Статья «Возможности внеклассной работы для реализации этнокультурного компонента»

Возможности внеклассной работы для реализации этнокультурного компонента.
Усольцева Е.В.
Любить Отечество велит природа, Бог.
А знать его, вот честь, достоинство и долг.

Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо усилить его точным, чистым тоном. А возникший резонанс поможет ребёнку проявить, выразить это чувство – одно из самых благородных в человеке. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна, многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет Солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходимая глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей, на многих языках говорят люди, населившие величественную, эту страну. Просторны, синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
Россия - многочисленная страна. Здесь проживают около 130 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимися традициями, укладу жизни, трудовым навыкам.
На территории Голышмановского района проживает более 24 национальностей. Наиболее крупными народами являются русские, казахи, немцы, украинцы, татары, чуваши.
Будущее нашего общества зависит от сидящих за партой ребят их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Без воспитания патриотизма не может быть полноценного гражданина страны. Не мешало бы вспоминать слова Булата Окуджавы: «Вселенский опыт говорит, что погибают царства. Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают от того (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше».
Поэтому наша задача воспитывать уважение к своему дому, земле, Отечеству, учить быть благородным к прошлому и уважать будущее. И в этом, мы считаем, значительную роль играют воспитательные мероприятия.
Наш общешкольный вечер «Я тоже живу в России» рассчитан на средний возраст ребят (7-9 класс).
Основная цель мероприятия: познакомить учащихся с разнообразием народов России, в том числе проживающих на территории Тюменской области, Голышмановского района и обучающихся в нашей школе.
Достижению цели служат задачи воспитывать в детях чувства любви к родному краю, отечественной народной культуре; воспитание патриотизма и толерантности с использованием методического принципа – изучение различных народов на основе диалога культур: развивать у детей задатки и способности к творческой деятельности.
Данное мероприятие позволяет узнать об истории народа. Познакомиться с праздниками, традициями и бытом народов. Позволяет узнать об особенностях национальной кухни, о народных художественных промыслах, о фольклоре или искусстве и т. д.; воспитывает уважительное отношение к традициям любого народа.
Учащиеся развивают умение работать с дополнительной литературой, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, они говорят национальные блюда и костюмы, обыгрывают обряды и игры, исполняют песни и танцы.
Мероприятие имеет большое воспитывающее значение, даёт возможность приобщиться к культурному наследию, формируют региональную общность людей, способствует социализации и адаптации к окружающей социальной среде.

