Статья Привитие школьникам потребности в физическом совершенствовании
Привитие школьникам потребности в физическом совершенствовании
Мельников Александр Викторович
преподаватель физической культуры КГУ «Тобольская средняя школа»
Аннотация:
Реформа школы требует улучшения физического воспитания, соединения его с общим образованием учащихся. Значительное же повышение физической подготовленности школьников невозможно без увлеченности их физической культурой.
Ключевые слова:
Чтобы охватить учащихся систематическими занятиями физическими упражнениями в режиме школьного и внешкольного времени, надо привить детям и подросткам потребность к физическому совершенствованию, к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Осуществление данной задачи требует, прежде всего, усиления воспитательной работы, направленной на формирование у каждого школьника этой потребности. Особое значение воспитательной работы объясняется тем, что потребность – это психологическое состояние, характеризующееся влечением личности к определенным действиям, которые воспринимаются как необходимое условие существования. Таким образом в процессе воспитания мы планомерно должны формировать у школьников именно такое состояние, которое характеризуется как влечение к занятиям физическими упражнениями с целью развития своих способностей, укрепления здоровья. Без осознанного желания, стремления самих учащихся совершенствовать свои физические возможности нельзя достаточно успешно осуществлять их физическое воспитание.
Формирование у школьников разумных потребностей, в том числе и потребности физического совершенствования, является сложным и многогранным педагогическим процессом. Характер потребностей и процесс их формирования зависят от многих воздействий на ребенка со стороны школы и родителей, средств массовой информации, литературы и искусства, общественных организаций. При этом сам школьник должен стать активным участником процесса формирования личных потребностей, и от его сознательности и активности во многом зависят успехи в этом деле.
Вопрос о том, как формировать у учащихся потребность физического совершенствования, в методике физического воспитания разработан, к сожалению, слабо. В пособиях для учителей понятие «привитие потребности» встречается редко. Мало освещена эта проблема и в периодической печати. Учителям, каждому по своему усмотрению, приходится решать эту задачу самостоятельно. В таких условиях важное значение имеет целенаправленная работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта.
Анализ передовой практики показывает, что процесс формирования у школьников потребности физического совершенствования состоит из следующих взаимосвязанных направлений: 1) воспитание у детей положительного отношения, интереса к занятиям физическими упражнениями; 2) вооружение школьников знаниями по физической культуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости систематически заниматься физической культурой; 3) формирование умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями; 4) практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой в режиме школьного и внешкольного времени.
Названные выше направления достигаются в практике работы школ в тесной взаимосвязи, в едином учебно-воспитательном процессе. Выработка у детей начиная с 1 класса интереса к процессу выполнения физических упражнений становится одним из мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования соответствующей потребности. У младших школьников интерес, как правило, рождает положительные эмоции, вызванные непосредственно самим процессом выполнения упражнений. В средних и старших классах наряду с развитием интереса большое значение приобретает формирование у школьников убеждений, благодаря которым занятия физической культурой воспринимаются как необходимое условие разумно организованной повседневной жизни.
Во всех школах, где ведется такая работа, у детей отмечаются положительные изменения в проявлениях своего отношения к физическому совершенствованию. Эти проявления у разных ребят различные, и зависят они от уровня развивающейся потребности.
Важную роль в привитии учащимся интереса к занятиям физическими упражнениями, потребности в них играет личный пример учителей физической культуры, классных руководителей, учителей начальных классов.
Только вооружив учеников умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, можно рассчитывать на успех воспитания у учащихся потребности физического совершенствования. Таким образом, каждый урок должен стать определенной ступенькой в формировании данной потребности. Формируя у детей умения самостоятельно выполнять упражнения, организовывать подвижные и спортивные игры, не следует забывать и о стимулировании детей к таким занятиям со стороны родителей, семьи, поскольку самостоятельные занятия дома или по месту жительства учащиеся осуществляют по собственной инициативе, руководствуясь своими убеждениями в их необходимости.
Самовоспитание при помощи физической культуры направляется не только на укрепление здоровья, физическое совершенствование, но и привитие учащимся положительных моральных и волевых качеств, на умственное развитие и, наконец, на избрание ими будущей профессии.
Важным разделом работы по привитию школьникам потребности физического совершенствования является формирование у них соответствующих убеждений. Основой для формирования убеждений являются знания по физической культуре. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся.
Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителем значение занятий физической культурой для всестороннего развития, повышения физической и умственной работоспособности, выработки положительных морально-волевых качеств. При этом важную роль играет личность учителя, единство его слов о физической культуре и практического применения им ее средств в своей повседневной жизни.
Большое значение для формирования у школьников устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи.
Уже сам факт, что родители учатся оценивать физическое развитие и двигательные возможности своих детей, положительно влияет на отношение семьи, всех ее членов к физической культуре. Практическое приучение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом в режиме школьного и внешкольного времени является решающим условием выработки у них потребности физического совершенствования. Теперь родители знают, что потребность формируется через привычку. Ведь привычка – это сформированный навык, выполнение которого стало потребностью.
Результаты работы каждого учителя по привитию школьникам потребности физического совершенствования дают основание полагать, что достижению успехов в этом деле способствует целенаправленное формирование интереса к занятиям физическими упражнениями, умений самостоятельно выполнять их, последовательное привитие детям убеждений в ежедневном использовании средств физической культуры.