План-конспект: Специальное снаряжение для занятий спортивным туризмом
План конспект занятия.
Тема: Специальное снаряжение для занятий спортивным туризмом.
Задачи занятия:
1.Дать первоначальное представление о специальном снаряжении для занятий пешеходным и лыжным туризмом.
2. Расширить кругозор детей в области спортивного туризма, научить пользоваться карабинами, уметь правильно надевать каску;
3.Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Характеристика воспитанников:
- год обучения - первый;
- возраст воспитанников - 11-12 лет;
Ход занятий
1. Организационный момент:
Психологический настрой:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Павлов Евгений Альбертович, я педагог дополнительного образования. Сегодня я ваш тренер, а вы мои воспитанники. Давайте познакомимся.
Вопросы к детям:
1) Какому виду спорта вы отдаёте предпочтение в своей школе?
2) А кто из вас любит играть в спортивные игры, увлекается лыжами или легкой атлетикой?(Ответы детей)
Вводная беседа.
- А вы знаете, что есть такой вид спорта, как спортивный туризм. Моё увлечение со школьной скамьи - это туризм. Повышая своё мастерство и квалификацию, благодаря своей целеустремленности, я добился высокого звания «Мастер спорта России» по спортивному туризму. Входил в состав сборной республики по туристскому многоборью. Многие годы защищаю честь Республики на Всероссийских соревнованиях учителей. А также много лет веду туристический кружок в школе, обучая таких же детей, как и вы туристическому мастерству.
2. Подготовительный момент:
- А теперь, ребята, приглашаю посмотреть слайды, чтобы вы имели представление о туристском многоборье пешего и лыжного туризма.
( Показ слайдов спортивного туристского многоборья /11 слайдов/)
1 Слайд. Один из интереснейших этапов «Переправа по бревну через реку»
На левой фотографии, показано как движется первый участник, а на другой участник движется по перилам. Перила - это натянутая веревка.
2 Слайд. Этап «Подъем», такой этап проходят на соревнованиях по лыжному и пешему туризму. Участники снова поднимаются по веревке.
3 Слайд. Снова этап «Бревно», но только через сухой лог или овраг. Обратите внимание на то, что участники все находятся в касках и у всех надеты обвязки.
4 Слайд. «Параллельные перила» натянуты две веревки, по одной участник движется, а на верхнюю верёвку закрепляется и поддерживается.
5 Слайд. Одним из любимых и трудных этапов у детей является «навесная переправа». Закреплены две веревки, спортсмен закрепляется двумя карабинами и с помощью ног и рук переправляется.
6 слайд. Этап «Спуск», зимой спускаются с помощью лыж, но есть спуски и без лыж. На этом этапе всегда участники движутся в рукавицах.
7 Слайд. Этап «Брод» - это движение по воде, с помощью веревки и без неё.
8 Слайд. Самый интересный этап - это «Спуск Дюльфер». Проводится по вертикальным перилам, при помощи «восьмерки».
9 Слайд. Чтоб ребята умели преодолевать страх и чувствовали себя уверенней на этапах я провожу занятия по скалолазанию.
10 слайд. Спортивное ориентирование.
11 слайд. Многодневные спортивные походы.
- Если вы внимательно просмотрели слайды, то я надеюсь, что вы сможете назвать то, что необходимо для занятия туризмом. (Ответы детей)
- Ребята, сегодня на нашем занятии я вас ознакомлю со специальным снаряжением для занятий спортивным туризмом. С некоторыми видами снаряжения мы познакомимся, и вы научитесь на практике пользоваться этим снаряжением. Я уверен, что эти знания вам могут пригодиться в повседневной жизни.
3. Основной этап:
Усвоение нового материала.
А) Показ и объяснение значений каждого вида;
Новые слова: страховочная система, карабин, беседка, ролик, восьмерка, петля самостраховки, блокировочная веревка, схватывающий узел. Рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка.
