Исследоваельская работа по еме Влияние занятий туризмом на школьника
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа № 10
городской округ город Выкса Нижегородской области
Исследовательская работа
«Влияние занятий туризмом на школьника»
Естественнонаучное отделение
Секция физической культуры
Работу выполнила:
Ученица 6 класса
Казакова Алина Кирилловна
Руководитель:
Учитель МБОУ ОШ № 10
Усова Ольга Сергеевна
2016 г.
Содержание
Аннотация3
Введение...5
Основная часть
Из истории туризма.7
Общая характеристика школьного туризма..8
Туризм как средство физического воспитания...10
Значение туризма для формирования жизненно важных знаний, умений и навыков...11
Материалы и методы исследования
Организация исследования...13
Изучение уровня физической подготовленности школьников..14
Изучение уровня познавательной активности школьников17
Определение групповой сплоченности.17
3. Заключение.
3.1 Анализ результатов исследования19
3.2 Вывод.20
4. Используемая литература21
5. Приложения22
Аннотация
В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках.
А туризм – это отдых в сочетании с элементами спорта и познавательными задачами.
Гипотеза: мы предполагаем, что занятия туризмом положительно повлияют на развитие двигательных качеств у учащихся школы и их познавательную активность.
Цель исследования: доказать, что занятия туризмом эффективно влияют на общее развитие школьников.
Предмет исследования: результаты контрольный нормативов, анкетирования и опроса.
Задачи:
Изучить учебную и дополнительную литературу для получения информации о туризме.
Провести анкетирование на определение групповой сплоченности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Сравнить степень физической подготовленности обычных школьников и занимающихся туризмом.
Выяснить уровень познавательной активности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Создать презентацию и познакомить с результатами работы обучающихся моей школы.
Методы и приёмы: теоретический анализ источников информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами), анкетирование, обобщение, наблюдение, эксперимент, математический расчёт.
Практическая значимость: эта работа поможет узнать о влиянии занятий туризмом на организм школьника. Данные исследовательской работы можно использовать в качестве материала для вовлечения учащихся нашей школы к занятиям в кружке по туризму.
Введение
Пешеходный туризм самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей.
Главная задача занятий по туризму удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Теоретические занятия туризмом взаимосвязаны с краеведением, географией, экологией и топографией. Объектами краеведения является природа края, население и экономика края, его история и искусство, входящими в туристскую подготовку детей школьного возраста. Краеведение как одна из сторон теоретической подготовки школьников, может удовлетворять главную человеческую потребность - стремление к познанию окружающего мира, тем самым создавая условия для развития познавательных способностей.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей "группы риска".
Следует так же отметить, что современные школьники стали меньше общаться между собой, что обусловлено рядом причин. Во-первых, дети считают, что намного интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься различными видами спорта или активным отдыхом, даже на переменах большинство школьников самостоятельно играют «в телефон», вместо подвижных игр. Во-вторых, секции платные и не каждый родитель может позволить своему ребёнку их посещать, а так же большинство из них находится далеко от дома. В-третьих, выполнение домашних заданий занимает много времени, которого не остается на активный отдых, что способствует возникновению гиподинамии. Результатом дефицита общения является сложность адаптации школьника в группе сверстников.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные влиянию туризма на детский организм. Однако мы решили изучить эту тему на примере своей школы, и в этом заключается новизна нашего исследования.
Основная цель работы – доказать, что занятия туризмом эффективно влияют на развитие школьников.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Изучить учебную и дополнительную литературу для получения информации о туризме.
Провести анкетирование на определение групповой сплоченности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Сравнить степень физической подготовленности обычных школьников и занимающихся туризмом.
Выяснить уровень познавательной активности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Создать презентацию и познакомить с результатами работы обучающихся моей школы.
1. Основная часть
1.1. Из истории туризма
Человек Путешествующий был всегда. Сначала «путешествия» были вызваны необходимостью добывания пищи, да и сейчас мы «путешествуем» за грибами, за ягодами, за рыбой и зверем. Затем в путешествиях стал преобладать научный характер – добывание знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение Земли. Путешествия стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов.[3]
Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в древнем мире. Так, в VI в. до н. э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот, описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Вторая его книга посвящена Древнему Египту, который он посетил после 459 г. н. э.
Много путешествовали древние греки и по своей стране (поездки в Олимпию на олимпийские игры), совершали далекие путешествия к целебным источникам, а также к «святым местам».[4]
Во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VIII в. н. э.) и европейцами (в том числе Марко Поло – ХII в. н. э.) было сделано много записей о путешествиях. Путешественники оставили после себя замечательное литературное наследие. Так, поэт Баско, посетивший Японию в ХV в., написал мемуары, которые по сей день служат прекрасным справочным материалом нынешним туристам. Туризм в это время имел, как правило, не познавательный характер, а был ориентирован на встречи важных персон и делегаций, а также на посещение священных мест.