Я тоже живу в России
Вед. 1: Добрый вечер, дорогие друзья!
Вед. 2: Мы рады приветствовать вас, россияне!
Вед. 1: Мать-Россия моя! С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить
Ты, Россия моя, ты Россия родная, заветная
За твою широту, за твою доброту
Я люблю тебя, Родина светлая.
Вед. 2: Всё, что в сердце моём, всё, чем в жизни живу,
Всё, что было и есть, я Россией зову.
Ты мудра и добра, и народы земли
Славят сердце твоё, славят думы твои.
Вед.1: Велики просторы нашей земли, которую населяют очень много народностей. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, свои танцы.
Вед. 2: Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается.
Вед. 1: Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной непритязательной красотой, проявляется у человека в детстве. И с нею, с этой отдельной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Свет, отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь всю жизнь.
Вед.2: Нашей малой Родиной является тюменская земля, наше родное - Голышманово.
Вед.1: По последним данным в России насчитывается 120, компактно
проживающих общностей граждан, той или иной национальности, в том числе около 30 малочисленных народностей. Ещё около 40 дисперсно расселившихся.
Вед.2: В Тюменской области из более, чем 120 наций и народностей: 72% -
Русские, 8,4% - украинцы, 7,3% - сибирские татары.
Вед.1: К числу крупных для региона этнических общностей относятся: белорусы, башкиры, чуваши, немцы, ханты, азербайджанцы, молдаване, казахи.
Вед.2: И в нашей школе обучаются дети разных национальностей: ингуши, чеченцы, казахи, армяне, русские.
Вед.1: Кто говорит, что народ мой умрёт
Или растает, как вешний лёд,
Или вода с берегов его смоет?
Кто говорит такое?
Кто говорит, что под снегом холодным
Насмерть замерзнет песня народная
И даже ветер-странник болтливый-
Вспомнить не может ни слов, ни мотива.
Вед.2: Я думаю, что народы умирают только тогда, когда пренебрегают родными верованиями и обычаями.
А наш вечер посвящён тому, чтобы каждый помнил и знал свои корни и знал особенности народов, проживающих рядом с вами.
Вед.1: Иван Яковлевич Яковлев писал «Русский народ выстрадал всю правду и, нет сомненья, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью». В этих словах сама история и многовековая мудрость нашего народа.
И первых на сцену мы приглашаем учеников 7а класса, которые расскажут нам о самой многочисленной нации России и области – русских.
Вед.2: Чем дальше от родных полей,
Тем больше повторял я силой,
Как голос совести моей,
Как песню: я живу в России.
А мы приглашаем сюда белорусов-7б класс.
Вед.2: У любого народа есть будущее, если он сохранил прошлое. И как бы далеко не забросила вас судьба от родной земли, главное, чтобы она жила в вашем сердце, образе жизни, традициях и обычаях.
А мы приглашаем на сцену 8а класс, который поведает нам об одной из
древнейших культур человечества – армянской культуре.
Вед.1: Начиная с Киевской Руси, наши народы жили вместе, обогащая друг друга, строили свою великую цивилизацию. Это второй по численности народ России и области.
И так, 8б класс представит нам следующий народ,- украинцев.
Вед.2: Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их
детство, где они научились понимать жизнь. Эта могучая сила памяти. Она влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.
А мы приглашаем сюда 9а класс, пусть их рассказ на короткое время перенесёт нас в великую и далёкую Ингушетию.
Вед.1: Хотелось бы представить ещё одну национальность, с которой, думаю я, многие из вас знакомы. Мы знаем их гостеприимство, их приветливость, семейственность. И приглашаем сюда 9б класс - казахи, одна из крупнейших
народностей посёлка.
Вед.2: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Народ, не имеющий таких глубоких корней – бедный народ.
Вед.1: Родина - это огромное, родное дышащее существо, подобное человеку. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её. Чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя родина, моя Россия!».
Вед. 2: Давайте не терять своих корней, гордиться своим происхождением, Знать и любить свою культуру обязан каждый уважающий себя человек.
Вед.1: На этом торжественная часть нашего вечера подошла к концу.

Приложения:
Русские
Исторические корни русских восходят к восточным славянам Киевской Руси (украинцы, белорусы и русские). Основное занятие – земледелие (двуполье и трёхполье). Основные зерновые культуры - рожь, ячмень и овёс. Развивались промыслы – лесные, солеварение, рыболовство и судостроение. Основным типом жилища была полуземлянка со срубленными стенами. В 13 веке появились жилища, разделённые на избу и сени. Символической чертой русского дома - красный угол, расположенный вблизи окон выходящих на юг и восток. В красном углу помещалась полка с иконами (божница). Большое значение имело оформление интерьера (резьба и роспись по дереву), узорные и вылитые ткани.
Традиционная русская одежда шилась из домотканых, льняных, конопляных и шерстяных тканей. Мужская одежда – штаны и туникообразная (без символов на плечах) рубаха, подвязанная поясом, с разрезом ворота посередине. Тип женской одежды – длинная подвязанная поясом рубаха и несшитая юбка. Появился сарафан (северный и новгородский). Головной убор кокошник и платок. Для замужней женщины было обязательно скрывать волосы шапочкой. Для девушек необязательно было скрывать волосы, девушки заплетали волосы в косы и носили традиционную тканевую повязку. Зимой носили верхнюю одежду: кафтаны, шубы, зипуны. Традиционной обувью были плетёные лапти или примитивная кожаная обувь, зимой – валенки (катанки).
Основу традиционной русской кухни составляли злаки, из которых пекли хлеб и варили каши. Хлебную и крупяную основу имели и в праздничные дни: каравай, каша, блины. Из напитков – квас, пиво. Основные овощи – капуста и репа. Употребление касса было ограничено. Рыбная пища была особенно распространена у жителей побережья и рек. Хлеб воспринимали как волшебный символ. Он постоянно находился в углу на крещеном столе. Хлебом благословляли жениха и невесту, встречали гостей в доме, клали в колыбельку. Одним из главных русских продуктов в Сибири являлись пельмени.
Православие являлось традиционной религией на Руси. С давних пор русские гуляния – коляда и обряды. Наиболее развитые обряды до сих пор соблюдают русские семьи. Это святки, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, день Ивана Купала. Праздники сопровождались гаданиями, катаниями с гор, пекли блины, обливались водой, водили хороводы.
(танец – хоровод)
Торжественно отличались лесные традиции – хромовые, уличные, обедные. Они сопровождались многолюдными гуляниями, пирами, ярмарками. Основой этих народных гуляний была русская народная песня.

