Доклад на конференцию Урок-игра, как одна из интерактивных форм обучения грамматике и лексике на уроках английского языка


-84455-146050ГУ «Гимназия имени А.М.Горького отдела образования акимата города Костаная»
Урок-игра, как одна из интерактивных форм обучения грамматике и лексике
на уроках английского языка
Отт Ольга Анатольевна,
учитель английского языка
Костанай, 2015
Урок-игра, как одна из интерактивных форм обучения
грамматике и лексике на уроках английского языка
Учитель английского языка: Отт Ольга Анатольевна
ГУ «Гимназия имени А.М.Горького», г. Костанай
… в игре человек испытывает такое же наслаждениеот свободного обнаружения своих способностей,какое  художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Основной задачей обучения иностранному языку должно быть не столько запоминание информации, сколько активное участие самих учащихся в овладении знаниями, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности, развитие критического мышления. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс. Нельзя не согласиться с пословицей:
Tell me - I forget;                     Скажи мне, я забуду;    
Show me - I remember;       Покажи мне, я запомню.  
Involve me - I understand.    Вовлеки меня, и я пойму.
Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом  партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих одноклассников; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
В игре дети:
учатся применять имеющиеся у них знания;
ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.
 Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляется не только знания, но и сообразительность и находчивость.  
Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть.
Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей:
Например:
закрепить только что пройденный материал;
игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
игра – это идеальная возможность расслабиться;
игры  помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно,  и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;
быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;
игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;
игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению;
ученики очень активные во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться.
Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
При всех плюсах игры, она остается специфическим в процессе обучения видом деятельности, являясь предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передовая интеллигенция, озабоченная воспитанием дошкольников, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры. Однако позже было доказано, что никакая игра не может заменить организованного обучения. По мнению Е.И. Удальцовой, в связи с введением организованного обучения меняется роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение, признана, тем не менее, одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
К.Д.Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий "серьезной обязанностью ребенка", поскольку, чем больше преподаватель будет оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее будет переход к ним. При этом он же предлагал "сделать серьезное занятие для ребенка занимательным" т.е. напрашивается вывод – стремясь привить детям любовь к иностранному языку, преподаватель должен так строить занятия, чтобы ребенок испытывал такое же удовлетворение от них, как и от игры.
Ход игры можно подразделить на несколько этапов.
1) Подготовительный этап. Этот этап включает предварительную работу учителя и учащихся.
Подготовка учителя предусматривает:
выбор темы и формулирование проблемы;
отбор и повторение необходимых языковых средств;
уточнение параметров ситуации;
уточнение цели игры.
Подготовка учащихся заключается в следующем: поиск дополнительных данных по теме, повторение речевых формул
2) Проведение игры.
На этом этапе игры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать свои решения
3) Этап контроля игры.
Этап контроля игры может следовать сразу же или проводиться на последующих уроках. Критерии оценки речи учащихся те же, что и в традиционном обучении: количество реплик, количество допущенных ошибок. При этом учитывается также правильный выбор языковых средств в соответствии с ситуацией и исполняемой ролью. Использование игр будет успешным в тех классах, в которых учащиеся привыкли к парной работе.
В практике обучения учителя используют дидактические игры с целью: развития лингвистической компетенции учащихся; развития и реализации познавательной активности ребенка.
В соответствии с педагогическими условиями формирования познавательной деятельности дидактические игры, используемые на уроках английского языка, можно разделить по определенному принципу. Прежде всего это игры, развивающие психические познавательные процессы; формирующие социокультурную компетенцию; формирующие картину предметного мира; развивающие эмоционально-эстетические переживания.
1) Игры, формирующие психические познавательные процессы, способствуют развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления.
Игра "I can't see".
Цель: развитие внимания.
На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка "убегает". Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, кто из зверушек остался: can see… I can't see…
Игра "Simon says".
Цель: развитие познавательных интересов.
Дети встают рядом с учителем (или любым водящим). Задача ребят состоит в том, чтобы выполнять команды учителя (или водящего): Hands up! Sit down! Jump! Run! и т.д. только в том случае, если перед командой произносятся слова: "Simon says…"
В процессе проведения данной игры можно использовать лексический материал различных тем. Каждая из игр данной группы способствует развитию либо одного психического познавательного процесса, либо развивает несколько из них.
2) Игры, формирующие социокультурную компетенцию, моделируют ситуации общения по тому или иному поводу, имитируют социальные отношения.
Игра "Toy Shop".
Цель: формирование социокультурной компетенции.
– What are you?
– I am a shop-assistant.
– Where do you work?
– I work in the toy-shop.
– What can you do?
– I can sell toys.
После этого дети "покупают" у продавца игрушки, которые выставлены на столе-прилавке:
– What would you like to buy?
– I'd like to buy a toy car.
– Here are you.
– Thank you.
– You are welcome.
Когда все дети "купят" игрушки, они вместе с продавцом поют песню:
I want to be a shop-assistant, assistant, assistant. I want to be a shop-assistant.I want to sell some toys.