В эпоху Просвещения (XVII в.) Ж. Ж. Руссо, Г. Либли и др. видели в туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья, а их учение «Познание природы и стремление к выработке норм естественного поведения» способствовало развитию туризма. Ж. Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности.
1929 год принято считать годом рождения советского туризма.
1.2. Общая характеристика школьного туризма
Туризм – вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.
Туризм – это путешествие в свободное время по всей стране и в другие страны, когда отдых сочетается с элементами спорта и познавательными задачами.
Туризм – это вид активного отдыха – путешествия (поездки, походы), совершаемые организованно или самостоятельно для отдыха, со спортивными или познавательными целями.
Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.
Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей, и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых. [1]
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников, совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть, заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма. В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.
В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового закаленного человека. Он учит дружбе, трудолюбию, дисциплинированности, инициативе, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает при выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
1.3. Туризм как средство физического воспитания.
Туризм как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др).
В наш технический век появилась гиподинамия нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить воду есть водопровод, не надо заготавливать дрова газовая или электрическая плита решит эту проблему.
Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество:
низкий уровень доходов населения,
неустроенный семейный быт,
родительский алкоголизм и наркомания,
чрезмерное увлечение компьютерной работой,
просмотром телепередач,
малоподвижный образ жизни,
перегруженность школьников занятиями,
низкая культура проведения свободного времени,
отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое.[2]
По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры дают малый процент двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные деятели науки и культуры связывают свой отдых с туризмом.
1.4. Значение туризма для формирования жизненно важных знаний, умений и навыков.
Походная жизнь учит многому. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком!
Неотъемлемой частью школьного туризма является краеведческая работа. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
2. Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
Работая с дополнительными литературными и интернет источниками, я узнала, что регулярные занятия туризмом оказывает положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, они более дружелюбны, дисциплинированны и эрудированны.
Для того, чтобы выяснить это, мною было проведено исследование с целью определения влияния туристской деятельности на двигательные способности учащихся моей школы, всестороннее развитие личности школьников и её взаимодействие с коллективом.
Экспериментальная работа осуществлялась в период с 10 сентября 2015 года по 20 января 2016 года и длилась 6 месяцев. В качестве экспериментальной группы и контрольной группы были выбраны 20 учащихся 5-6 классов.
В контрольной группе проводились уроки физической культуры по примерной программе, предусматривающей три урока физкультуры в неделю.
В экспериментальной группе уроки проводились также по программе государственного образовательного стандарта 3 раза в неделю, но во внеурочное время школьники посещали занятия с использованием средств туризма и туристско-краеведческой деятельности дважды в неделю.
2.2. Изучение уровня физической подготовленности
Для выявления и оценки уровня физической подготовленности было проведено тестирование (См. приложении №1).
а) Тест на гибкость.
Наклоны вперед из положения сидя.
На полу обозначить центровую перпендикулярные линии. Сидя на полу, ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30см. выполняется три наклона вперед, руки вверх. На четвертом регистрируется результат на перпендикулярной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течение пяти секунд, при этом не допускается сгибание в коленях.
б) Тест на выносливость.
Бег 1000 метров.
в) Тест на координацию.
Челночный бег 4х9 м/с.
Тест проводят в зале по заранее нанесённой разметке. Проводят две линии на расстоянии 9 м друг от друга (линии старта и финиша). По команде включается секундомер, испытуемый берет один кубик, который лежат за линией старта, подбегает к линии финиша, кладет кубик на неё, бежит к линии старта, берет второй кубик, финишируют вместе с кубиком.
г) Тест на скоростную способность.
Бег 30м/с.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 1 – Динамика результатов по гибкости в экспериментальной и контрольной группе в ходе исследования.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 2 – Динамика результатов на выносливость в экспериментальной и контрольной группе в ходе исследования.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 3 – Динамика координационных показателей в экспериментальной и контрольной группе в ходе исследования.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 4 – Динамика результатов скорости в экспериментальной и контрольной группе в ходе исследования.
Вывод. Нами проведен анализ изучаемых показателей в экспериментальной и контрольной группе в ходе исследования. Анализируя результаты физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах, через 6 месяцев после начала эксперимента, можно сказать что, значения стали немного выше исходных. Но более высокие отличия в динамике роста показателей отмечаются в экспериментальной группе. Динамика результатов по гибкости в экспериментальной и контрольной группе показана на рисунке 1, выносливости на рисунке 2, координации показана на рисунке 3 и скорости показана на рисунке 4.
