Доклад Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода на уроках спецдисциплин

«Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода на уроках спецдисциплин» Токарева Н.А.–преподаватель информатики


В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности учащегося. Современное общество заинтересовано в таком специалисте, который успешно адаптируется в обществе, умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением.
Моя задача как преподавателя информатики заключается в том, чтобы подготовить такого учащегося, который может:
1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
2. самостоятельно критически мыслить;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;
Решить поставленную задачу для меня представляется возможным через личностно-ориентированное обучение.
Задача преподавателя – научиться приемам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, выработать у них навыки, привычки и любовь к учебному труду. Самостоятельная работа может принимать разные формы, способы и приемы.
Для оценки уровня подготовки ребят к восприятию нового материала и повторения, необходимых на уроке базовых понятий, как показывает практика, использование традиционного индивидуального опроса не является оптимальным вариантом. Не секрет, что тратится где-то 40% времени урока, да и большинство учащихся бывают далеки от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала. Поэтому на своих уроках использую:
диктанты (письменные ответы на вопросы учителя, затем их обсуждение и проверка, оцениваются лучшие ответы)
Логический диктант по ОС (2 курс)
Программа Norton Disk Doctor нужна для того чтобы .
Мастер Space Wizard занимается
Назначение утилиты Image в том, что
К сетевым компонентам относятся протокол .
Звездная топология означает
ЛВС бывают 2-х видов- с выделенным сервером и ..
Модем преобразует .
Speed Disk оптимизирует .
Norton System Doctor представляет собой..
Автор программы Far Manager ..
Far Manager выполняет следующие операции.
Чтобы переключиться с английского алфавита на русский надо
К служебным программам относятся ..
Программа Promt-98 предназначена для ..

Эстафеты (группа делится на несколько команд, каждая команда получает задание, учащиеся в порядке очередности отвечают на вопросы, поощряется сдавшая первой команда, подсчитывается количество правильных ответов, объявляется победитель)

Образец заданий

1. На какие группы делится программное обеспечение для компьютеров?
2. Какие способы создания таблиц вы знаете?

3. Какой режим в Word’e соответствует старым редакторам – Блокноту, Edit, NcEdit
4. Какие виды списков существуют?

5. Как установить поля в Word’e
6. Какие бывают стили и как создать свой стиль?

7. Перечислить способы копирования в Word’e
8. Какие виды форматирования вы знаете?

9. Что такое колонтитул?
10. Как установить или убрать панель инструментов в Word’e?


карточки в виде тестов или электронные тесты для отдельных учащихся, остальные в это время решают задачу, решение которой содержит элементы решения домашней задачи.
Тест по СУБД
Это специальный объект БД, предназначенный для выборки определенных данных из таблиц базы.
Таблица;
Макрос;
Модуль;
Запрос.
Размер этого типа данных до 255 знаков.
Текстовый;
Числовой;
Мемо;
Денежный.
Что такое Microsoft Access?
База данных;
Система управления базами данных;
Сетевая база данных;
Язык программирования.
Какое свойство поля определяет данные, автоматически добавляемые в новую запись?
Пустые строки;
Значение по умолчанию;
Надпись;
Подпись.
Выберите лишний вариант создания таблиц:
С помощью Конструктора;
С помощью объединения связей;
С помощью Мастера и Конструктора;
С помощью Мастера.
Такой фильтр позволяет производить фильтрацию и сортировку одновременно по нескольким полям.
Простой фильтр;
Расширенный фильтр;
Выделенный фильтр;
Фильтр по форме.
.
Во время объяснения нового материала привлекать учащихся к самостоятельной работе помогают следующие приемы:
Первый прием «Мозговая атака». При объяснении новой темы, в нужный момент задаются вопросы группе: “А почему это происходит?” Например, при изучении темы: “Общие принципы организации и работы компьютеров” задаю вопрос “Вот вы включили питание системы, все закрутилось, зашумело и засветилось. Что делает компьютер с момента включения до того, как вы сможете с ним общаться?”. В своих ответах учащиеся пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом.
Второй прием «Эксперимент». Использование практических заданий при объяснении нового материала.
Третий прием «Опорный конспект». При проведении лабораторно-практических работ готовлю конспект урока, в котором подробно описываю все пункты заданий. Здесь есть задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание
Четвертый прием «Опережающее задание». При объяснении нового материала используются ответы более подготовленных учащихся. И, хотя основная часть объяснения нового материала дается учителем, учащиеся активно работают на уроке. Беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным “открытиям”.
Пятый прием «Информационные технологии». Применение компьютерных обучающих программ позволяет сделать уроки необычными, отличающимися от стандартного урока классического образца. Они не заменяют этих уроков, но их дополняют, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, а значит, способствуют совершенствованию учебного процесса. Для самоконтроля учащимся предлагаю задания, содержащие основные направления поисковой деятельности.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся во время изложения материала предлагаю составить шпаргалку по данной теме. Это заставляет учащихся рассуждать, обдумывать отдельные мысли, выделять главное, формулировать свою мысль так, чтобы удобно было фиксировать ее на бумаге.
Усвоение учебного материала учащимися происходит в процессе формирования умений и навыков. Преподаватель для каждого урока должен выбрать такие виды самостоятельных работ, которые будут наиболее экономичными по времени и эффективными по результатам. Такие самостоятельные работы носят репродуктивный характер:
Выполнение тренировочных упражнений, решение задач. Это предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы служат закреплению материала. При планировании заданий обращаю внимание на оптимальность его объема, сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на уроке, на дифференцированность заданий для наиболее подготовленных учеников, в какой форме предложить помощь слабоуспевающим, использую способы повышения интереса к заданию (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров и др.). На данном этапе обучения использую парную работу за компьютером
Задание 1. Работа с файлами и каталогами в Проводнике








