Открытый урок Тема поэта и поэзии в литературе 19 и 20 веков Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк», М.Ю. Лермонтова «Поэт», А.А. Ахматовой «Поэт не человек, он только дух», «Не с теми я, кто бросил землю…».
Открытый урок
Тема поэта и поэзии в литературе 19 и 20 веков
Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк», М.Ю. Лермонтова «Поэт», А.А. Ахматовой «Поэт не человек, он только дух», «Не с теми я, кто бросил землю».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Форма урока: семинарское занятие.
Метод: работа в малых группах.
Содержание урока: раскрытие авторской позиции по теме. Духовно-нравственная основа произведений. Анализ стихотворений, выявление общего, отличительного, определяющих развитие сквозной темы.
Требования к уровню подготовки обучающихся (цели, результаты):
личностные результаты: воспитание уважительного отношения к русской поэзии, мировоззрению различных поэтов; использование различных источников информации (учебники, словари, статьи журналов, справочники, интернет-ресурсы и другие) для решения познавательных и коммуникативных задач;
метапредметные результаты: умение понимать проблему, структурировать материал, выявлять авторскую позицию, формулировать выводы; умение организовать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
предметные результаты:
а) в познавательной сфере: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей; умение анализировать стихотворение: определять жанр, формулировать тему, идею, понимать нравственный пафос; уметь сопоставлять произведения; понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
б) в ценностно-ориентационной сфере: понимание авторской позиции и умение выражать своё отношение к ней;
в) в коммуникативной сфере: восприятие на слух стихотворений, осмысленное чтение, адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать монологические высказывания разного типа; уметь работать в группе;
г) в эстетической сфере: эстетическое восприятие произведений литературы, живописи; понимании роли изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведений.
Виды учебной деятельности:
продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений; ответ на вопрос проблемного характера;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы в ходе подготовки к семинару; установление ассоциативных связей художественного текста с произведениями живописи; комментированное чтение эпизодов стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» (этапы превращения в пророка);
рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Ахматовой; работа со словарём литературоведческих терминов;
исследовательская: анализ стихотворений, сравнение произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Ахматовой, указанных выше.
Схема анализа стихотворения:
1.Творческая история.
2.Тема и идея.
3.Композиция и внутренний сюжет (если есть).
4.Система образов.
5.Основные особенности поэтического языка.
6.Жанр.
7.Эмоциональная окраска.
8.Особенности ритмики, размера, рифмы.
9.Какие мысли и чувства вызывает у читателя данное стихотворение?
10.Его место в творчестве автора и в русской поэзии.
Пояснения:
при анализе произведения отбирать главное, что характерно для данного стихотворения, схема даётся примерная, можно в ходе анализа менять очерёдность раскрытия вопроса, исходя из логики содержания произведения;
регламент: 5-7 минут на выступление одной группы.
Материалы к уроку: портреты поэтов, фотографии картин И.С.Глазунова «Портрет А.С.Пушкина», В.Бушкова «Пророчество Исаии о Вавилоне», М.Врубеля «Шестикрылый Серафим», В.А.Тропинина «А.С.Пушкин», О.Комова «Памятник А.С.Пушкина в селе Пушкино (в Молдавии), портреты М.Ю.Лермонтова, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского, Б.Л.Пастернака, А.Т.Твардовского.
Вопросы, рассматриваемые в ходе анализа стихотворения.
1.Почему данная тема занимает в творчестве поэта видное место?
2.Какова авторская позиция?
3.Каким рисовали образ истинного поэта?
4.Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии темы, идеи стихотворения.
5.Какие непреложные ценности завещают человечеству великие мастера слова?
Ход урока.
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, уважаемые. Присаживайтесь. Мы сегодня работаем в группах, ответственные на месте? Прошу встать. Присаживайтесь. Таблички с номерами групп? Вижу.
Материалы исследований при вас? Хорошо.
Напоминаю: регламент не более 5 минут для выступлений одной группы. Моя роль – организационная. Вы сегодня и выступающие, и оценивающие. Отметки предлагаю выставить по следующей схеме (на доске и на каждой парте критерии):
самооценка за участие в работе своей группы (устное выступление каждого);
самооценка за участие в работе других групп (внутренний анализ, соотнесение своей позиции с предлагаемой);
умение задать вопрос, сделать добавление после выступления другой группы;
четко провести рефлексию: что усвоено, в чем затруднение, было ли интересно, какие пожелания и по поводу чего.
Рабочие группы будут оценивать старшеклассники (представление их) по схеме:
полнота ответа;
логичность изложения материала;
аргументация;
выразительность чтения;
культура речи.
Учитель: - Какие цели ставим перед собой?