Веревка.
Для туриста важнейшая часть снаряжения. С помощью веревки мы преодолеваем все препятствия. Она должна удержать в случае срыва, т.е. необходима для страховки. Общепринятая длина веревки 10, 20 и 40 метров;
Защитная каска.
В основном применяем монтажные строительные каски
для соблюдения техники безопасности на занятиях и соревнованиях;
Универсальная страховочная система - один из основных предметов снаряжения, обеспечивающий безопасность спортсмена - туриста. Состоит из грудной обвязки и беседки, работает по принципу парашютной системы;
Карабины, ролик - соединительные звенья между веревками. Восьмерка создана для спусков;
«Прусик» (схватывающий узел) - применяют во вспомогательных целях, когда не испытывает значительного трения при спуске, резком прохождении веревки через узел;
Рукавицы применяют для страховки и на этапах «спуск». Педагог демонстрирует одевание обвязки и прохождение по верёвке.
Практическая работа.
- Давайте попытаемся самим выполнить некоторые практические моменты. Постараемся научиться пользоваться некоторыми приёмами работы со снаряжением. Предлагаю построиться полукругом и надеть каждому воспитаннику каску.
-А теперь научимся работать с карабином. ( Педагог демонстрирует работу карабина, обращает внимание на правильность выполнения приёмов)
Закрепление материала и его систематизация.
- Давайте проверим, как вы научились делать эти упражнения. Проведу состязание между командами. Участник должен подбежать к верёвке, подстегнуть и отстегнуть карабин, вернуться на место и передать эстафету другому участнику. (5 минут)
(Состязание в правильности и быстроте детьми при работе с карабином)
4. Проверка усвоения материала занятия
- Вам предлагаю игру под названием «Я начну, а вы продолжите».
1)С помощью неё мы преодолеваем все препятствия. Она должна удержать нас в случае срыва. (Верёвка)
2) Соединительные звенья между веревками называют…(Карабин)
3) Применяют для страховки и на этапах «спуск». (Рукавицы)
4) Один из основных предметов снаряжения, обеспечивающий безопасность спортсмена - туриста (Страховочная система).
5) Вспомогательное устройство при спуске («Прусик»).
- Я показываю, а вы говорите название снаряжения (Рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка) (Показ верёвки).
Одним из главных снаряжений является веревка. Я предлагаю проверить её на прочность.
Игра «Тяни верёвку». ( Перетягивание веревки двумя командами.)
5. Подведение итогов
- Пришло время подвести итог нашего с вами занятия.
- Что сегодня вы узнали нового?
- Ребята, подумайте и скажите, могут ли вам пригодиться эти знания в экстремальных чрезвычайных ситуациях? А где?- Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече?
-Хочу поблагодарить вас за активность, за вашу смелость и умение работать в группе. Чувствуется, что из вас получатся настоящие туристы.
- Дорогие ребята, я надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для вас. Мне очень хотелось бы в дальнейшем с вами встретиться на соревнованиях и туристских слётах нашей республики.
Релаксация
Любимая песня моих воспитанников кружка, которую мы поём и в походе и на слётах у костра.
(Садимся в круг, и исполняется песня «Любимая») 2 куплета.
1. Ничего на свете лучше нетуЧем друзья, бродить по белу свету,
За спиной палатка, кружка, ложка
Котелок и юмора немножко. 2 раза.
2. Целую неделю мы в учебе
Лишь одни проблемы и заботы
А когда всё уже нам надоело
На турслёт мы можем ехать смело! 2 раза.
3. Скажем мы вам очень честно, братцы
Здорово вот так вот всем собраться,
Взять с собой гитару и палатку
И отправиться хоть на Камчатку. 2 раза.
4. Сядем у костра с друзьями вместе
И опять споём мы эту песню
Лучше друзья туриста - это
Лес, и горы, и конечно лето! 2 раза.