Создать дерево папок на диске D:\ В файле s.txt перечислить типы топологий В файле b.txt написать для чего используются модемы. В файле k.txt написать, что такое ярлык.
Скопировать все файлы из папки R1 вR2.
В папку R4 скопировать 4 файла из папки Мои документы.
Удалить из папки R1 все файлы в Корзину.
Для файла b.txt создать ярлык на Рабочем столе.
Показать результаты работы преподавателю, а затем все удалить.

Выполнение проверочных работ. Такие работы служат закреплению материала, а главное–определению пробелов в знаниях.

Создать базу данных «Мероприятия», в которую входит таблица «Мероприятие». Образец формы этой таблицы приведен ниже.
Разработать таблицу и форму. В форме тип мероприятия и руководителей оформить в виде списка.
Создать отчет, в котором будут выводиться все мероприятия проводимые одним руководителем.


Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Значительное место в упражнениях должны занимать задания с практической направленностью.


Создать приложение в Visual Basic, в котором форма имела следующий вид:


В целях систематической проверки знаний учащихся по каждой теме и недопущения образования пробелов провожу так называемый тематический учет. Такой учет предполагает либо проведение контрольной работы после каждой темы, либо зачет, либо обобщающие опросы. В зависимости от темы, при проведении зачета привлекаю сильных учащихся в качестве помощников: кроме традиционного контроля учителем полезен контроль товарищем. Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит свое знание во внешнюю речь. Более подготовленные ребята предварительно сдают зачет учителю. Затем каждый их них готовит свои задания для проверки, корректирует вместе с преподавателем формулировки и решение задач.
Особую трудность представляет самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся после уроков. Опыт показывает, что многие ученики не умеют выполнять домашние задания, правильно читать, разбирать прочитанное, делать выписки, учить устные предметы. Домашняя учебная работа – это самостоятельная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, неизведанное. Своеобразным средством поддержки творческой среды, обеспечения возможности самореализации талантливых учащихся на уроках информатики является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как преподавателя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении
Информатика в учебных заведениях стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Basic,Pascal), в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется наприкладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML).
Информационные среды для разработки проектов, используемых в образовательной деятельности:
Разработки в Word;
Разработки в Excel;
Графические материалы;
Публикации;
Базы данных;
Презентации.

Разработки для публикаций в Интернете:
1.Материалы учащегося, ориентированные на размещение в Internet.
2.Web- сайты
3.Сетевые энциклопедии.

