Использование этнокультурного компонента на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Использование этнокультурного компонента на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своё место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так и человек. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти!
Убеждена, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Каждый язык – татарский ли, русский – должен оставаться фундаментом личности. Ведь помимо чисто внешних, этнических признаков принадлежности человека к тому или иному народу основными аспектами являются внутреннее осознание, язык и культура, то есть духовная составляющая человека. Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ.
Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебных планов и программ. Творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа. Именно уроки татарского языка, татарской литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому считаем, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно- нравственной культуры. Как сказал известный татарский поэт Разиль Валеев:
^з тарихын халык _зе ясый,
Бирми халык _зен _лемг‰!
Риваятьл‰рен‰ т™реп, саклап
Алып килг‰н сине б_генг‰.
(Историю свою народ творит,
Вновь возрождаясь с каждым поколением.
И наша явь – наследие веков,
Дар предков – своим потомкам.)
И свою цель мы видим в том, чтобы обогатить духовный мир учеников, показать и передать великолепие и разнообразие духа народа. И не просто передать, а сохранить их в душах на всю жизнь для того, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям. И пусть каждый урок родного языка даёт детям лишь какую- то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина.
В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения и национальный колорит, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа, живущего в Мордовии.
Я глубоко верю в то, что главное средство для формирования эстетических и духовных потребностей детей – фольклорные произведения, именно они донесли до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отчему дому и Родине. Помочь детям разобраться в окружающей жизни - это дать добрый совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к малой родине, основанной на развитии национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с историей семьи, языка, родного края.
На каждом уроке отвожу время для фольклорных минуток, которые помогают закреплению изучаемой темы, повторению материала или же просто снимают напряжение, усталость. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают ребёнка. Разрабатываю и провожу с детьми фольклорные праздники, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, тестирование, беседы, экскурсии, уроки – презентации.
Разучиваем татарские песни, ставим мини-спектакли, проводим видеопутешествия , конкурсы рисунков, познавательные игры – всё это включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице - языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.
Активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов, например, на темы «Герои сказок», «Угадай-ка», «Кто быстрее», проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения.
При изучении произведений акцентируем внимание на взаимоотношениях представителей разных национальностей, их культуре. Так, например, в произведении Гомяра Бяширова «Туган ягым-яшел бишек», мы наблюдаем, как в воспоминаниях героев и их переживаниях отражены национальный быт, жизнь народа, представителями которого они являются. С детства герои росли в атмосфере дружелюбия, взаимного уважения к другим народам. Для того чтобы разнообразить средства раскрытия национального мышления своих героев, писатель обогащает язык персонажей пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, бытующими в народе. Уроки родного языка и литературы для наших учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Очень эффективной технологией является ведение исследовательской работы. Дети с удовольствием включаются в исследование: записывают старинные песни, пословицы, загадки, прибаутки, легенды, предания, которые умело используют на уроках татарского и русского языков и литературы. Много материалов собрано по истории села Пензятка, по истории татарского, русского и мордовского костюмов. Объектами нашего исследования становились известные люди родного села, история образования в селе.
Учащиеся школы ежегодно становятся призерами и победителями конкурсов исследовательских работ на муниципальном и республиканском уровнях. Победители республиканских юношеских научно-исследовательских чтений имени Каюма Насыйри выезжали для участия в Межрегиональных конференциях в город Казань.
Вместе с детьми мы шагаем в ускоренный век скоростей, интернет-ресурсов, но при этом важно не растерять и не обидеть хрупкую душу ребёнка, а, защищая его, окружать любовью, добротой, лаской.
Кроме того, в современном мире учителю не следует заострять внимание лишь на родном языке. Это одна из граней диалога культур, межнационального общения. Любая культура, замкнутая только на самой себе, не является полноценной, потому что только благодаря диалогу происходит их взаимообогащение и открываются новые стороны культур народов мира.
Глубина и сложность происходящих в российском обществе процессов, с одной с одной стороны, выдвигают на первый план задачи его консолидации, сохранения единого образовательного пространства, с другой требуют особого подхода к содержанию образования, интерпретации ценностей национальных культур, событий национальной истории, что является необходимым условием сохранения и развития дружбы и взаимопонимания между народами. Как было отмечено Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию, «еще один фактор, способный серьезно упрочить нашу федерацию, это поддержка национальных традиций и культур народов России».
Этнокультурная направленность обучения и воспитания одно из актуальных направлений современной образовательной политики в нашей республике. Мощный импульс развитию национального колорита дан 13 января 2009ого года Указом Президента Российской Федерации «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства». Значительный блок юбилейных мероприятий направлен именно на сохранение и обогащение языка и культуры мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. В рамках подготовки к празднованию значительно расширился круг мероприятий этнокультурной направленности. Так, республиканском конкурсе исследовательских сочинений учащихся «Навеки вмести» заняли призовое место; победу принесло участие в республиканском конкурсе «Мастер-класс учителей родных языков». На муниципальном и республиканском уровнях прошли мероприятия, посвященные 110-летию классика татарской литературы Хади Такташа, 125-летию великого татарского поэта Габдуллы Тукая, 100-летию классика татарской литературы Габдрахмана Абсалямова, где ученики школы тоже стали победителями и призерами. Участвовали во Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», во Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность». Команда учащихся заняла призовое место в республиканской дистанционной олимпиаде «Путешествие в тайны татарской литературы», один из туров которой был посвящен истории и культуре родной Мордовии. Наши ученики ежегодно становятся победителями и призерами муниципальной и республиканской олимпиады по татарскому языку и литературе, выезжали для участия в Межрегиональной олимпиаде в город Казань.