Украинцы
В Тюменской области насчитывается более 600 тысяч жителей родом с Украины, которые составляют самую многочисленную украинскую диаспору в Российской Федерации. Kaк свидетельствуют исторические источники, первые украинцы появились здесь вместе с казаками Ермака. Вольнолюбивый народ в поисках свободной жизни стихийно бежал от крепостничества в отдалённые районы империи. Более позднее переселенцы - это репрессированные первой волны, когда по постановлению властей в 30 - 40-е годы 20 века с Украины выселялись целыми деревнями, так называемые «кулаки» и «подкулачники», оставшиеся здесь со временем на постоянное жительство. Такой же участи удостоились и те, кто в годы войны оказался на оккупированной немцами территории – по тогдашней терминологии, «украинские националисты и люди, люди сочувствующие национальному движению». И наконец, период активного освоения нефтегазовых богатств Тюменского Северу в соответствии с принятым в то время постановлением советского правительства, Украинская ССР была закреплена за Тюменской областью, и сюда направляли целые организации, предприятия, которые сохранились и работают здесь до сих пор. И, сегодня тюменские украинцы – это украинцы в 6-7-м поколении. Они принесли в эти края свою культуру и национальные традиции. В основном своём большинстве украинцы тюменского региона отмечают, что в их характере много черт, объединяющих с русскими. Но есть и то, что их отличает. Например: национальная одежда (шаровары, черевички, вышитые кофточки и передник, венок из развевающихся волной разноцветных лент). Национальные блюда: борщ, вареники, буженина, тушенная с капустой, и многое другое, а главное сало. Известные люди: Тарас Шевченко, Леся Украинка и многие другие. Праздники: Иван Купала, Пасха, Благовещенье и Рождество с колядой. Песни, которые так близки российскому народу.
Казахи
В нашем Голышмановском районе живёт очень много казахов. Все мы живём по нашим законам гостеприимства, соблюдаем обычаи наших предков, знаем из какого мы племени ирода. При встрече незнакомые казахи спрашивают друг друга кто твой отец, из какого рода, и если оказываются выходцами из одного рода, то всё значит родственники.
В нашей национальности как в любой, есть разные люди, богатые и бедные, но они никогда не забудут, что они казахи, из какого рода, племени, что надо почитать и уважать старших, не обижать младших, соблюдать все традиции и обычаи, особенно законы гостеприимства, которые передаются с молоком матери.
Мама моя из большого, но обедневшего рода. В 30-е годы мамин дедушка, председатель колхоза в Южном Казахстане, был арестован только за то, что был женат на байской дочери. Его семью выслали в Сибирь, в Аромашевский район. После тюрьмы он нашёл свою семью, и ему пришлось выполнять волю умирающего отца - похоронить в Казахстане, 40 дней на лошадях зимой, он вёз отца на родину. Я этим хочу сказать, что воля родителей - священна для сыновей.
Если обратиться к научным трудам, убеждаешься, что все исследователи высоко оценивали гостеприимство казахов – одну из высочайших добродетелей мусульман. Суть этого обычая заключается в том, что гостю и его коню должны были быть безвозмездно предоставлены пища и ночлег. А одним из традиционных наших блюд является «бурсаки»
Фотоматериалы с внеклассного мероприятия «Я тоже живу в России».
Список использованной литературы:
Дельвин Н. Россыпи красоты.//Муравейник, 2000- №1 – с.1
Шанина Н.Ф. Я люблю родную землю – М.: Малыш, 1983- 26с.
Родина: стихи русских поэтов.-М.: Логос, 2001 – 319с.
Главацкая Е. Так не похож на брата брат: Страницы этнокультурной истории уральцев//
Родина – 2001. -№11 – с.27-33.
Большая Тюменская энциклопедия. Т1. А-3,- Тюмень, 2004.- 512с.
Очерки истории Тюменской области.- Тюмень: Тюменский дом печати, 2005. – 312с.
Паустовский К.Г. Дым Отечества. – М.: Правда. – 1985 – 464с.
Дрожкин С. Родине // Детская роман газета, 2002 - №1. – с1.
Песков В. Отечество// Детская роман – газета, 2002. - №1 – с3 – 24.
Тюменская область от А до Я. – Тюмень, 2003 – 335с.

Усольцева Елена Владимировна МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2», учитель географии, р.т. – 2-54-54; с.т. – 8-950-487-49-76.

 
 
Заголовок 115