Программа курса внеурочной деятельности Основы правовой грамотности


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:
Позитивные тенденции интеграции России в мировое сообщество, динамичные процессы обновления, происходящие в российском обществе, направленные на демократизацию в различных сферах общественной жизни, признание приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, с одной стороны, и нарастание негативных явлений в молодежной среде, вызванных усилением нигилистских, националистических, криминальных, наркотических влияний с другой стороны, актуализируют значимость формирования правовой грамотности подрастающего поколения.
Возникает потребность в изменении подходов к правовому обучению, так как востребован выпускник, проявляющий устойчивость к негативным влияниям, политическую инициативу, гражданские качества, сопричастность к происходящим преобразованиям, ход которых во многом зависит от правовой грамотности, осознанного выбора нравственно-правовой позиции, правомерного ответственного поведения.
Отсутствие правовой грамотности ставит под сомнение реализацию таких базовых ценностей и принципов жизни общества как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. В последние годы рост правонарушений и преступности в обществе, рост неблагополучных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении, также является основанием для усиления работы. В последние годы рост правонарушений и преступности в обществе, рост неблагополучных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении, также является основанием для усиления работы по формированию правовой грамотности, законопослушного поведения обучающихся. Современные статистические исследования свидетельствуют, что правовая грамотность в
- 1 -
Российской Федерации составляет 12%, а россиян с высшим образованием -37%. Поэтому проблема отсутствия правовой грамотности взрослых и несовершеннолетних остается одной из самых сложных проблем модернизации образования. В связи с социально-экономическими изменениями в обществе обострилась проблема борьбы с преступностью, преступность развивается быстрыми темпами и вовлекает в свои ряды большое количество несовершеннолетних. Школа не в состоянии охватить все сферы становления и развития обучающихся, ведь на их развитие активно влияют и другие факторы: семья, СМИ, социум. Часто дети оказываются в ситуации отчуждения от общих социальных приоритетов. Преодоление этой ситуации отчуждения позволит создать условия для формирования правовой грамотности обучающихся. Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу формирования правовой грамотности, так как современное российское законодательство очень изменилось. В современном обществе правовые знания нужны обучающимся не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом обучении необходимо решить проблему выбора современной технологии, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания. Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу формирования правовой грамотности обучающихся, так как современное российское законодательство очень изменилось. Практическая направленность правового обучения, формирование законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно научить обучающихся грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.
- 2 -
Программа внеурочной деятельности составлена с использованием программы курса «Основы правовых знаний» для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы /Авторы – составители В.В. Спасская, С.И. Володина, И.Г. Суворова и др. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». М., 2004. Кроме того, использованы «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». М., 2011
ЦЕЛЬ КУРСА: сформировать позитивное отношение к правовым ценностям российского общества у обучающихся, развить гражданское самосознание, правовое мышление, продолевать правовой нигилизм
ЗАДАЧИ КУРСА:
ОБУЧАЮЩАЯ:
-познакомить обучающихся с основами законодательства, с Конституцией РФ,
-сформировать навыки и умения в области защиты своих прав и осознания обязанностей;
-применять современные образовательные технологии при изучении основ правовой грамотности;
РАЗВИВАЮЩАЯ:
-формировать уважение к праву, преодолевая правовой нигилизм;
-развивать способности к мышлению и деятельности в различных жизненных ситуациях;
-активизировать коммуникативные способности, прежде всего устной речи;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
-воспитывать уважение к закону;
- 3 -
-обозначить общероссийскую идентичность у обучающихся.
Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
СПЕЦИФИКА КУРСА И ЕГО МЕСТО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный курс имеет ряд особенностей, как в отношении организации, так и в отношении своего содержания. Данный курс используется как программа работы детского объединения «Закон для нас, мы – для закона». Курс составлен с учетом опоры на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях реальной жизни.
