Конспект открытого урока по математике Вычитание числа 5 с переходом через десяток 1 класс


Пояснительная записка
Ф.И.О. автора Фатеева Татьяна Анатольевна., учитель начальных классов, МКОУ СОШ№2г.Суровикино
Стаж работы 2 года
Название УМК Начальная школа XXI века
Автор учебника В.Н.РудницкаяНазвание предмета Математика
Класс, в котором проводился урок 1класс
Тема урока: «Вычитание числа 5 с переходом через десяток»
Тип урока: Введение нового знания
Цель: формирование умений вычитать число5 с переходом через десяток разными способами.
Планируемые результаты:
Предметные: знают таблицу вычитания числа5 с переходом через десяток , умеют вычитать число 5 разными способами..
Метапредметные:
Личностные: положительное отношение к учению,к математике, уважительное отношение к собеседнику, готовность к взаимодействию и
взаимопониманию.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательностьдействий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
оценивать правильность выполнения действия. умеют осуществлять самопроверку
Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя; добывать новые знания; использовать знаковые и графические модели.
Коммуникативные:меть с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать
речь других;учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Ход урока
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучителя Деятельностьучеников Формируемые УУД
I. Организационный момент
Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.Проверка готовности обучающихся к уроку.
Создание эмоционального настроя.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей!
Наши ушки на макушке,
Глазки зоркие глядят,
В путь за новыми открытиями
Приглашают всех ребят.(слайд2)
Чему будет посвящён наш урок? Приветствуют учителя, гостей. Проверяют готовность рабочего места к уроку. Настраиваются на урок.
-Открытию нового знания Личностные УУД: готовность к обучению , смыслообразование.
Регулятивные УУД: организация своего рабочего места
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
II Актуализация опорных знаний
Цель: повторить ранее изученный материал, создать ситуацию успеха. Организация работы в тетрадях. Повторение правил посадки. Наклон тетради.
-С чего нужно начать урок , чтобы он был удачным?
- Я предлагаю вам задание (Математический диктант.)
-Предположите как вы выполните это задание.
На доске таблица
Дес. Ед.
Какое правило должны выполнять ?Простукивание чисел указкой в нужных ячейках. Задуманы числа: 1, 13, 2, 4, 11, 3, 5, 12, 14.
Самопроверка.(слайд 3)
-Проверьте правильность решения, сверив ответы. Ошибки исправьте зеленой ручкой.
Оценивают себя.. Рисуют рядом с первой вторую линеечку и сравнивают у кого прогноз оправдался.
-С повторения
На полях в тетради рисуют вертикальную линеечку и отмечают на ней крестик.(внизу- не выполнят, посередине – с ошибками, вверху- без ошибок)
Внимательно смотрят на доску и слушают.
-Соблюдать тишину.
Выполняют задание в тетрадях.
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя. Выполняют самопроверку с использованием экрана. Исправляют ошибки. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе своих знаний, анализируют, сравнивают.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности. прогнозирование и оценка результата, внесение необходимых коррективов, контроль.
Личностные: адекватное понимание причины успеха/неуспеха
- Как бы вы предложили поработать с этими числами
. -Распределим на группы 1 вариант выписывает только однознач, а 2 вариант - двузнач)-Найдите самое большое однозначное число среди этих чисел.
- Где мы в жизни встречаем число 5
- Как можно связать эти числа с числом 5 (Это состав числа 5) (слайд)
- Как можно связать числа 1,2,3,4 с числом 5?
-Давайте разбудим числа.
-Что общего и интересного во всех этих числах?

-Что мы знаем о числе 10?
- А я не вижу, где этот десяток? Откуда он берется? (Чтобы остался один десяток нужно вычесть 1 единицу и т.д)
(слайд)
-Итак мы вернемся к этим числам , но позже посмотрим зачем мы их повторяли.
Расположить их в порядке увеличения
Или уменьшения).Распределить на группы: однозначные и двузначные.

Распределяют. Проверка. (слайд)
-Это 5.
-Пять пальцев, 5 концов у звезды, деньги 5 копеек, 5 рублей, школьная оценка 5.
Из этих чисел мы можем получить число5
Называют состав (Это состав числа 5) (слайд)
На экране домик, по очереди открываются числа Даны числа 11,12,13,14
число 10)
(десяток, оно двузначное, оно круглое, к нему удобно прибавлять однозначные , деньги, ).
ПознавательныеУУД: анализ.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Цель: создать проблемную ситуацию ,зафиксировать место затруднения, поставить цель урока и определить тему Организует фронтальную работу.
Предлагаются математические выражения. Распределить их в 2 столбика и найдите их значения.
3+2, 2+5, 8+3, 11-4, 12-4, 11-5, 9+3,
13-5.(слайд )- Что вызвало у вас затруднение?
-А как мы можем вычесть число 4.
-Как?
-Сформулируйте цель нашего урока.
- Какая у нас с вами цель на уроке?
-Вернемся к нашим двум числам,о которых мы поговорили вначале урока. ---Обратили внимание на доску
-Какие это числа?