Ситуации общения могут быть различными. Например, к детям приходит медвежонок. У него день рождения, а ему грустно. Почему? Как его утешить? Жестами? Словами? Поступками? Конечно, дети говорят по-английски (иначе медвежонок не поймет). Ребята утешают медвежонка, спрашивают, что случилось (используя знакомую фразу "Why do you cry, Willy?"), приносят подарки, говоря при этом: "Happy Birthday!". Медвежонку не верится. Он спрашивает: "Is it for me?" и благодарит: "Thank you."
3) Игры, формирующие картину предметного мира, способствуют развитию познавательных интересов об окружающем мире, что ведет к развитию познавательной активности.
Игра "Countries".
Цель: формирование картины окружающего мира.
Make the countries:
1) Work in groups of four. Decide which country each person will make.
2) Draw the countries.
3) Cut out the countries.
4) Make two circles for the map.
5) Put the countries on the map.
Аналогичные игры можно проводить по темам "My family", "My hobby", "Animals" и другим.
Игра "Seasons".
Цель: формирование картины окружающего мира.На доске вывешиваются картинки, изображающие различные времена года. Детям предлагается угадать, о какой картинке идет речь (на CD-диске – запись коротких текстов о временах года с использованием звукового фона: пением птиц, шумом дождя и т.д.).
4) Игры, развивающие эмоционально-эстетические переживания, как правило, соревновательные (это всевозможные кроссворды, "аукционы", настольно-печатные игры), выполнение команд, ритмо-музыкальные игры, тренинг поведения. Влияя на эмоционально-чувствительную сферу, такие игры способствуют развитию мотивации для познавательной активности.
Игра "My family".
Цель: развитие эмоциональных переживаний.
На пальчиках детей одеты куклы (их могут сделать учащиеся при изучении темы "Внешность"). Дети показывают пальчики и читают стихотворение:
This is my mother.
This is my father.
This is my brother Paul.
This is my aunt.
This is my uncle.
How I love them all.
Игра "Комплимент".
Цель: развитие эмоциональных переживаний.
Ученики берутся за руки, образуя круг. Встретившись взглядом с соседом, надо сказать ему несколько добрых слов, поблагодарить за что-то: "You are my friend", "You are very good", "Your eyes are kind" и т.д. Принимающий комплимент говорит: "Thank you". Если ребенок затрудняется сказать добрые слова, учитель помогает ему или говорит комплимент сам.
Игра "В зоопарке".
Цель: формирование эмоционально-эстетических переживаний.
Детям предлагается поиграть в зверей. Учитель произносит название зверя, а ребята должны точно отразить движение и повадки животного. Эта игра может быть музыкальной, так как она вызывает у детей сильные положительные эмоции.
Приведенная выше классификация игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках английского языка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.Необходимо заметить при этом, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.
Классификация учебных игр
 Игры подразделяют на две группы:
- подготовительные игры;
- творческие игры.
      Группу подготовительных игр составляют: фонетические, грамматические, лексические, и орфографические игры, способствующие формированию  коммуникативных умений на начальном этапе обучения, т.е. в начальной школе.
Фонетические игры
Цели:
тренировать учащихся в произношении английских звуков;
научить учащихся громко и отчётливо читать стихотворения;
разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.
Среди фонетических игр выделяются игры – загадки, игры – имитации, игры – соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
Грамматические игры 
Цели:
научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;
создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
развить речевую творческую активность учащихся.
Лексические игры
Цели:
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся;
познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
При обучении чтению целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».
Орфографические игры
Цели:
освоить написание букв;
освоить правописание лексического материала;
способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию произносительных, лексических и грамматических речевых умений.
        К творческим  играм относятся:
ролевые игры;
сюжетно-ролевые игры.
        Игры  данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных (заданных условиями игры) ситуациях. Именно поэтому их целесообразно применять в средней и старшей школе, когда подготовительный речевой этап уже пройден и учащиеся имеют необходимые речевые умения.
Заключение
Использование игры на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков.  Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе,  воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой»,   помогать  и поддерживать  друг друга. Та же я хочу отметить, что   использование игр и игровых приёмов на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определённую роль при переходе учащихся на новую,  более высокую ступень развития.
Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоению  материала.
Список используемой литературы:
1. http://elenaromanova08.rusedu.net/post/243/930/. Игровые формы обучения английскому языку
2. http://petrova.21416s01.edusite.ru/p20aa1.html Петрова Л.П.. Сюжетно-ролевые игры при обучении английскому языку
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2012/02/01/ sistematizatsiya-didakticheskikh-igr-na-urokakh4. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск, 1976.
5. К.Д.Ушинский, Избранные педагогические сочинения в двух томах. /Под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 1974.
6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2011/11/30/statya-kak-sdelat-interesnym-urok-angliyskogo-yazyka7. http://www.sgls.ru/kon/kon2.htm