Курс должен обеспечить необходимый уровень юридической грамотности школьника и формировать активную гражданскую позицию личности. Курс носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления ребенка. Для того, чтобы вызвать интерес к праву и решить поставленные задачи, использовались активные и интерактивные методы: групповая работа, моделирование, индивидуальные и групповые проекты, ролевые игры, «мозговой» штурм и т. д. Эти методы не только повышают интерес обучающихся, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- знать основные понятия данного курса «социальные нормы», «виды социальных норм», «правовые нормы», «источники права», «правовой
- 4 -
порядок», «правотворчество», «правовое государство», «гражданское общество»;
-знать основные права граждан; место политических прав в системе правовых норм;
-называть основные права несовершеннолетних;
-воспроизводить основное содержание «Конвенции о правах ребенка»
-демонстрировать понимание статей Конституции РФ
ПЛАНИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-работать в группе;
-представлять собственные проекты;
-работать с различными источниками информации;
-анализировать и отбирать полученную информацию,
-делать выводы и обобщения
Процесс социализации обучающихся сообразуется с ключевыми ценностными ориентирами, которые можно определить следующим образом:
-гражданская ответственность, преодоление инфантилизма, правового нигилизма, социальной безответственности;
-правосознание – понимание и уважение норм права является необходимым условием воплощения в жизнь других ценностных ориентиров;
-суверенитет – это не только внешняя независимость страны, но и умение противостоять внешнему давлению;
-информированность – залог успеха обучающихся во всех социальных сферах, нейтрализация действия недобросовестных источников;
-открытость – обсуждение актуальных вопросов общественной жизни, совместное формулирование правил школьной жизни;
-забота о своем здоровье и здоровье окружающих.
Совокупность всех планируемых результатов обеспечивают достижение
- 5 -
целей курса: обучение основам правовой культуры, преодоление правового нигилизма обучающихся, формирование позитивного отношения к правовым ценностям.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА:
Программа разработана для обучающихся 7 класса, которые занимаются в объединении «Закон для нас, мы – для закона». Она предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками ( 1 час в неделю). Программа рассчитана на один год, общее число часов в год – 34.
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-внутренняя позиция обучающихся на основе положительного отношения к школе;
-принятие образа «хорошего» ученика;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на уважение к закону.
Смыслообразование:
-мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и др.)
-самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопережевание им.
Нравственно-этическая ориентация:
-уважительное отношение к чужому мнению;
-доброжелательность и толерантность;
-умение находить выход из конфликтых ситуаций.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны
знать / понимать:
-основные права и обязанности граждан РФ согласно Конституции РФ;
- 6 -
-механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина РФ
-сущность правовых норм, их место в системе социальных норм;
-черты правового государства и гражданского общества;
-содержание Конвенции о правах ребенка.
уметь:
-правильно употреблять основные понятия и категории: «социальные нормы», «виды социальных норм», «правовые нормы», «источники права», «правовой порядок», «правотворчество», «правовое государство», «гражданское общество»;
-характеризовать: основные права несовершеннолетних согласно Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка;
-объяснять: почему важно соблюдать закон, взаимосвязь права и других социальных норм, способы и приемы изложения правовых норм, соотношение моральных и правовых норм;
-различать: полномочия правоохранительных органов (адвокатуры, нотариата, прокуратуры, органов внутренних дел)
-приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
-поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
-осмысления конституционных норм;
-выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
-изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОТБОРЕ МАТЕРИАЛА И
СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ:
- 7 -
1.Отбор материала необходимо производить с учетом целей и задач курса и его роли в функционировании объединения.
2.Необходимо учитывать возрастные потребности и познавательные возможности обучающихся, особенности ступени их социализации.
3.Курс освоения правовой грамотности предназначен для объединения «Закон для нас, мы – для закона».
4.Элементы теоретических знаний должны сочетаться с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу на современном этапе развития.
5.Освоение информации должно сочетаться с самостоятельными практическими занятиями для овладения обучающимися универсальных учебных действий.
6.При изучении курса рекомендуется использовать элементы проектных методик и методик разработки индивидуальных образовательных маршрутов отдельных обучающихся.
7.При изучении курса должны привлекаться материалы электронных и печатных СМИ, научно – популярная и публицистическая литература.
8.Курс должен способствовать преодолению отрывочного характера получаемых знаний, их систематизации и осмыслению с учетом современных требований.
