«Воспитание самостоятельности и творческой активности»
Методическая разработка
«Воспитание самостоятельности и
творческой активности»
Преподаватель Г.И. Комнацкая
г. Щучинск
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого:
собственной деятельностью,
собственными силами,
собственным напряжением.
Воспитатель! Какая возвышенная душа нужна тут.… Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть отцом, или больше, чем человеком.
Ж.Ж. Руссо
Эффективность воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе закономерно зависит от того, насколько педагогам удалось обеспечить единство своих действий с действиями учеников, насколько педагогические влияния резонируют с активностью воспитываемых и обучаемых. При совпадении активности субъектов и объектов результат педагогического процесса резко возрастает, наступает явление «Педагогического резонанса», резкого возрастания эффективности. (Ю.К. Бабанский).
Следовательно, воспитание и обучение эффективны, если они стимулируют активность, самостоятельность учеников, а педагогические воздействия побудили их к самовоспитанию и самообразованию, к творческому самовыражению.
Воспитание, обучение и образование в решающей мере зависит от характера деятельности и общения, в которые включаются ученики.
(Самовоспитание и перевоспитание)
Воспитание и самовоспитание – это стороны единого процесса формирования личности.
Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности. Исследования, проведенные психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и собственном ее формировании.
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического, целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни учащегося, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста.
Потребность в самовоспитании возникает у детей уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе.
Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития учащихся весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований.
Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят, прежде всего, от идеалов, общественной направленности деятельности учащегося, от волевых свойств личности, от той значимости, которую студент придает среде сверстников. Предпосылку для возникновения и развития процесса самовоспитания создает формирование самосознания учащихся. Появление у старшекурсников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки становится одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый ученик (особенно в старшем возрасте), в состоянии достичь уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо, чтобы весь педагогический процесс, вся система воспитательных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения.
Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств. На самовоспитание влияют: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе, помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.
По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс. Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т.д. Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой.
Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов учащихся, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что, в свою очередь, обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.
Наиболее распространенными приемами самовоспитания учащегося являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка. Эти приемы широко используются при проведении общественной аттестации, составлении ими планов самовоспитания.
Организация самостоятельной работы учащихся, имеющих ярко выраженный тип темперамента.
Психологическая служба начинает постепенно внедряться в учебно-воспитательный процесс. В колледжах уже сейчас введена в штатное расписание должность психолога. Это не случайно, так как знания психологии ученика, особенностей его нервной деятельности помогает учителю повысить результативность обучения.
Рассмотрим некоторые особенности организации самостоятельной работы с учащимися, имеющими ярко выраженный тип нервной деятельности (темперамент).
Учителям хорошо известно, что учащиеся с разными темпераментами различным образом воспринимают одно и тоже задание, по разному приступают к его выполнению.
Учащиеся, отличающиеся быстротой реакции, молниеносно реагирующие на все, в том числе и на отвлекающие факторы (речь идет о сангвиниках и в особенности о холериках), могут начать отвлекаться уже при первичном прочтении задания, если они сразу чего-то в нем не уяснили. Поэтому при организации самостоятельных работ учитель должен обратить внимание, прежде всего на таких учащихся, не дав им возможности переключиться на другое. Для холериков в особенности характерно то, что их мысли и действия чаще всего находятся в соответствии. Поэтому если они не слушают, это сразу заметно. Значит, надо призвать их ко внимательности. Если же они слушают или читают, то их внимание сконцентрировано на этом занятии. В непонятных местах они сами спросят – таков их характер. Поэтому если учитель наблюдал за холериками и сангвиниками в начале самостоятельной работы и корректировал их действия, то в дальнейшем он может не беспокоиться за ход выполнения задания этими учащимися.
