Из опыта работы учителя математики: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики»

Из опыта работы учительницы математики и информатики
Хусаиновой Гульнары Римовны.


Образование высшее, СГПИ, физмат, 1988 год.
Специальность по диплому-учительница математики и физики.
Стаж работы 25 лет.
Категория первая, 2010
Курсы повышения квалификации по программе « Математика» СГПА имени Зайнаб Биишевой, 2010 год. Методика преподавания информатики 2011 год. на базе БИРО
Тема самообразования «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ»
25-летний стаж работы учителем математики позволяет сделать некоторые обобщения. С первого урока говорю ребятам: «Полюбите математику так, как люблю ее я». Ведь М АТЕМАТИКА– наука «замечательная», в ней можно замечать , наблюдать, сравнивать, находить закономерности. В математике почти ничего не надо зазубривать – следует понять и научиться применять, и тогда все запомнится само собой.
Мне неоднократно доводилось наблюдать на уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Я попыталась выяснить причину такого безразличного отношения к приобретению нового и узнала, что причин несколько. Во - первых, это непонимания того, о чём говорит учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв понимания. Во-вторых, учитель не привёл достаточных доводов для введения нового, и учащиеся не видят необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания. В-третьих, ученик увлечён чем-то другим и его не интересует предмет, мешающий его увлечению. В-четвёртых, есть учащиеся которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения. Ко всем этим категориям учащихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения. Возник вопрос- «Как развить у детей стремление к знаниям?». Появился ответ- им должно быть интересно, учащиеся должны сами захотеть получить эти знания, т.е. необходимо повысить и активизировать их познавательную активность. В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Познавательная активность-это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получит удовлетворения от получаемых результатов, не знает или не видит путей применения знаний на практике. И в этом ему поможет, в первую очередь, сама математика.



Раскрывая детям внутреннюю красоту математики, показывая силу её эмоционального воздействия, учитель помогает им учиться радостно, с интересом, побуждает их к творческому отношению к предмету. В данной работе я предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, особенностей класса. это: использование проблемного обучения, самостоятельность в получении знаний;
наглядность, доступность, открытость обучения; оригинальность решений задач различными способами; связь науки и практики; самостоятельные и проверочные работы с использованием аналогий и тестирования; творческие, поисковые задания учащихся; использование на уроках элементов игры, историзма, занимательности; различные формы работы с книгой; изложение материала блоками, использование лекционно-семинарской системы; наблюдение за речью учащихся и учителя; внеклассная работа по предмету. использование ИКТ на уроках.
Сложилась определенная система работы с сильными учащимися.Индивидуальная работа (как правило, внеклассная) включает в себя изучение дополнительной литературы и написание рефератов, решение задач по специальному сборнику, индивидуальные консультации, олимпиады, Сильные ученики решают контрольные работы повышенной сложности, участвуют в конкурсах, викторинах, КВН, изучают дополнительный материал, решают задачи , тесты различных конкурсов; Например, призовые места во всероссийских олимпиадах ИРШО г . Калининграда. и т.д. В кабинете имеется раздаточный материал, ноутбук для использования на уроках и учебно- методическая литература. Основными методами моей работы со слабыми учащимися являются методы щадящей педагогики: устный счет на каждом уроке;  работа у доски в парах;  решение по образцу;  заполнение пропусков в тексте; выделение опорных -слов в определениях и правилах;  решение задач с известным ответом;  решение задач по алгоритму;контрольные работы, составленные из решавшихся задач; контрольные работы по заранее (накануне) данным текстам; уроки -игры.
За последние годы результаты срезов знаний и контрольных работ показывают, что в среднем в моих классах успеваемость-100%, качестао знаний – 78,9% Я считаю, что такая работа дает результаты:многие мои выпускники успешно обучаются в ВУЗах и колледжах, а те кто окончили школу давно- сегодня стали хорошими специалистами.








13PAGE 15







P1060831 - копияP1060844 - копия15