-Попытайтесь определить тему урока?
Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем.
-Не знакомы с вычитанием числа5.
-Да
-Разными способами.
-Знакомство с вычитанием числа 5 разными способами.
-Это числа5 и 10.
Вычитание числа 5 с переходом через десяток. Регулятивные УУД: слушают в соответствии с целевой установкой; принимают и сохраняют учебную задачу,постановка цели.
Коммуникативные УУД: во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем., умеют формулировать свои затруднения,строят высказывания, делать выводы.
ПознавательныеУУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,анализируют,обобщают.
IV.Открытие нового знания
Цель: организовать работу по открытию нового знания, составление совместного плана действия. - Предлагаю вам 3 варианта:
1) Я вам сама объясняю
2) Вы догадаетесь
3) Вы самостоятельно найдете решение , извлекая информацию из предыдущих уроков.
Работа в группах.
Повторение правил работы в группах. (слайд 10 )
Всем группам даётся одинаковое выражение 11-5.
-Найти его значение разными способами
1группа. Задание: вычислить при помощи шкалы линейки.(на листе А3 нарисована шкала)
2группа.
Задание. Вычислить при помощи фишек, изобразив эти фишки на листе маркерами.
86741033909011-1=10
12-2=10
13-3=10
14-4=10
0011-1=10
12-2=10
13-3=10
14-4=10
3 группа. Вычисление по частям. Прилагаются карточки –помощницы.
-Какой способ самый удобный?
Организация работы по составлению таблицы 12-5, 13-5, 14-5, удобным способом. Проверка(слайд13)
Выбирают самостоятельно. Работают в группах.
Сами выводят способы вычитания числа 5 (на основе вычитания числа4) От каждой группы выходит выбранный ученик и демонстрирует выполненное задание.
Формулируют выводы, что у каждой группы получился один ответ.
11-5=6
Обсуждают вместе с учителем каким способом мы можем воспользоваться в жизни .
Делают вывод, что наиболее удобный способ вычисления ( вычитание числа5 по частям). Коммуникативные УУД: выражать свою точку зрения и умение слушать других, комментировать высказывания
ЛичностныеУУД: осознание ценности совместной деятельности
РегулятивныеУУД: работа по алгоритму, умение удерживать цель,контролировать свою работу.
ПознавательныеУУД: ориентировать ся в своей системе знаний,умение работать с информацией, делать выводы,сравнивать.
ФизкульминуткаСпал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)Солнце утром лишь проснется,Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
V.Первичное закрепление нового материала.
Цель: организовать выполнение учащимися работу на новое знание, организовать проверку Использует индивидуальную форму работы.:Организует работу по карточкам. Задание по карточкам (приложение1)
Работают с карточками. Самостоятельно выполняют задания нового вида. Задания –ловушки. Найти ошибки РегулятивныеУУД:контроль,саморегуляция, коррекция
ПознавательныеУУД: используют информацию полученную на уроке, работают с моделями, выполненяют действия по алгоритму, использование знаково-символических средств.
VII. Итог урока.Рефлексия.
Цель: самооценка результатов деятельности.
Какую цель вы поставили сегодня перед собой на уроке математики? (научиться вычитать число5 с переходом через десяток)
-Удалось ее достигнуть?
- Как же мы можем вычитать число5 .
-Над каким способом вычитания мы должны поработать.
-Где вы можете применить свои знания?
- Кто был активным на уроке?
-Что посоветуем ребятам , которые мало работали на уроке.
Перед вами лесенка .Оцените себя.
Урок окончен.
Спасибо за старание
Ведь главное желание
А навыки и знание
С годами к вам придут!
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы. Называют основные позиции нового материала икак они их усвоили. (что получилось, что не получилось)Оценивают себя на лесенке успеха.
Соотносят цель и результаты действия.
Проговаривают способы «открытия» нового знания.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.
Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха\неуспеха, следование в поведении моральным нормам., самооценка.
КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,учет разных мнений.
Ход урока
Задание 1
11-5=7
143637063500000169354563500000193167063500000213169671120000………. .
Задание212-5 14-5
это 12-1-4 это 14-2-3
13-5 11-5
это 13-3-2 это 11-1-4
Задание 3
Соедини с правильным ответом
10-57
12-5 8
11-55
13-5 6
14-5 9
Задание 1
11-5=7
143637063500000169354563500000193167063500000213169671120000………. .
Задание212-5 14-5
это 12-1-4 это 14-2-3
13-5 11-5
это 13-3-2 это 11-1-4
Задание 3
Соедини с правильным ответом
10-57
12-5 8
11-55
13-5 6
14-5 9


№ п/п этапы урока деятельность учителя деятельность учащихся Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)