Ответ: - Выявить авторскую позицию, овладеть умением анализа стихотворения, учиться работать в команде, учиться умению рефлексии.
2. Слово учителя.
Учитель: - Обращаясь к теме поэта и поэзии, А.С. Пушкин и др. поэты как бы ведут диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Ломоносовым, Державиным. Тема проходит через все творчество каждого поэта, выражая его поэтическое кредо, т.е. систему взглядов, мировоззрение. При обзорном изучении творчества Пушкина, Лермонтова мы определяли авторскую позицию того или иного поэта: быть гражданином (стихотворение «Линицию»), поэт-жрец (стихотворение «Поэт и толпа» Пушкина), идея эстетическая. Судьба поэта – стихотворение «Арион». Посмертная слава. Жизнь в вечности (стихотворение «Я памятник воздвиг»). Более подробно вы проводили исследования других стихотворений и пришли к какому-то открытию, побывали в мире высоких переживаний, прочувствовали строки, несущие восторг вдохновения, тайны откровения, страдания. Это может возвысить и ваши души. Фиксируйте, отмечайте и в конце урока поделитесь с нами вашими личными впечатлениями, переживаниями, открытиями, находками. Удачи!
3. Выступления групп.
Слово предоставляется 1 группе: А.С. Пушкин «Пророк».
1 выступающий: стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году после разгрома декабрьского восстания, когда и помыслить о свободе, вольности было страшно. Но А.С. Пушкин устоял: «Я гимны прежние пою» (стихотворение «Арион», 1825 год). Тема творчества занимает значительное место в лирике А.С. Пушкина, о высоком предназначении поэзии, ее особой роли говорит он в стихотворении «Линицию», «Арион», «Памятник», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг». Поэт рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти. Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей».
2 выступающий вывешивает плакат, где выписаны старославянизмы и дается им объяснение: пророк – провозвестник, истолкователь воли Бога, серафим – огненный, пламенный, сжигающий, высший ангельский чин, шестикрылый.
Влачился – плелся, брел, еле передвигался.
Перст – палец.
Зеница – глаз.
Уста – губы.
Десница – правая рука.
Горний – происходящий в вышине.
Глаголить – говорить.
Глагол – речь.
Отверзлись – открылись.
Внял – услышал.
2 выступающий: в стихотворении создан идеальный образ истинного поэта, в его сущности и высшем призвании. Для его создания автор использует старославянскую лексику, значение слов перед вами. Это придает торжественность и величие стиху.
3 выступающий: выразительное чтение стихотворения.
4 выступающий: это стихотворение сюжетное, в нем изображен процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка. Христианский миф, библейский колорит – это художественный прием. За аллегорией и символикой отчетливо проступает сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта. Все то житейское содержание, что наполняет сердца людей, весь их мир, - это пустыня мрачная, а поэт жаждет духовного удовлетворения, «алчущие и жаждущие насытятся», - цитата из Библии. Поэтому он стал избранником Бога, серафим изменяет природу человека, чтобы он мог выполнять Божью волю, т.е. слышать Бога. Мучителем процесс превращения, сколько страданий, но и приобретения потрясающи. Бога глас превращает его в пророка. Изощренным видением пророк проникает в жизнь природы низшей и высшей. Он прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, но тем мучительнее ощущать безобразие человеческой действительности. Он будет об этом говорить людям, жечь словом сердца людей, но не для оскорбления, унижения, а чтобы люди отказались от безумных затей, агрессии, праздности, лицемерия. Это пламенное слово продиктовано любовью к людям. Особенностью синтаксиса стихотворения является его построение по принципу анафоры: единоначатия. 13 стихотворных строк, почти половина стихотворения передают взволнованность, эмоциональную напряженность речи пророка. «Глаголом жги сердца людей», - это позиция пророка, который направляет людей к высшим духовным ценностям: добру, истине, справедливости, любви, милосердию. Пророком поэта делает божественный дар вдохновения. А в остальное время поэт – обычный человек. Поэт живет среди людей, и его задача – помочь найти им истину, путь. Именно для этой цели Бог и наделяет его свойствами пророка. Отсюда и высокая требовательность к нравственности самого поэта: он должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к несправедливости, быть строгим, взыскательным судьей. Пушкин этим утверждает принцип свободы творчества, т.к. истинная поэзия должна пробуждать добрые, гуманные чувства.
На доске вывешивается плакат: «Глаголом жги сердца людей».
5 выступающий: настроению данного стихотворения созвучен портрет А.С. Пушкина работы Ильи Глазунова, потому что глаза поэта светятся мудростью, страданием и состраданием к несчастному человечеству. Это зрелый человек со сложившимся мировоззрением. Ему тяжело среди людей. Он устал. И еще портрет Тропинина. Пушкин охвачен вдохновением. Огромная сила чувствуется в его порыве встать.
