Технологическая карта урока по математике на тему Треугольная призма (5 класс)
Технологическая карта урока
Дата: 27.01.16
Класс: 5 «А»
Предмет: Математика
Учитель: Косый Натаья Николаевна МБОУ г.Мурманска СОШ №31
Тема: « Треугольна призма»
Тип урока: урока усвоения новых знаний
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
Закрепить представление о прямоугольном параллелепипеде и его элементах, познакомить учащихся с треугольной призмой и ее элементами;
Научиться вычислять площадь поверхности, длину ребер и объем прямой треугольной призмы;
Уметь применять полученные знания при решении практических задач;
Распознавать развертки треугольной призмы;
Сопоставлять полученный результат с условием задачи;
Личностные:
Создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивацию к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.Метапредметные:
Познавательные УУД:
сравнивают различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
Коммуникативные УУД:
формируют умение оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций применять новые способы рассуждения к решению задач;
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательную активность, интерес к математике, воспитывать умение к совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения;
развитие пространственного воображения, речи, мышления развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля;
Личностные УУД:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Ресурсы:
экран, проектор, компьютер, презентация;
1. Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Формирование УУД
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест Личностные: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.2. Мотивация учебной деятельности учащихся
(3 мин.) Слайд 1. (картинки с золотой рыбкой)
- Человек стремится жить в гармонии с природой. Многие люди стараются окружить себя элементами декора, оранжереями, домашними питомцами. Многие из вас уже наверное слышали о пользе аквариумных рыбок для здоровья человека.
Недаром у жителей восточных стран аквариум считается необходимым атрибутом интерьера. А у вас дома есть рыбки?
У меня были рыбки в доме, когда я была маленькая. Моя комната была небольшая, поэтому мой аквариум делали в стекольной мастерской на заказ. В стоимость моего аквариума входило количество стекла, которое пошло на аквариум и крышку, а также материал для каркаса.
Слайд 2. (изображение аквариума)
Привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; 3. Актуализация знаний. Фронтальная работа.
Выполняя следующие задания, мы повторим то, что нам пригодится на уроке и приблизимся к теме и цели нашего урока.
Давайте посчитаем количество стекла, которое пошло на изготовление аквариумной крышки. Для это вспомним, как находится площадь прямоугольника и площадь прямоугольного треугольника. Слайд 3.
Слайд 4. Вычислим необходимое количество стекла, вспомним для этого формулу нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Также найдем количество металлического каркаса, которое пошло на его изготовление.
Слайд 5. Найдем вместимость аквариума, для этого вспомним формулу объема прямоугольного параллелепипеда.
- Наверное вы уже догадались, что у нас необычный урок, урок мастерская. Сегодня мы будем рассчитывать стоимость материала необходимого для изготовления аквариума для нашей школьной комнаты релаксации.
-Мой аквариум имел форму прямоугольного параллелепипеда, а как же называют вот этот многогранник?
Слайд 7.
Повторения системы опорных знаний, ранее усвоенных учебных действий
-Треугольная призма.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, использование знаково-символических средств, построение логичной цепи рассуждений.2. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достаточно полное и точное выражение своих мыслей , учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.3. Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция4. Постановка цели и задач урока. Слайд 8-10
- А теперь вернемся к нашему разговору в начале урока.
-Какова же тема нашего урока?
- Какую цель перед собой поставим на сегодняшний урок?
Определение темы и цели урока учащимися с помощью учителя.
Научиться вычислять площадь поверхности, длину ребер и объем прямой треугольной призмы;
Уметь применять их при решении практических задач;
Распознавать развертки треугольной призмы;
Сопоставлять полученный результат с условием задачи;
Запись темы урока в тетрадь.
Регулятивные: познавательная инициатива, планирование, прогнозирование.2. Познавательные: постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации.3. Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, понимание относительности мнений и подходов для решения проблем.
4.Первичное усвоение новых знаний. Слайды 11.
Для того, чтобы рассчитать стоимость аквариума, нам необходимо знать, сколько материала пойдет на его изготовление.
Если мы захотим придвинуть аквариум в угол, то какой должна быть наша призма (прямой, в основании которой должен находиться прямоугольный треугольник),
- Познакомимся с размерами аквариума.
Привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления.
1. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств.2. Регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.3. Познавательные: подведение под понятие, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, выведение следствий.
5. Первичная проверка понимания Работа с комментированием и последующим самостоятельным выполнением по образцу и алгоритму.
Слайд 12-14.
Воспроизведение учащимися способов выполнения упражнений по образцу;
Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений.
Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров , волевая саморегуляция, познавательная инициатива, осуществление самоконтроля , самостоятельная оценка результатов действия, внесение необходимых коррективов.2. Познавательные: анализ, сравнение, классификация, использование знаково-символических средств, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, выделение и формулирование проблемы, постановка познавательной цели.3. Коммуникативные: координирование разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения.4. Личностные: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. 6. Физкультминутка
Основные приемы динамической паузы.
Снятие утомляемости у учащихся
7. Первичное закрепление - А теперь рассчитаем стоимость аквариума, учитывая стоимость работы мастера.
-Рассчитали стоимость, а теперь заселим золотых рыбок в наш аквариум.
- Для того, чтобы увезти наш аквариум из мастерской, нужно подобрать к нему коробку. Так как на складе в целях экономии места разбирают коробки, нам необходимо найти развертку коробки для нашего аквариума.
Слайд 18.
Решение учебных практических задач
1. Личностные: нравственно-этическое оценивание усеваемого содержания.2. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, преобразование модели, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевых высказываний, подведение под понятие, выведение следствий, доказательство.3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, постановка вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Разработать свою форму аквариума.
Найти сколько стекла и металлического каркаса потребуется на его изготовление.
Найти вместимость аквариума и количество золотых рыбок, которые можно в него поместить, учитывая, что одной рыбке требуется 30 литров воды.
Проявляется в устных высказываниях детей. 1. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.2. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.3. Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Назовите тему урока.
Расскажите, чему вы научились.
С какими трудностями вы столкнулись?
Как преодолеть эти трудности?
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.