Учащиеся, отличающиеся медлительностью умственных действий, флегматики и меланхолики, не сразу переключаются на другой вид деятельности. Их мысли и чувства как бы отстают от происходящего, переживая и обдумывая ситуацию, предшествующую данной. Приведем пример. Класс приступает к очередной контрольной работе. Учитель уже раздал тетради, записал тему работы, комментирует задания. Учащиеся вроде бы внимательно слушают. На самом же деле внимание большинства из них обращено на ту отметку, которую они получили за предыдущую контрольную работу. Они думают о последствиях, которые эта отметка вызовет в дальнейшем. Поэтому внешняя дисциплинированность таких учащихся является обманчивой. Начинающий учитель считает порой, что эти учащиеся прилежны, внимательны, хорошо слушают, все понимают и, конечно, успешно напишут самостоятельную работу. Результатом же может быть … пустая тетрадь.
Поэтому при организации самостоятельной работы с флегматиками и меланхоликами учитель должен своевременно переключить внимание этих учащихся на предстоящую деятельность. Это можно осуществить разными способами. Часто оказывается полезной краткая беседа учителя с такими учащимися:
Ты получил неважную оценку за прошлую работу, но ничего в этом страшного нет. Ошибки случаются у всех. Будь сейчас внимателен, слушай задание, мобилизуйся, и ты справишься с этой работой.
У тебя хорошая оценка, но чтобы повторить такой результат, надо теперь сосредоточиться, вспомнить изученное.
Саша, ты понял, как надо решать эту задачу? Условие тебе ясно?
Такие короткие реплики учителя и столь же краткие ответы учеников помогают последним установить соответствие между собственными мыслями и требуемыми действиями.
Следует заметить, что людей, обладающих явными характеристиками темперамента определенного типа, очень мало. Поэтому и в классах преобладают учащиеся, чей тип нервной деятельности имеет смешанные характеристики. Но по несколько человек (2-3 на класс) встречаются и такие ребята, у которых тип темперамента приближается к ярко выраженному меланхолико-флегматическому или к холерико-сангвиническому. Таким учащимся полезнее всего предлагать самостоятельные работы по индивидуальным карточкам-заданиям.
Рассмотрим пример составления таких карточек-заданий по теме «Приращение функции».
Приведем сначала задание, предлагаемое всему классу:
Найдите приращение функции f в точке x0, если f(x)= 3/x, x0 = 2, Δx = 0,1.
Найдите приращения Δx и Δf в точке x0, если f(x) = sin2x, x0 = π/4, x = π/3.
Найдите угловой коэффициент секущей к графику функции y = 2x2, если секущая проходит через точки с абсциссами x1 = 0, x2 = 1. Какой угол при этом образует секущая с осью Ох?
Покажем теперь, как можно модифицировать это задание для учащихся, чей тип нервной деятельности близок к холерико-сангвиническому. Прежде всего, таким учащимся надо облегчить самое начало работы, чтобы они не отвлеклись, если сразу не поймут, что следует воспользоваться формулами приращений. Но, увидев слово «формула» в задании 1', большая часть таких учащихся сразу поймут, о чем идет речь. При переходе к заданию 2 внимание сангвиников и холериков уже сосредоточено на работе, поэтому для этих учеников второе задание можно не изменять.
При переходе к заданию 3 у учащихся рассматриваемой группы наступает первичное утомление, и они могут отвлечься из-за любого пустяка. Трудность еще в том, что задание 3 требует логического перехода: формулы предыдущих заданий теперь следует применять для нахождения углового коэффициента в формуле секущей. Таким образом, начинать выполнение задания надо именно с вышеназванной формулы. Требуется всего лишь напомнить ученикам, на какую формулу требуется обратить внимание с самого начала.
Приведем теперь полный текст карточки-задания для учащихся, обладающих холерико-сангвиническим темпераментом
По формуле нахождения приращения функции f в точке x0 найти Δf, если f(x)= 3/x, x0 = 2, Δx = 0,1.
Найдите приращения Δx и Δf в точке x0, если f(x) = sin2x, x0 = π/4, x = π/3.
По формуле нахождения углового коэффициента k секущей к графику функции f(x) найдите значение k для функции y = 2x2, при условии, что секущая проходит через точки с абсциссами x1 = 0, x2 = 1. Определите угол, который образует секущая с осью Ох?