Учитель: - Есть ли добавления, вопросы, иное мнение. Выслушиваем. Слово предоставляется 2-ой группе.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поэт».
1 выступающий: М.Ю. Лермонтов жил в страшное время, в «век позорно малодушных», декабристы разгромлены, любое проявление свободомыслия жестоко пресекалось, Лермонтов испытывал неудовлетворенность службой, обществом, где все пронизано ложью, лицемерием. Жажда действия не удовлетворялась. Все запрещалось. Солнце свободы зашло. «Титулованная чернь» рукою Дантеса убила А.С. Пушкина, любимого поэта, и М.Ю. Лермонтов смело заявил о себе, бросив в лицо палачам «Железный стих, облитый горечью и злостью». Этот поступок требовал большого гражданского мужества. Оно было у поэта. Исходя из этого, мы выбрали для анализа стихотворение «Поэт», а не «Пророк», логическое продолжение пушкинского стихотворения. Лермонтовский пророк не нужен людям, и истина тоже.
А стихотворение «Поэт» насыщено силой борьбы.
Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. В зрелый период творчества он видит в поэте не одинокого провидца, а народного трибуна.
2 выступающий: выразительное чтение стихотворения «Поэт»,
3 выступающий: Образ поэта, пророка и гражданина создан в данном стихотворении. Композиционно стихотворение делится на 2 части: в 1-ой рассказывается о кинжале, во 2-ой части – о поэте. Это сопоставление неслучайно. Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые высказал мысль о том, что поэзия подобная оружию. Построив стихотворение на развернутом сравнении, он в первых 6-ти строфах рассказал историю кинжала, а в последующих 6-ти высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Судьба оружия бесславна, т.к. оно стало «золотой игрушкой», потому что перестало служить по назначению. Вначале интонация торжественная и сдержанная: автор вспоминает о боевой службе кинжала, но после гибели хозяина клинок не находит применения, поэтому в стихах слышится грусть. Если в первой части много эпитетов и они эмоционально окрашены («надежный», «таинственный» «постыдный»), а далее слова очень конкретны: «золотая игрушка», «походная лавка», и лишь 2 эпитета подчеркивают отношение автора к кинжалу, превратившемуся в игрушку: он стал «бесславным и безвредным». Затем звучит прямое осуждение поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». «Не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?»
В 8-ой и 9-ой строфах М.Ю. Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Создает величественный образ поэта. Раскрывая мысль о связи истинного поэта с людьми, о необходимости поэзии для народа, автор прибегает к сравнениям: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как Божий дух», и, наконец, кульминация – «как колокол на башне вечевой». Поэт использует высокую лексику: «воспламенять», «вечевой колокол», «голос мщенья». Это придает торжественность звучанию стиха.
Предпоследняя строфа контрастная предыдущей. Истинные поэты не признаны в «ветхом мире», их «простой и гордый» язык не нужен там, где тешатся «блестками и обманом». Разговорная лексика подчеркивает будничность и пустоту современной поэзии: «скушен», «тешат», «морщины», «румяна».
В последней строфе – обращении – вновь страстно звучит призыв, подобный пушкинскому: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?». Слово «пророк» рифмуется с «клинок», возвращает читателя к образу кинжала. Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стихотворение, объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта-пророка. Концовка дана в виде вопроса, но в нем заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов: слово – оружие; авторская позиция – «Воспламенять бойца для битвы», «Звучать, как колокол на башне вечевой». Позиция созвучна с пушкинской, а поэт 20 века В.В.Маяковский продолжает развивать мысль о слове как оружии.
На экране появляется потрет Лермонтова и слова «Воспламенять бойца для битвы», «Звучать, как колокол на башне вечевой».
Учитель:
- Добавление, вопросы к выступающим. Слушаем выступление 3-ей группы.
А.А. Ахматова – поэтесса 20 века, жившая в эпоху революции, миграции, гражданской войны, сталинских репрессий.
- Мы прочитали разные стихотворения поэтессы, но выбрали одно четверостишие:
Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль как Бетховен глух, -
Все видит, слышит, всем владеет.
И «не с теми я, кто бросил землю». И вот почему: четверостишие продолжает традиции Пушкина, а в стихотворении «Не с теми я » с большой силой убежденности выражена гражданская позиция автора, поэтому оставить его без внимания в контексте нашего урока нельзя.
Чтение стихотворения. Анализ.