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернет). Проекты могут быть межпредметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.
На основе анализа опыта проведения проектов можно построить их типологию.
По доминирующей деятельности
Исследовательские
Поисковые
Творческие
Ролевые, игровые
Прикладные (практико-ориентированные)
Информационные (ознакомительно-ориентированные)
Например: «История вычислительной техники», «Системы счисления», «Компьютерные сети», «Сравнительные характеристики поисковых служб Интернета», «Создание личного Web-сайта», «База данных группы»
По предметно-содержательной области
Монопроекты
Межпредметные
Например: «История ЭВМ», «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
По количеству участников проекта
Личностные
Парные
Групповые
Например: «Визитка», «Капля никотина убивает», «Энергосберегающие технологии»
По продолжительности выполнения проекта
Краткосрочные
Средней продолжительности
Долгосрочные
Например: «Скажи наркотикам Нет!», «Деньги из воздуха», Создание Web-сайта.
Вне зависимости от типа проекта работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы
Основные этапы метода проектов:
Подготовительный:
Определение темы и целей проекта
2. Планирование
a. Определение источников информации.
b. Определение способов сбора и анализа информации.
c. Определение способа представления результатов.
d. Установление процедур и критериев оценки результатов.
Распределение задач (обязанностей) между членами группы.
3. Исследование:
a. Сбор информации.
b. Решение промежуточных задач.
c. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
4. Результаты:
a. Анализ информации.
Формулирование выводов.
5. Подготовка к защите проекта:
a. представление проекта на конференции;
b. оформление портфолио;
c. подготовка стендовой защиты;
d. разработка электронной презентации и т.д.
6. Презентация (отчёт):
a. Возможные формы отчёта: устный, устный с демонстрацией материалов, письменный
7. Оценка результатов и процесса

Последовательность работы над проектом

Деятельность учащихся
Подготовительный: Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Учащимся необходимо:
1. Рассмотреть темы предоставленные учителем. Выбрать.
2. Сформулировать проблему
3. Осуществить выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
4. Сформировать сюжетную ситуацию
5. Определить цель и задачи проекта
6. Определить формы будущего продукта

На первом курсе при организации проектной деятельности я руководствуюсь особенностями развития учащегося. Поэтому первые творческие работы лучше предложить выполнить ученику самостоятельно, выбирая интересующую его тему.
Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него и при этом осваивает модели учебной деятельности,

·приобретает конкретные технические навыки в использовании ПК, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),

·получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,

·развивает навыки общения.
Весь курс обучения информатике на первом курсе можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые.
С целью закрепления основных работ в программе Microsoft Word создают творческие проекты газетного листка на тематику, которая им наиболее интересна. При создании своего газетного листка учащиеся собирают информационный материал по выбранной теме, оформляют его таким образом, чтобы он был интересен читателям. Для графического оформления вставляют автофигуры, готовые стандартные картинки, отсканированные картинки. Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так как получаемые знания и умения по программе PowerPoint помогут учащимся на старших курсах создавать компьютерное сопровождение любому докладу или реферату.
На втором курсе в соответствии с возрастными особенностями учащихся проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности учащегося выбора индивидуальной формы работы. Кроме тематических проектов предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей: история, литература, математика, химия и др. Для успешной реализации межпредметных проектов, я организовываю совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области.
Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером, я предоставляю детям возможность стать исследователем, открывателем. При таком подходе каждый ребенок, не выходя за рамки учебной программы, имеет возможность работать над вопросами, которые заинтересовали именно его, то есть делать все «по-своему», идти пусть не широкой, но своей тропой. Всё это послужит базой для дальнейшей деятельности учащихся.
На третьем курсе предполагается защита дипломных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ПК в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью. Приступая к работе, обучающиеся уже владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Новые знания для обучающихся в ходе проекта я могу дать, но в очень незначительном объёме и только в момент их востребованности обучающимися. При оценке успешности обучающегося в проекте я считаю, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
количественной информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
уровень организации и проведения презентации
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
На будущее мы планируем проекты в виде WEB-сайтов:
Экологические проблемы Семиречья
Энергосберегающие технологии
Информатизация глазами учащихся
Героев не забудем имена и другие.
Работа над проектом кроме развития самостоятельности и творчества на уроках создает дополнительную мотивацию для учащихся.
Также мы должны не забывать, что кроме учащихся с теоретическим складом ума, есть практики, их большинство. Таким ребятам просто необходимо давать возможность работать, именно так они реализуют свой творческий потенциал. Проект позволяет решать проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ученика.








13PAGE 15


13PAGE 14115



RABOTA

R1

R2

R3

R4

s.txt

b.txt

k.txt