9.Необходимо создание атмосфера диалога и сотрудничества всех участников изучения курса, отказа от давления и морализаторского подхода.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Тема Количество часов Формы контроля
Всего Аудиторных Внеаудиторных Практическая
деятельность Введение в содержание программы курса 1час
1 час
_ Участие обучающихся во входном анкетировании Входное анкетирова-
-ние обучаю-
-щихся
- 8 -
Система социальных норм, виды социальных норм 1час 1 час _ Обучающиеся прослушивают лекцию учителя Беседа после прослушива-ния лекции
Право в системе социальных норм 2часа 1час 1час Участники объединения знакомят обучающихся младших классов с понятием «право», «закон» Опрос обучающихся после просмотра презентации и проведения занятий с младшими школьниками
Принципы, аксиомы и презумпции права 1час 1час _ Участники объединения принимают участие в игре «Основные принципы права»
Обсуждение результатов игры
Нормы права и их структура 1 час 1час _ Просмотр презентации «Структура норм права» Беседа с обучающими--ся после просмотра презентации
Способы и приемы изложения правовых норм 1час 1час _ Работа обучающихся в группах Контроль за самостоятель-ной работой обучающихся в группах
Соотношение морали и права 2часа 2часа _ Использование кейс-технологии при изучении темы (участие обучающихся в обсуждении кейса «Единство и противоречие морали и права») Составление таблицы, позволяющей выявить динамику знаний обучающихся
- 9 -
Источники права, их виды и значение 2часа 2часа _ «Составление кластера «Источники права» Обсуждение и коррекция составленного кластера
Конституция РФ- основной источник права 4часа 4часа _ Работа с текстом Конституции РФ Тестирование по результатам изучения Конституции РФ
Виды и структура правоотношений 3часа 2часа 1час Подготовка и проведение игры для членов объединения «Поведение людей в мире права», проведение игры в адаптированной форме у обучающихся младших классов Анкетирование обучающихся по результатам игры
Права и обязанности граждан 3часа 2часа 1час Участие обучающихся в обсуждении кейса «Зачем человеку нужны права?». Подготовка памятки для родителей, участие в родительском собрании Выводы по результатам работы с кейсом
Отклоняющееся поведение. Что это? 2часа 2часа _ Составление фишбоуна «Причины и виды отклоняющегося поведения» Обсуждение и коррекция составленного фишбоуна

- 10 -

Юридическая ответственность 4часа 4 часа _ Члены объединения совместно с учителем подготавливают и проводят игру «Суд идет…» Обсуждение результатов игры
Правовая ответственность несовершеннолетних 3часа 2часа 1час Работа обучающихся в группах, выступление членов объединения на заседании Совета учащихся школы Тестирование обучающихся по изученной теме
Кого можно считать гражданином современного общества? 2часа 2часа _ Участие обучающихся в «круглом» столе «Активная гражданская позиция. Что это?» Подведение итогов проведенного «круглого» стола
Подведение итогов прослушанного курса 2часа 2часа _ Обучающие пишут мини-сочинение (эссе), в котором выражают свое отношение к прослушанному курсу Итоговое анкетирование обучающихся по результатам курса

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА:
I. Понятие права и его признаки. Теории происхождения и сущности права. Теория естественных прав личности. Роль права в жизни человека и общества. О знатоках права. Входное анкетирование обучающихся.
- 11 -
II. Определение системы социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, нормы обычаев и традиций, религиозные нормы, политические нормы, экономические нормы, корпоративные нормы. Беседа с обучающимися.
III.Соотношение права с другими нормами общественной жизни. Соотношение права и экономики. Соотношение права и политики. Соотношение права и политики. Повторение основных понятий «право», «закон», «правовая культура», «правовая норма», «правоотношения», «правовое государство». Просмотр презентации, работа с обучающимися младших классов.
IV.Основные принципы права: принцип равенства, принцип гуманизма, принцип состязательности сторон, принцип взаимности, принцип восстановления нарушенных прав, принцип неотвратимости ответственности, принцип вины, принцип справедливости, принцип законности, принцип неприменения силы, принцип невмешательства в частные дела. Презумпции и аксиомы права. Участие в игре «Основные принципы права».
V.Правовая норма и их характеристика. Классификация норм права. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Просмотр презентации «Нормы права». Беседа с обучающимися после просмотра презентации.
