Проблема правовой грамотности молодежи в области конституционного права.
Проблема правовой грамотности молодежи в области конституционного права.
Кураева Валерия,студентка
ОГБОУ СПО «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса»
Нашей российской Конституции в этом году исполняется 22 года. Она доказала свою жизнеспособность. На протяжении двух десятилетий, в различных политических ситуациях, в условиях экономических спадов и подъемов, российская власть и российский народ всегда руководствовались Основным Законом страны.
Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем что, за 20 лет выросло и целое поколение людей, живущих в тех общественных условиях, основы которых заложены в Конституции РФ 1993г. Я один из них и мои сокурсники - тоже. Моя будующая специальность «Правоведение». Что же значит для нас действующая Конституция? Хотелось бы узнать, какую роль «играет» Конституция в жизни молодых людей, насколько молодежь знает её основные положения и разделы, часто ли обращается к этим нормам.
Дело в том, что при изучении права в техникуме мы столкнулись с тем, что для некоторых из нас многие нормы конституции стали открытием. Эта проблема побудила нас к размышлению: готовы ли мы стать полноценными гражданами государства и жить по его Основному закону?
Особенности несовершеннолетнего и подросткового возраста, о которых много говорят в психологических и педагогических науках, не могут не учитываться и в праве. Молодой гражданин - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность молодых людей, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослых . В этой связи большое значение для воспитания молодежи имеют конституционные правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
Молодые люди должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
Государство обеспечивает молодым гражданам специальные юридические и социально-экономические гарантии, компенсирующие обусловленные возрастом недостатки их социального статуса. Конституция России гарантирует право молодежи на ее духовное, нравственное, физическое развитие, свободу творчества, социальную защищенность, на образование и т.д. Государство гарантирует создание необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии .
Особой защитой государства пользуются несовершеннолетние. Неполный объем дееспособности несовершеннолетних, а равно специальный порядок осуществления их прав может устанавливаться только законом и исключительно в интересах этих граждан .
Россия, в лице государственных органов, обеспечивает молодежи право на профессиональную подготовку и труд, образование, медицинскую помощь и приобретение жилья, отдых, пользование достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом, участие в управлении государством, оказывает помощь молодым и многодетным семьям .
Права и обязанности студентов во взаимоотношениях с администрацией учебно-воспитательных учреждений устанавливаются законодательными актами , актами органов самоуправления, уставами учебно-воспитательных учреждений .
Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодым гражданам гарантий, предусмотренных законодательством, должны создаваться социальные службы для молодежи .
Правосознание является одним из компонентов правовой культуры, а одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность, т.е. надлежащий высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности. На наш взгляд, этого можно добиться, только если человек обладает определенным багажом правовых знаний. Естественно определенный уровень правовой культуры, правосознания приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспитания, которое осуществляется с помощью самовоспитания, правовой пропаганды, обучения .
Каково же состояние правосознания и правопонимания у молодых людей?
В первом полугодии 2015 года, инициативная группа студентов нашей группы
реализовывали исследовательский проект, посвященный изучению путей и возможностей разработки механизмов развития правосознания молодежи на базе нашего образовательного учреждения.
Студенты- эксперты, участвовавшие в опросе, оценили уровень правосознания молодежи критически. По их мнению, правосознание молодёжи находится на таком низком уровне, что оно слабо выполняет свои функции - познавательную (уровень правовых знаний), оценочную (отношение к праву) и регулятивную (правовое поведение). Молодежь не обладает достаточными знаниями в области российского законодательства, не имеет перед собой положительных примеров исполнения законов. Все это влечет за собой неверие в силу и справедливость закона и, как следствие, неправомерное поведение. По мнению экспертов, формирование законопослушного мировоззрения и поведения граждан зависит от: личного примера; усиления воспитательной роли социальных институтов (семья, образовательные институты); - усиления влияния нравственных ценностей; - установления верховенства закона, равенства всех перед законом .
Признаться, нас очень огорчили результаты этого социологического исследования, а также экспертные оценки правосознания молодежи. Но нас заинтересовали выявленные проблемы. Их анализ позволил нам сделать следующие выводы:
1. К сожалению, половина респондентов не смогли определиться даже с датой принятия Конституции РФ.
2. Ответы на вопросы, взятые из анкеты , дали результаты, которые в процентном отношении практически совпали: большинство знают лишь некоторые свои права.
3. Что касается факторов, которые способствуют законопослушному поведению граждан, то есть существенные расхождения:
4. На вопрос о том, считают ли студенты, что все положения Конституции работают в полном объеме, мнения респондентов резко разделились: положительно ответили на этот вопрос 21% респондентов, отрицательно ответили 64% опрошенных и 15 % вообще не знали о чем идет речь.
5. Что касается качества знаний по возрастным категориям, то подростки в возрасте до 18 лет, ответив на тестовые вопросы, показали 39,9% качества знаний Основного закона Российской Федерации. Юноши и девушки в возрасте старше 18 лет, ответив на те же вопросы, показали уровень качества знаний 43,9%, что всего лишь на 4 % больше, чем у респондентов в возрасте до 18 лет.
Таким образом, сравнение результатов двух опросов позволяет нам сделать вывод о том, что большинство из опрошенных студентов нашего техникума знают лишь некоторые свои конституционные права..
Мы уверены, что Конституцию государства должны знать все граждане, проживающие на его территории. Думаем, прививать интерес к изучению Конституции нам должны еще со школьной скамьи. И также как гимн, флаг и герб государства, Конституция России – это священным символ России На наш взгляд не допустимо современное состояние уровня правовой грамотности молодёжи в вопросах конституционного права, т.е. их конституционного правосознания. Поэтому, исходя из целей и задач нашего исследования и опираясь на выявленные в ходе работы проблемы, мы разработали некоторые предложения. Конечно, они не исчерпывают всего богатства форм, методов, направлений, которые можно и нужно использовать в целях повышения уровня знаний молодежи в области конституционного права.
Наши предложения:
Создание онлайн игр, целью которых будет являться изучение основных положений Конституции Российской Федерации.
3. Проведение масштабных игр в несколько этапов:
3.1. Инсценированное представление по заранее предложенной тематике по конституционному праву.
3.2. Конкурс вопросов и ответов по содержанию Конституции, составленные участниками противоположных команд интеллектуальной игры « Я имею право».
3.3. Конкурс по решению ситуационных задач, вытекающих из основных положений Конституции РФ, подготовленных организаторами конкурса.
3.4. Конкурс «Доскажи слово», в котором участники каждой из команд досказывают содержание определённой статьи Конституции.
3.5. Брейн – ринг по вопросам, задаваемым членами жюри или ведущими турнира знатоков конституционного права.
Мы уверены, что молодежному восприятию более присуще не пассивное чтение, а активные формы усвоения норм и ценностей, содержащихся в российской Конституции. Надеюсь, что после этого не только прибавятся их знания по сути, принципов, норм Конституции, но и изменится их отношение к её восприятию как Основному закону, по которому можно и должно жить, в который можно верить. Когда-то Бентам провозгласил, что «наилучшая конституция для народа есть та, к которой он привык», а мы бы добавили – та, которую он знает, уважает и применяет в жизни.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.- Москва : Феникс, 2012.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/
3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – М.: Издательство « Юридическая литература», 1994
4. Борисов А.Н. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Постатейный справочник. М.: КонсультантПлюс, 2008.
5. Гордеев К.А. Правосознание современной российской молодежи: http: www. wciom.ru/
6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Издательство «Зерцало», 1998.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник, М.: Юристъ, 1996.
8. Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А.Комарова. М.: Манускрипт, Русь-90, 1999.