«Использование ИКТ в ознакомлении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития со сказками с целью формирования познавательного интереса и любознательности»


Статья (из опыта работы): «Использование ИКТ в ознакомлении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития со сказками с целью формирования познавательного интереса и любознательности»

Чумаева Галина Геннадьевна, учитель-дефектолог высшей категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти

Я, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории. Работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с задержкой психического развития.
Целевые ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения характеризуют ребенка как любознательного, инициативного, активного и заинтересованно познающего мир.
Познавательная активность или любознательность – это стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить и уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и перенести его на практическую деятельность.
Растить детей  любознательными нужно для того, чтобы сформировать у них познавательный интерес, неотъемлемый союзник волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей, который необходим для формирования мотивов учебной деятельности.
Важной особенностью любознательности является и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышает работоспособность ребенка, дарит радость больших и малых открытий, освобождает от апатии и безучастности. При наличии любознательности, знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Познавательная активность - важный компонент умственного развития дошкольника и тесно связана с такими психическими процессами, как мышление, речь, внимание, память, восприятие, воображение.
Так как у детей с задержкой психического развития эти процессы развиты недостаточно их познавательный интерес, в отличие от сверстников с нормальным развитием отличается:
низкой познавательной активностью;
дети менее любопытны;
не проявляют активности в беседах, в обсуждении виденного и наблюдаемого;
не задают познавательных вопросов;
слабо проявляют эмоциональное отношение к деятельности;
снижен (или отсутствует) интерес к результату деятельности;
быстро пресыщаются деятельностью, и готовы в любой момент ее
прекратить.
Основное направление моей работы, как учителя-дефектолога - развитие познавательной деятельности и высших психических функций дошкольника с задержкой психического развития. Поэтому, одна из приоритетных задач в моей работе - создание зоны интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.
При ознакомлении с художественной литературой познавательный интерес детей с ЗПР наиболее низкий. Слушание, рассматривание иллюстраций и даже одновременный показ настольного театра не всегда удерживают их внимание. Дети быстро теряют интерес, не всегда понимают содержание литературного произведения и могут эмоционально откликаться на него.
Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Именно поэтому, я разработала серию мультимедийных презентаций, знакомящих детей с русскими народными сказками «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» в соответствии с программным материалом по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы с задержкой психического развития.
Образовательная деятельность на основе этих презентаций проводились с использованием проектора. В роли игрового момента, а в дальнейшем - рассказчика, вместо педагога выступал персонаж Бабушки - Сказочницы. Она появлялась на экране и сама приглашала детей послушать сказку. Что сразу привлекало внимание и способствовало пробуждению у них любопытства и радостных эмоций.
Персонажи для этих презентаций подобраны яркие, красочные, доступные для восприятия, движущиеся, интонационно озвученные незнакомыми детям голосами.
Просмотр такой мультимедийной презентации, с аудио-видео и звуковыми эффектами, а не чтение книги, с демонстрацией иллюстраций, позволило удерживать и концентрировать внимание детей на протяжении всей сказки, значительно способствовало развитию любознательности и познавательной активности детей. Им было интересно, кто же появится следующий, как он будет выглядеть? Что он будет говорить? Чем это закончится? Дети оживленно выражали свои эмоции, активно реагировали на появление каждого героя, делились впечатлениями друг с другом.
По сравнению с традиционными формами, использование средств ИКТ в коррекционно-развивающем процессе, обладает рядом преимуществ:
движущиеся и говорящие мультимедийные персонажи вызывают у детей огромный живой интерес к предмету познания; надолго привлекают внимание.
богатый иллюстративный материал несет в себе образный тип информации, понятный дошкольниками; расширяет кругозор и является стимулом познавательной активности.
анимационные герои способствуют повышению мотивации и психологически облегчают процесс усвоения материала, снимая напряжение ребенка.
возможности презентации повышают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное; позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.
демонстрация материала с помощью проектора и проекционного экрана позволяет многократно увеличить его вид; облегчает процессы зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов; развивает воображение.
Наряду с основными обучающими задачами речевого развития эти презентации помогли мне решать и задачи коррекционной направленности. В них я добавила игровые приемы на развитие мышления, внимания, зрительной и слуховой памяти, слухового и целостного зрительного восприятия. Дети узнавали и называли персонажей по контуру, силуэту, по отдельной части, по голосу; называли персонажа, которого нет на экране, который появился из другой сказки, их очередную последовательность появления в сказке.
Эта серия занятий стала частью совместной интегрированной деятельности с воспитателем.
Это была и проектно-исследовательская и продуктивная деятельность. Персонаж бабушки – Сказочницы обращался к детям с какой – либо просьбой: к сказке «Колобок» дети изучали тесто; совместно его готовили, лепили и выпекали своих «колобков»; к сказке «Курочка Ряба» изображали «золотое яичко», самостоятельно выбирая материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластелин).
А так же театрализованная деятельность с элементами драматизации. После прослушивания сказки, в гости к детям приходил персонаж сказки (ребенок из общеобразовательной группы), приносил корзину-сюрприз (с костюмами) и предлагал совместно поиграть. Дети с удовольствием разглядывали костюмы, угадывали героев, самостоятельно выбирали себе роли и участвовали в драматизации.
К концу года большинство детей группы могли вспомнить и назвать название изученных сказок, перечислить персонажей, частично или полностью пересказать содержание сказки, выразить эмоциональное отношение к героям. Измененный подход к подаче материала и использование ИКТ во многом позволило нам добиться таких результатов.