Это коротенькое стихотворение вбирает в себя целый комплекс мотивов, связанный с извечной попыткой поэта понять самого себя, свое место в мире, осознать природу своего поэтического творчества, вдохновения. Здесь можно услышать переклички с пушкинским «Пророком» с его идеей всеведения поэта. Ахматова усиливает Пушкинский мотив ведовства парадоксальным ослеплением («как Гомер») и оглушением ( «как Бетховен») поэта. Но эти ослепления и оглушения внешние, физические остаются внутренние зрение и слух, ибо «поэт не человек, он только дух». Мысль об особом восприятии поэтом мира не нова, однако в 20 веке она вспыхивает с небывалой силой, облекаясь в яркие, зримые формулировки. Мысль о глухоте мира, об игнорировании им поэта, высказанная Лермонтовым в стихотворениях «Пророк», «Поэт», рождает множество отголосков и в творчестве разных поэтов – их эхо слышим и в ахматовском четверостишии. «Владеть» - это царское слово. Мотив «поэта – царя» имеет еще один аспект: поэта и царя, поэта и реальной земной власти. Вот сколько ассоциаций рождает талант Анны Андреевны.
Чтение и анализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю».
Тема Родины, тема миграции, тема страдания народа – все это есть в данном стихотворении. Но нас интересует четкая гражданская, твердая мужская позиция автора женщины: «Им песен я своих не дам». Поэзия – песни. Это фольклорная традиция. Автор не осуждает эмигрантов, это бывшие знакомые, друзья. В подтексте явно слышится сострадание: «горек хлеб чужой, изгнанник», но не они в центре ее внимания. В первом четверостишии 3 раза повторяется местоимение «я», что говорит о твердости решения, мужестве сказать прямо в глаза. В 3-ем четверостишии звучит тема единения с народом, которому она отдает и песни и голос свой. Идея традиционна. Поэт един с народом: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Это гражданская позиция поэта. Нет жалоб, упреков. Есть мотив жертвенности: «остаток юности губя». Но и есть высшая духовность, высшее проявление любви к своему народу, мужественное осознание своей миссии. Последнее четверостишие исполнено гордости: долг поэта «быть с моим народом», исполнен. Единство поэта и народа – гармония духовной жизни поэта. Автор использует слова в переносном значении: земля – родина, странник – эмигрант, дорога – жизнь. Это расширяет пространство, углубляет трагизм положения. Об этом говорят сравнения: «как заключенный, как больной». Поэт – провидец. Темна и горька жизнь на чужбине и теряет свою ценность. Старославянские слова «внемлю» и «надменнее» придают торжественность, значимость, полновесность сказанному.
Портрет поэтессы на экране. Портрет и цитата: «и знаем, что в оценке поздней оправдан будет каждый час».
Выступление 4-й группы.
- Наша задача – подвести итоги сказанному, обобщить выводы, представить доказательства, что тема поэта и поэзии – сквозная в литературе 19 и 20 веков. Все заключительные цитаты выражают гражданскую позицию авторов. Эту традицию продолжил Н.А.Некрасов В стихотворении «Поэт и гражданин»:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь
Марина Цветаева
«Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд».
Поэтесса верит в духовность своего народа, который поймёт и признает её как поэта, мужественного, трагического, родного.
Б.Л.Пастернак
«Цель творчества – самоотдача»,
«Во всём мне хочется дойти до самой сути».
Эти высказывания не нуждаются в комментариях.
А.Т. Твардовский в поэме «За далью – даль» скажет о слове поэта, об ответственности поэта за все происходящее:
Слово мое – от сердца – не на ветер,
Оно в готовности любой:
Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой.
Валерий Брюсов.
Стихотворение «Кинжал»
«Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза».
А.А. Блок
«О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!»
Это позиция Творца. Какая неожиданность, какая смелость! Сколько силы и экспрессии!
И, конечно же, В.В. Маяковский, с его удивительно жизнеутверждающим призывом:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
вот лозунг мой –
и солнца!
Учитель.
Рефлексия обучающихся.
- Чему научились? Есть ли польза от урока? Было ли интересно? О чем еще хотелось бы поговорить на последующих уроках?
- Пока экспертная группа подводит итоги выступлений, предлагаю вам сообщить свои отметки в соответствии с предложенными критериями.
- Кто считает, что он работал на «5»?
- На «4»?
- На «3»?
- Руководители групп, сдайте списки обучающихся с отметками, которые вы выставили им.
- Слово экспертной группе, которая работала по следующим критериям:
1) выразительность чтения стихотворения;
2) полнота ответа;
3) логичность изложения материала;
4) аргументация;
5) культура речи.
- Каждый пункт оценивается по 10-балльной шкале.
Домашнее задание.
- Что дал мне этот урок? Напишите в форме эссе.