«Учебно-исследовательская деятельность как важнейший компонент в системе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Трубникова Галина Борисовна, учитель русского языка и
литературы МКОУ «Верхнехавская СОШ №2»
с. Верхняя Хава Верхнехавского района Воронежской области.
«Учебно-исследовательская деятельность как важнейший компонент в системе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Работаю учителем русского языка и литературы 35 лет. За столь долгий срок выпустила немало учеников. Искренне радуюсь жизненным и творческим успехам многих из них. Несмотря на далеко не ласковое к педагогике нынешнее время, горжусь своей профессией и люблю её. Считаю, что главной задачей любого педагога является - воспитание творческой личности.
Безусловно, среди детей есть самородки, которым дар творить дала сама природа, и задача учителя – не проглядеть его, а, обнаружив, направить и развить. Отрадно, когда шестиклассница вот так пишет о книге:
Книга - это небо, Книга, как компьютер,
Книга – это солнце, В книге есть и сердце,
Книга – это воздух, В книге есть и печень,
Книга – лучший друг! Книга – человек!
В книге есть рассказы, Книжка – спутник жизни,
В книге есть картинки, Книжка – карта мира,
В книге есть страницы, Книга – сайт знакомства,
Знанья в книге есть! Связывает всех!
Овцинова Юля
Но, к сожалению, таких творчески одарённых детей единицы, а как же работать с остальными?
Мой личный педагогический опыт подсказывает, что важнейшим компонентом системы развития творческих способностей учащихся является учебно-исследовательская деятельность.
Здесь актуальным, на мой взгляд, является использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Интегрированные уроки, всевозможные нестандартные уроки, уроки развития речи предоставляют огромные возможности для такой работы.
Например, в 5 классе мною был проведен урок на тему «Цветок».
Дети сравнивали научный и художественные тексты, анализировали, определяли функциональные особенности стилей, слушали музыку и изображали утреннее пробуждение цветка, сочиняли четверостишия по заданной рифме, отгадывали загадки. Итоговое задание – художественное описание любимого цветка.
В 6 классе проводились интегрированные уроки на темы «Заимствованные слова», «Число. Имя числительное.», урок-практикум «Деловая игра «Корректор», в 10 классе - урок-исследование «Любовная лирика Ф.И.Тютчева», в 11 – «Рукописи не горят». Разумеется, что отдельные элементы таких уроков используются в повседневном обучении.
Уже с 5 класса на уроках русского языка и литературы практикуются задания, развивающие способности к оценочным действиям: анализ устного ответа одноклассника, отзыв о сочинении одноклассника, авторецензия на сочинение, в старших классах – рефераты, мини-исследования по различным филологическим темам, комплексный и лингвистический анализ текста.
В последнее время в педагогической литературе много внимания уделяется проектному обучению, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта. В прошедшем учебном году на занятиях факультативного курса в 11 классе была организована работа по вовлечению учащихся в проектную деятельность. В результате ребята объединились в группы по интересам и выбрали для исследования три темы: «Жаргон. Молодёжный сленг», «Диалекты и их особенности в речи моих односельчан» и « Речевые ошибки в русских шлягерах». Разумеется, формы и методы работы в группах были разные, но все ребята получили умения и навыки, которые пригодятся им в любой области деятельности: во-первых, это опыт групповой работы, во-вторых, - умение ставить задачи и определять оптимальные средства их достижения, в-третьих, это опыт общения в ходе сбора материала (проведение анкетирования среди школьников, опрос населения), в-четвёртых, - обработка и систематизация собранного материала и, конечно же, успешное освоение школьного материала.
Учебно-исследовательская деятельность помогает учащимся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для подобной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Уверена, интересная работа на уроках и во внеурочное время даёт ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Таким образом, использование в работе методов учебно-исследовательской деятельности даёт возможность мне, как учителю, значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления.
15