По анализу уровня физической подготовки у учащихся занимающихся туризмом улучшается общая физическая работоспособность организма.
2.3. Изучение уровня познавательной активности
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности (См. приложение №2).
Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу (См. приложение №2).
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемой группе.
Вывод. Анализ оценки познавательной активности в контрольной группе показал низкие результаты, а анализ оценки познавательной активности в экспериментальной группе – средний. Из этого можно сделать заключение, что школьный туризм является средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков.
2.4. Определение групповой сплоченности
В качестве материала для исследования я взяла методику определения индекса групповой сплоченности Сишора (См. приложение №3).
Вывод. Результаты анкетирования (См. приложение №4) показали, что групповая сплоченность за прошедшие 6 месяцев эксперимента увеличилась в обеих группах, но в экспериментальной по отношению к контрольной результаты были выше:
у 6 школьников экспериментальной группы по результатам теста Сишора уровень групповой сплоченности высокая, у остальных - сплоченность выше среднего;
в контрольной группе у 4 учащихся сплоченность оценивается выше среднего, у остальных – сплоченность среднего уровня.
Школьники из экспериментальной группы стали более общительными, доброжелательно относятся к одноклассникам, по возможности помогают им, в классе сформировался комфортный микроклимат, в то время как показатели контрольной группы остались на исходном уровне. На наш взгляд это связано с тем, что дисциплинированное поведение школьника в походе – это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого к выполнению своего долга перед коллективом. На этой основе возникают товарищеское сотрудничество, отношения взаимопомощи, умение и желание подчиняться, руководить, осуществлять контроль. Укрепляют эти отношения единые цели и задачи туристского коллектива, их высокая общественная значимость. Если в школе общественная деятельность в основном формирует у учащегося нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность служит основой для закрепления их в поступках, поведении.
Заключение
Анализ результатов исследования.
На основании изученных мною информационных источников и проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, насколько большое значение имеет занятия туризмом. Оно оказывает огромное влияние на здоровье человека, расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает при выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
В результате проведенной работы гипотеза подтвердилась: занятия туризмом положительно влияют на развитие двигательных качеств у учащихся школы и их познавательную активность. Цель, поставленная в начале этого исследования, была достигнута. Занятия туризмом эффективно влияют на общее развитие школьников.
И чем больше я занималась вопросом влияния школьного туризма на общее развитие учащихся, тем больше убеждалась в том, что правильно выбрала эту тему. В дальнейшем используя свой опыт (пусть и небольшой), постараюсь вовлечь своих друзей в туристский кружок.
Вывод.
Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые практически постоянно находятся в городе. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. А потому любой выезд за город является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Туристские походы учащихся, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.
Туристская деятельность не только оздоравливает, но и обогащает знаниями и умениями школьника, вырабатывая у него такие важные качества, как дисциплинированность, трудолюбие, активность, взаимопомощь и др.
Литература
Бринк И.Ю. Ателье туриста – М.Физкультура и спорт, 1990. – 421с.
Макаревич Э.А. Туристские походы выходного дня. – 2-е изд. перераб. И доп. – Мн.:Полымя, 1985. – 79 с.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. 2-е изд., дополненное, М.:ФЦДЮТиК, 2006. - 208 с.
Курилова В.И. Туризм: - М.:Просвещение, 1988. – 224 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Инструмент русского языка им. В. Виноградова. -4-е изд. дополнение. – М.:ООО “Издательство ЭЛПИС”, 2003.-944стр.
Интернет – источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение № 1
Таблица 1.
Уровень физической подготовленности учащихся контрольной группы в ходе исследования
Имя, Ф.
Гибкость, см
Выносливость, мин.с
Координационные, м
· с
Скоростные, м
· с
Александра Л.
сентябрь
5
6,16
13,2
6,8
январь
5
6,20
13,1
6,8
Анна П.
сентябрь
7
6,17
12,5
6,5
январь
6
6,12
12,5
6,4
Артем Г.
сентябрь
10
5,10
11,0
5,7
январь
11
5,07
10,6
5,6
Владимир К.
сентябрь
2
5,08
11,5
5,4
январь
2
5,03
11,0
5,4
Владислав Е.
сентябрь
9
4,53
10,8
5,6
январь
10
4,50
10,6
5,5
Григорий Д.
сентябрь
4
3,32
11,6
5,2
январь
6
3,30
10,8
5,1
Екатерина Ш.
сентябрь
6
5,08
13,9
6,0
январь
6
5,10
13,8
6,2
Елизавета С.
сентябрь
11
4,58
11,6
6,3
январь
12
5,07
11,6
6,2
Кристина Г.
сентябрь
7
6,10
11,8
6,1
январь
7
6,02
11,6
6,1
Никита Б.
