.
Физкультминутка. Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл-
Видно ключик не нашёл:
Чтобы ключик нам достать-
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул. Постановка учебной цели урока и постановка проблемы. 4.1. Рассмотрите разворот учебника на странице 53.
- Что нового вы заметили?
- В чём трудность?
4.2. Чему сегодня на уроке будем учиться?
4.3. Определите тему урока.
4.4. Кто может предложить, как можно выполнить вычитание?
11- __ = 10 12 - __ = 10
- Определите, где на линейке число12(11)?
- Откуда начинаем движение?
- В какую сторону движется стрелка и на сколько единиц?
- В какую точку попали?
- Как будем действовать дальше?
- Какой результат получили?
- Запишите полученный результат
( Аналогично выполняются задания)
- Такие примеры мы ещё не решали
- Будем учиться вычитать 3 по частям (с переходом через разряд).
- Вычитание числа три с переходом через разряд.
- Нам нужно выполнить вычисление так, чтобы получилось круглое число.
11 – 1 = 10 12 – 2 = 10
- Если из двузначного числа вычесть число, равное количеству единиц, то получаем десяток (запись в тетрадях).
- ещё можно выполнить действие вычитания по линейке.
Работа по линейке.
Познавательное УУД
Выявление трудности и фиксация в устной речи.
Познавательные УУД.
Логические УД (построение причинно-следственных связей).
Построение проекта выхода из затруднения.
Работа по известному способу. Проверка его состоятельности на частных примерах.
Использование уже известных универсальных способов в учебной деятельности и определении проблемы.
Открытие нового знания:
Вернёмся к заданию учебника на странице 53. Что необычного в этих примерах для нас? Как вы думаете можно используя два предыдущих способа решить эти примеры?
Объясните, как можно вычесть число 3 в примерах вида, используя их:
11 – 3= ? 12 – 3 = ?
- Научиться выполнять вычитание однозначного числа из двузначного.
- 11 – 3; 3- это 1 и 2, значит 11 – 1 = 10, 10 – 2 = 8
-Сначала мы должны вычесть столько единиц, чтобы получилось 10 «круглое» число, а потом вычитаем остаток числа.(Запись в тетрадях).
Работа у доски и записи в тетрадях.
Личностные УУД.
Познавательные УУД.
(Логические УУД) (установление причинно-следственных связей)
Прикидка известных способов на новый материал. Установление затруднения. Проектирование способа действия.
6. Первичное закрепление материала.
- Посмотрите задание №3 и выполните вычитание. Поясните решение выделенных примеров.
12 – 3
11 - 3

- Попробуйте составить слово, опираясь на таблицу.

- Давайте проверим у доски и если все примеры решены верно у нас получится слово.
7 . Физкультминутка. (Самостоятельная работа по учебнику, с фронтальной проверкой у доски, с пояснением)
-Сначала мы должны вычесть столько единиц, чтобы получилось 10 «круглое» число, а потом вычитаем остаток числа. (Запись в тетрадях).
Проверка у доски.
- Молодец!
ХОМКА Познавательное УУД.
Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе.
Умение осознанно строить речевые высказывания. Использовать математическую терминологию.
Коммуникативные УУД.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
Кодирование и раскодирование информации.
Формирование графических навыков записи математических символов.
8. Применение нового знания. Самостоятельная работа. Подводящий диалог к выполнению задания.
1) Выполнение работы с «машинами» стр. 44 задание 6 в рабочих тетрадях.
- Что сделать нужно в этом задании?
– Как вы ответите на вопрос: как связаны между собой примеры каждого столбика?
- Сколько машин изображено?
- Как работает первая? (Вторая?)
(Сравнить примеры в 1 и 2 «машине»)

Работа в рабочей тетради - геометрическое задание: начертить красный отрезок длиной 9 см, а синий- 1дм 2см.
- Ребята, попробуйте сформулировать задание.
Давайте вспомним, как мы чертим отрезки в тетради?
- Что будем выполнять сначала?
(можно найти разницу) Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Проверка на доске (маркерами).
Работа в паре (дети самостоятельно выполняют задание, а после меняются работой. Каждый ребёнок проверяет работу, затем в паре обсуждают ошибки, возникшие в работе, приходят к правильному ответу).- Нам нужно начертить отрезки и сравнить их.
- Поставим точку. Один конец отрезка есть. Возьмем линейку, приложим так, чтобы штрих с числом 0 был под точкой, и направим вправо линейку так, чтобы отрезок оказался под штрихом 9. Отмечаем точку 9 и соединим точки. Регулятивные УУД. Познавательные УУД.
Применение уже полученных ЗУН. Выявление того, что уже усвоено. Составление плана действия при работе в паре и его выполнение.
Коммуникативные УУД. Умение точно выражать свои мысли и чувства в речи.
Алгоритм построения геометрических фигур.
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
–Чему научились на уроке?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Где можно применить полученные знания?
Как бы вы оценили себя?
- Научились вычитать число 3 из чисел с переходом через разряд разными способами, работали с «машинкой», работали с геометрическим материалом.
- В магазине, в играх, при выполнении вычислений. Регулятивные УУД. Выявление основного в своей учебной деятельности.
Личностные УУД. Установление связи между учебной деятельности, мотивом и результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия).