План – конспект урока по физической культуре Тема: Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.


План – конспект урока
по физической культуре
Тема: Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.
Цель: Обобщить знания учащихся о физическом воспитании.
Задачи:
1. Систематизировать знания учащихся об оздоровительных и профилированных методах физического воспитания.
2. Развивать интерес к занятиям физической культуры.
3. Воспитание самостоятельной потребности в занятиях физической культурой
Дата:__________
Место проведения: кабинет информатики
Тип занятия: лекция
Метод проведения: фронтальный, групповой.
Инвентарь: Интерактивная доска, компьютер, лекция
Время проведения: 45мин
Ход урока
№ п/пСодержание Дозировка ОМУ
1. Подготовительная часть
Построение, перекличка, сообщение задач. Инструктаж по ТБ. 5 мин.
Наличие тетрадей для лекций.
2. Основная часть
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Средствами физического воспитания являются физические упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.
Для физического воспитания характерна комплексность в применении средств.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ составляют основную группу средств
физического воспитания, так как без них физическая активность, особенно направленное воздействие на физический потенциал человека, невозможно.
Физическим упражнением становится двигательное действие, которое используют для целенаправленного воздействия на человека.
Физическое упражнение – двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.
Физические упражнения классифицируют по следующим признакам:
- по исторически сложившимся системам физического воспитания
(гимнастические упражнения, игровые, туристические, спортивные);
- по особенностям мышечной деятельности (скоростно-силовые, на выносливость, координационные, комплексные);
- по значению для решения образовательных задач:
1) основные (соревновательные) физические упражнения, т.е. двигательные
действия, являющиеся предметом изучения;
2) подводящие упражнения – двигательные действия, облегчающие освоение
основного физического упражнения, благодаря содержанию в них некоторых движений,
сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечного напряжения;
3) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного овладения основного физического упражнения.
- по развитию отдельных мышечных групп (упражнения для мышц рук и плечевого пояса; туловища и шеи; ног и таза);
- по биомеханическому признаку (статические упражнения динамические, циклические, ациклические, комбинированные);
- по интенсивности работы (упражнения максимальной мощности,
субмаксимальной мощности, большой мощности, упражнения умеренной мощности).
Известно, что одно физическое упражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения могут вызывать одинаковый результат. Знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить степень управляемости педагогическим процессом.
етод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях.
Методический приём - решает частные задачи, в конкретных условиях. Разновидность метода, их много больше чем методов.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
Методика обучения - это система методов, методических приёмов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному действию.
Применяются две группы методов обучения: специфические и общепедагогические .К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:
1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы).
2. Игровой метод ( использование упражнений в игровой форме).
3. Соревновательный метод ( использование упражнений в соревновательной форме).
Общепедагогические методы включают в себя:
1. Словесные методы.
2. Методы наглядного восприятия.
Методы строго регламентированного упражнения включают: методы обучения новым двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.
При обучении новым двигательным действиям применяют изучение упражнения в целом (когда упражнение простое и знакомое для воспитуемых) и по частям (когда упражнение сложное, и для доходчивого обучения его делят по частям).
Методы обучения двигательным действиям
К ним относятся:
1. Целостный метод ( метод целостно-конструктивного упражнения).
2. Расчлененно - конструктивный.
3. Сопряжённого воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Расчлененно - конструктивный метод Применяется на начальных этапах обучения. Сложное двигательное действие расчленяется на отдельные фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При его применении необходимо соблюдать следующие правила [4]:
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнение таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Сначала приступают к разучиванию упражнения в целом. Затем осваивают самые трудные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия Применяется для совершенствования разученных двигательных действий, улучшения результативности, совершенствования вариативности техники для применения её в любых условиях. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённые снаряды: копьё, диск, молот, бегает с утяжелённым поясом и т.д. В этом случае происходит совершенствование техники движения и развиваются физические качества.
Методы воспитания физических качеств Методы строго регламентированного упражнения применяются для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Результатом являются достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Применяются методы со стандартными и нестандартными нагрузками.
Методы стандартного упражнения В основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение выполняется в двух режимах: непрерывном и прерывистом (интервальном).
Метод стандартно-непрерывного упражнения Представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности ( как правило, умеренный). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно — интервального упражнения Это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом
применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризующийся мышечной деятельностью, которая проводится в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности этого метода выглядят следующим образом:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения
Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками.
Разновидности метода:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное увеличение веса штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60- 70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800+400+200+100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними). 30 мин. Учащиеся слушают лекцию, участвуют в дискуссиях, задают вопросы по теме. Записывают важные моменты.
3. Заключительная часть
Подведение итогов.
Краткий опрос по теме
Организованный уход из кабинета.
5 мин. Выделить студентов, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.