сентябрь
6
3,32
10,2
5,2
январь
7
3,28
10,0
5,0
Сумма
сентябрь
67
49,44
118,1
58,8
январь
72
49,69
115,6
58,3
Среднее значение
сентябрь
6,7
4,94
11,8
5.9
январь
7,2
4,97
11,6
5,8
Таблица 2.
Уровень физической подготовленности учащихся экспериментальной группы в ходе исследования
Имя, Ф.
Гибкость, см
Выносливость, мин.с
Координационные, м
· с
Скоростные, м
· с
Александра К.
сентябрь
7
5,07
12,4
5,6
январь
8
4,41
11,8
5,6
Алина К.
сентябрь
10
4,50
11,4
5,5
январь
10
3,58
10,8
5,2
Анна Ш.
сентябрь
8
6,02
12,0
5,8
январь
10
5,27
11,4
5,6
Виктория А.
сентябрь
9
5,15
12,6
6,2
январь
9
5,02
12,1
6,1
Дарья С.
сентябрь
6
4,32
11,5
5,6
январь
8
4,08
10,8
5,5
Елена П.
сентябрь
9
4,50
10,8
5,8
январь
11
4,04
10,0
5,4
Марина П.
сентябрь
5
5,34
12,2
5,6
январь
5
5,28
12,0
5,6
Татьяна К.
сентябрь
7
4,56
11,2
5,5
январь
8
4,06
10,7
5,4
Ульяна М.
сентябрь
3
5,31
11,5
6,1
январь
4
5,01
11,3
6,1
Яна Б.
сентябрь
4
5,12
12,2
5,9
январь
5
4,42
11,9
5,9
Сумма
сентябрь
68
49,89
117,8
57,6
январь
78
45,17
112,8
56,4
Среднее значение
сентябрь
6,8
4.99
11,8
5,8
январь
7,8
4,52
11,3
5,6
январь
Приложение № 2
Методика «Оценка уровня познавательной активности»
Показатели
1
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения
2
Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.
3
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.
4
Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.
5
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.
6
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний
7
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.
8
Содержательно высказывает свою мысль, идею.
9
Легко генерирует идеи.
10
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.
11
В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.
12
Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.
13
Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.
14
Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.
15
Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.
16
Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.
17
Видит пути совершенствования.
18
Может проявить собственное отношение к фактам.
19
Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.
Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Приложение № 3
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы ты оценил свою принадлежность к группе?
Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
Участвую в большинстве видов деятельности (4)
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
Живу и существую отдельно от нее (1)
Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
II. Перешел бы ты в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
Да, очень хотел бы перейти (1)
Скорее перешел бы, чем остался (2)
Не вижу никакой разницы (3)
Скорее всего остался бы в своей группе (4)
Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
Не знаю, трудно сказать (1)
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
Хуже, чем в большинстве классов (1)
Не знаю, трудно сказать (1)
IV. Какие у вас взаимоотношения с учителями?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
Не знаю. (1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности
15 баллов и выше - высокая;
12- 14 баллов - выше средней;
8 - 11- средняя;
5 - 7 - ниже средней;
4 и ниже - низкая.
Приложение № 4
Таблица 1.
Уровень групповой сплоченности контрольной группы
Имя Ф.
Вопрос № 1
Вопрос № 2
Вопрос № 3
Вопрос № 4
Вопрос № 5
Итог
Уровень
Александра Л.
4
4
1
3
1
13
В.с.
Анна П.
4
3
1
1
1
10
С.
Артемий Г.
4
1
1
2
2
10
С.
Владимир К.
3
2
1
2
2
10
С.
Владислав Е.
4
5
2
2
1
14
В.с.
Григорий Д.
3
3
2
1
1
10
С.
Екатерина Ш.
4
4
1
1
1
11
С.
Елизавета С.
4
4
2
2
2
14
В.с.
Кристина Г.
4
4
1
2
2
13
В.с.
Никита Б.
4
3
1
1
2
11
С.
Таблица 2.
Уровень групповой сплоченности экспериментальной группы
Имя Ф.
Вопрос № 1
Вопрос № 2
Вопрос № 3
Вопрос № 4
Вопрос № 5
Итог
Уровень
Александра К.
5
4
3
3
1
16
В.
Алина К.
5
5
3
3
3
19
В.
Анна Ш.
5
5
3
3
3
19
В.
Виктория А.
4
3
2
2
2
13
В.с.
Дарья С.
5
5
3
3
2
18
В.
Елена П.
4
5
3
3
3
18
В.
Марина П.
5
1
3
3
1
13
В.с.
Татьяна К.
4
5
2
2
2
15
В.
Ульяна М.
3
2
1
4
2
12
В.с.
Яна Б.
4
4
1
3
2
14
В.с.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115