VI.Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Материальное право. Процессуальное право. Работа обучающихся в группах отбора информации по теме. Обмен информацией.
VII. Соотношение морали и права. Сущность морали и ее роль в обществе.
- 12 -
«Золотое» правило морали. Влияние морали на право. Дискуссия по теме «Единство и противоречие морали права». Составление таблицы «Что я знал по теме. Что я узнал на данном занятии. Что я хотел бы узнать».
VIII.Источники права: правовой обычай, правовой прецедент, судебная практика, догматы нормативного содержания, религиозные нормы, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативные правовые акты. Виды законов. Систематизация нормативных правовых актов. Составление кластера и его коррекция.
IX. Конституция РФ. Роль Конституции в иерархии источников права. Структура и основное содержание Конституции. Черты Конституции. Тестирование обучающихся по результатам работы с текстом Конституции.
X. Виды и структура правоотношений. Юридические факты как основание правоотношений. Субъекты правоотношений. Содержание правоотношений. Объекты правоотношений. Подготовка и проведение игры «Поведение людей в мире права». Анкетирование обучающихся по результатам игры.
XI.Права и обязанности граждан. Понятие правового статуса. Личные права. Политические права. Социально-экономические права. Обязанности граждан. Основные виды налогов и сборов в РФ. Альтернативная гражданская служба. Подготовка памятки для родителей, выступление на родительском собрании.
XII.Определение понятия «отклоняющееся поведение». Позитивное отклоняющееся поведение. Негативное отклоняющееся поведение. Причины возникновения отклоняющегося поведения. Делинквентное поведение. Составление фишбоуна «Причины и виды отклоняющегося поведения».
- 13 -
XIII. Юридическая ответственность. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Подготовка и проведение игры «Суд идет…».
XIV. Правовая ответственность несовершеннолетних. Малолетние и несовершеннолетние. Права и обязанности несовершеннолетних. Конвенция о правах ребенка. Особенности правовой ответственности несовершеннолетних. Тестирование обучающихся по изученной теме.
XV. Гражданское общество и правовое государство. Кого можно считать гражданином современного общества? Черты гражданского общества. Активная гражданская позиция. Участие в заседании «круглого» стола «Активная гражданская позиция. Что это?»
XVI. Подведение итогов курса. Сочинение «Мое отношение к прослушанному курсу». Участие обучающихся в итоговом анкетировании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
(для учителя)
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. М.,1999.
2.Бутенко А.П. Государство: его сегодняшние и вчерашние трактовки.//Государство и право. М., 1993. №7.
3.Зорькин В.Д. Позитивная теория права в России. М.,1978.
4.Ильин И.А. О сущности правосознания. М.,1993.
5.Исаев И.А. История государства и права России. М.,1999.
6.Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.,1982.
- 14 -
7.Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения. М, 1993.
8.Певцова Е.А. Понимание источников права в российской юриспруденции.//
Учитель, 2000, № 2.
9.Решетников Ф.М. Правовые системы мира. М., 2000.
10.Халфина Р.О. Общее учение о правоотношениях. М.,1974.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
( для обучающихся)
1. Конституция РФ.
2.Уголовный кодекс РФ.
3.Гранат Н.Л. Источники права. М.,1998.
4.Кашанина Т.В. Основы права. М., 2004.
5.Мушинский В.О. Основы права. М.,2000.
6.Мушинский В.О. Правоведение. М.,2001.
7.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. М.,2006.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ:
1.http://www.Kremlin.ru - сайт президента РФ;
2.http://government.ru – сайт Правительства РФ;
3.http://publication.pravo.gov.ru – сайт официальных документов Правительства РФ;
4.http://premier.gov.ru –сайт Председателя Правительства РФ;
5.http://www.genproc.gov.ru – сайт Генеральной Прокуратуры РФ;
- 15 –
6.http://www.mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ;
7.http://ksrf.ru – сайт Конституционного Суда РФ;
8.http://www.duma.gov.ru – сайт Государственной Думы РФ;
9.http://www.mkmk.ru – сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций;
10.http://www.wciom.ru – сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения.




- 16 -