Для учащихся, чей темперамент приближается к меланхолико-флегматическому типу, текст заданий должен отличаться от формулировок как 1-х, так и 2-х. Для того чтобы помочь учащимся сосредоточиться на задании 1, придется напомнить алгоритм его выполнения. Поэтому задание 1'' состоит из двух этапов (выписать формулы приращений функций и аргумента; пользуясь этими формулами, найти приращение данной функции в данной точке). Что касается задания 2, то тут надо показать, что, по сути, оно дублирует задание 1. Об этом целесообразно прямо сказать в формулировке 2''. В задании 3 требуются дальнейшие усилия по применению алгоритма работы с формулой для нахождения k. В задании 3'' подсказываются первые шаги этого алгоритма.
Эффективность процесса обучения в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.
Остановимся на некоторых приемах, способствующих успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной самостоятельности студентов.
Обычно, прежде чем продумать содержание и методику проведения конкретного урока, учитель планирует материал всей темы. При этом важно, чтобы планирование было комплексным. Смысл его заключается в том, что устанавливается связь изучаемого материала с материалом других предметов, определяется продолжение работы на внеклассных занятиях и выявляется воспитательное значение рассматриваемого вопроса.
Так, например, составляя комплексный план изучения какой-либо теме по алгебре, мы включаем в него следующие разделы:
№ п/п; 2) подтема; 3) группа; 4) связь с геометрией; 5) связь с другими предметами (предмет указывается конкретно); 6) практическая ценность и воспитательная роль изучаемого материала; 7) факультативные и кружковые занятия; 8) рекомендуемая литература. Число разделов в этом плане может меняться в зависимости от числа предметов, с которыми устанавливается связь по данной теме.
Комплексное планирование помогает учителю правильно сориентироваться в материале и является хорошей основой систематизации знаний учащихся.
Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль при этом играют лабораторные и практические работы, а также решение задач с практическим содержанием.
Лабораторные работы можно проводить не только при закреплении изучаемого материала, но и при его начальном рассмотрении. Такие поисковые работы, например, были предложены учащимся в связи с нахождением поверхностей и объемов многогранников различных видов. Так, при изучении темы «Поверхность наклонной призмы» проводился урок групповым методом: I группа получила задание найти боковую поверхность правильной призмы, II – боковую поверхность прямой призмы, III – поверхность наклонной призмы.
Перед учащимися была поставлена проблема: «Всегда ли можно находить поверхность призмы по формуле Sбок = Pосн*H?» Учащиеся заметили, что если дана наклонная призма, что необходимо находить площадь каждой грани, а уж затем их сумму. После этого им было дано задание: «Найти наименьшее число измерений для определения боковой поверхности призмы». Возникла догадка: раз все боковые ребра призмы конгруэнтны, то достаточно принять за основание каждого параллелограмма ее боковое ребро, а за высоту, сторону перпендикулярного сечения призмы. Обобщая полученные наблюдения, учащиеся вывели формулу поверхности призмы через периметр перпендикулярного сечения, справедливую для любого вида призм.
Такая поисковая деятельность при проведении практических работ развивает познавательную активность учащихся, создает возможность самостоятельно сделать вывод, доказать теорему.
Большое значение для правильной постановки обучения имеет характер предлагаемых учащимся заданий. Особое внимание следует обращать на задания, которые формируют умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, контролировать и планировать свою деятельность и т.д.
Для воспитания познавательной активности учащихся мы широко используем в своей практике ознакомления их с различными способами доказательства теорем, различными подходами к решению одной и той же задачи.
Заметим, что активизации познавательного интереса к математике способствуют задания, подчеркивающие роль математических понятий, их свойств в практической деятельности людей; углубляющие ранее полученные знания, показывающие связь математики с другими учебными предметами, включающие элементы занимательности, содержащие исторический материал.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что важную роль в эффективности процесса обучения играет активная позиция каждого ученика. Одним из признаков активности учащихся является их увлеченное отношение, их интерес к предмету, к изучаемому материалу, к содержанию заданий и способам их выполнения.