Влияние занятий туризмом на организм школьника


Влияние занятий туризмом на организм школьника
Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам и регионам, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением.
Естественно думать, что подобный отдых они желали бы организовать и для своих детей.
Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых (Г.Ф. Шаповал, 1999).
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения (К.Б. Бардин, 2002).
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма (Б.П. Моргунов, 2000).
В целом, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. Современный школьник очень нуждается в таком влиянии.
Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90% . Объяснений этому факту можно привести множество: низкий уровень доходов населения, неустроенный семейный быт, родительский алкоголизм и наркомания, чрезмерное увлечение компьютерной работой, просмотром телепередач, малоподвижный образ жизни, перегруженность школьников занятиями, низкая культура проведения свободного времени, отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое.
В такой ситуации любые нравственно положительные средства хороши для оздоровления и развития детей (М.Б. Биржаков, 2001).
В связи с этим, представляется несомненно актуальным заполнить досуг детей поездками и путешествиями под присмотром взрослых специалистов с соответствующей культурной и оздоровительной программой.
Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, проявляющееся в увеличении ударного объема крови, увеличения мощности вдоха, выдоха, улучшении силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Многолетние наблюдения за туристскими группами школьников, участниками одноразовых многодневных пеших, велосипедных, лыжных походов помимо положительного влияния на их организм показали, что различные виды туризма по-разному влияют на отдельные системы (И.С. Юньев, 2004).
Так, на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины — пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов — в лыжных. Многолетние (4—5 лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе туризмом, к 16 годам увеличивается по сравнению с их показателями 12-летнего возраста на 46,7%, то у регулярно занимающихся туризмом она увеличивается на 63,9%; у занимающихся спортом — на 101,7%. У мальчиков увеличение кистевой силы составляет соответственно 81,2 %, 99,9% и 126,5%.
Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологически обусловленным и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма. У занимающихся туризмом имело место, более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы. Глубина дыхания 13-летних девочек увеличилась по сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 68,9%, в то время как у занимающихся туризмом она увеличилась на 93,6%. У мальчиков глубина дыхания увеличилась соответственно на 57,4% и 98%. Максимальная вентиляция легких у девочек увеличилась соответственно на 31,4% и 59,0%, у мальчиков - соответственно на 39,1% и 69,2% (А.А.Булгаков, Г.Я. Рыжавский, 2002) .
Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Так, по данным наблюдений, результат прыжка в длину с места у девочек 16 лет, не занимающихся ни спортом, ни туризмом, улучшился по сравнению с 12-летними на 5,3%, у занимающихся туризмом - на 9,1%, у спортсменок - на 27%. Улучшение этого показателя у мальчиков составило соответственно 16,4%, 24% и 31,4%.
Вот почему сегодня школьный туризм в тесном контакте с краеведческой работой во время походов столь популярен среди школьников и молодежи. Туристские походы познавательно-оздоровительной направленности уже широко используются многими школами для решения и углубления знаний учащихся, формирования их мировоззрения, оздоровления (Е.И.Ильина, 2000).
Таким образом, занятия туризмом благотворно влияют не только на физическое, но и на умственное, нравственное и эстетическое развитие школьника.
Список использованной литературы:
Бардин, К.Б. Азбука туризма / К.Б. Бардин. - М., 2002. – 64 с.
Биржаков, М.Б. Введение в туризм /М.Б. Биржаков. - М - СПб, 2001. – 254 с.
Булгаков, А.А. Два дня в конце недели /А.А. Булгаков, Г.Я. Рыжавский. - М., 2002. -57 с.
Ильина, Е.И. Основы туристской деятельности / Е.И. Ильина. - М, 2000.- 168с.
Моргунов, Б.П. Туризм /Б.П. Моргунов. - М., 1996.- 113с.
Шаповал, Г.Ф. История туризма / Г.Ф. Шаповал. - Минск, 1999.- 118с.
Юньев, И.С. Краеведение и туризм / И.С. Юньев. - М., 2004.- 127с.