Статья по химии на тему Применение активных и интерактивных форм и методов при ведении учебных занятий по химии

Применение активных и интерактивных форм и методов при ведении учебных занятий по химии


Пикулина С.С.,
преподаватель химии


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский индустриальный колледж» (г. Воронеж)

070002@mail.ru

Обучение - сложный процесс, он предполагает, прежде всего деятельность преподавателя и деятельность студентов. Преподаватель не только дает научную информацию по своей дисциплине, но и организует и контролирует учебную деятельность студента, развивает навыки учебного труда, логическое мышление, способности, умение применять знания в своей будущей профессиональной деятельности. Наиболее эффективно достигается качество обучения при условии внедрения в учебный процесс активных и интерактивных форм и методов обучения.
Интерактивное обучение - одно из условий качества подготовки специалиста. Интерактивное обучение (заимствовано из символического интеракционизма – взаимодействие между людьми «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них». Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно основано на взаимопонимании и взаимодействии педагога и студента в процессе решения учебной задачи. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Основные характеристики интерактивного обучения: комфортные условия обучения, при котором студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность; обмен знаниями, идеями, способами деятельности; все участники процесса обучения должны проявлять терпимость к любой точке зрения; развиваются коммуникативные умения и навыки; применяется групповая и индивидуальная работа.
В процессе обучения восприятие и усвоение учебной информации происходит путем межличностного познавательного общения и взаимодействия всех его субъектов. Методы группового взаимодействия называют интерактивными методами, в основе которых лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции, под которой понимается непосредственная межличностная коммуникация. Важнейшей особенностью является способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личностных качеств происходит в процессе взаимодействия. Б. Шоу сказал: «У Вас яблоко, и у меня яблоко. Что произойдет, если обменяемся? Теперь: у Вас идея, у меня идея. Что произойдет, если обменяемся? У каждого будет по две идеи». И это без материальных потерь друг для друга. Это и есть интеракция – процесс обогащения идеями, развития друг друга в результате взаимодействия.
Целесообразность применения методов активного и интерактивного обучения. Пассивные методы: студент объект обучения, усваивает и воспроизводит знания, передаваемые преподавателем источником знаний. Основные методы: лекция, чтение, опрос. Активные методы : студент – субъект обучения выполняет творческие задания, вступает в диалог с преподавателем. Основные методы: творческие задания, вопросы от студента к преподавателю и от преподавателя к студенту. Интерактивные методы – методы, построенные на взаимодействии всех студентов, включая педагога. При использовании интерактивных методов преподаватель лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, занимается его общей организацией, определяет его общее направление. Возрастает роль самостоятельной работы. У студентов появляются дополнительные источники информации книги, словари, энциклопедии, сборники, поисковые компьютерные программы. Они обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, для этого студенты: вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. К методам активных и интерактивных форм относят: разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций (проблемных, конфликтных, производственных), игровое проектирование, деловые игры, дидактические (деловые, учебные) игры, круглый стол (учебные семинары, учебные дискуссии, учебные встречи), мозговую атаку.
В своей педагогической деятельности использую такие активные и инте
·рактивные формы и методы обучения, как: метод «мозговой атаки», метод проблемного обучения, компьютерные технологии, ролевые и деловые игры, конференции, дискуссии. Метод «мозговой атаки» применяется на уроках химии для активизации творческого потенциала и развития логического мышления студентов, с помощью данного метода студенты решают несложные изобретательские задачи. Результатами реализации метода является развитие у студента следующих положительных личностных качеств: самостоятельное и активное приобретение недостающих знаний; умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Метод «мозговой атаки» может успешно дополнять традиционные формы обучения студентов, он используется с целью выявления возможно большего количества оригинальных идей. В курсе органической химии можно выделить большое количество уроков, на которых можно использовать элементы проблемного обучения. При изучении темы «Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова», уже возникает проблемная ситуация. Первое же знакомство студентов с составом веществ, приводит к противоречию с их теоретическими представлениями о валентности углерода; указание на существование веществ одинакового молекулярного состава противоречит опыту предыдущего изучения химии. Обсуждается проблемная идея, которая на уроке и решается.
Одним из средств привития интереса студентов к различным видам учебной работы на уроках являются ролевые игры. С помощью игры возможно достичь прочного усвоения студентами знаний по дисциплине и проконтролировать умение их применять. Использование игр или элементов игры на уроке имеет большое воспитывающее значение: студенты учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачи. В коллективе формируется общественное мнение, создается творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого студента. В курсе изучения органической химии мною проводятся такие ролевые игры по теме «Нефть. Нефтепродукты» (урок-суд) и «Синтетические каучуки» (деловая игра). Студенты предварительно получают задания, преподавателем объясняется построение урока, роль и задачи каждого студента, готовятся наглядные пособия: сигнальные карточки, дидактический материал. Игровая технология не подменят традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал преподавателя, позволяя более эффективно достигать поставленной цели конкретного занятия и всего учебного курса.
При проведении уроков химии довольно широко применяются компьютерные технологии. Преимущества компьютерных технологий: возможность предъявления мультимедиа-информации (текст, графика, звук, анимация); возможность моделирования изучаемых явлений (предъявление студентам протекания химических реакций; реализация игровой компоненты в сочетании с мультимедиа; использование возможностей Интернета. Мультимедийные слайды, изготовленные преподавателем при подготовке к уроку изложения нового материала, используются на последующих уроках при актуализации знаний в качестве опорных сигналов для студентов.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.






Литература:
1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. К.: Радянська школа, 1983. 244с.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
3. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.