Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме Обобщение по разделу Стихи с. Есенина

Тема урока
Обобщение по разделу: «Стихи С. Есенина».

Тип урока
Обобщающий (ведущий метод – частично-поисковый)

Цель
1) обобщить и проверить знания обучающихся по разделу «Стихи С. Есенина»;
2)познакомить детей с другими сторонами творческой жизни великого мастера;
3)развивать навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; 4) самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; 5) ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; 6) уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; 7) овладеть навыками использования информационных устройств; 8) воспитывать любовь к поэзии, музыке.

Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)


Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Осмысливать цели и виды чтения художественного текста.
Строить осмысленные речевые высказывания.
Личностные:
- нравственно- эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные
Регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие и сопоставлять с образцом
после его завершения на основе его оценки ,
- высказывать свое предположение.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации,
- осознанное построение речевого высказывания
- свободная ориентация и восприятие художественного текста
-смысловое чтение
-извлечение необходимой информации из прослушанных произведений
-преобразование художественного текста в знаковую модель
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия
Проект, гипотеза.


Ресурсы:
- основные
-дополнительные
Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» учебник 3 класс; Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» учебная хрестоматия; Л.А.Ефросинина рабочая тетрадь «Литературное чтение»
Дополнительная литература
Мультимедийное сопровождение с презентацией к уроку; выставка произведений С.Есенина


Организация пространства
Фронтальная работа, работа в группах,


ХОД 
УРОКА



Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Обучающие и развивающие
задания каждого этапа
Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация к учебной
деятельности
Читает наизусть стих.
Задает вопрос о теме урока, формулирует учебную задачу
( Сегодня постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом. Не случайно о поэзии С.Есенина говорят: «В ней есть душа».)
Готовятся к работе. Слушают вступительное стихотворение учителя.
Широки под Рязанью просторы родные,
И выходит Есенин на старый причал.
Он слова отыскал этой ночью впервые
Те, что каждый из нас много раз повторял:
Ой, ты, Русь, моя Родина кроткая,
Лишь тебе я любовь берегу!
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Всё мне чудится, что по рязанским дорогам
Вновь Есенин идёт, а над полем звезда.
Шепчет ветер ему: «Ты надолго ль, Серёга?»
«Ах, надолго ли, - он говорит, - навсегда!»
Соловьиные ночи плывут по России,                                        
Тихо плещет Ока о знакомый причал.
И бессмертные эти глаза голубые
Я не раз у рязанских мальчишек встречал.
О ком это удивительное стихотворение? Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока литературного чтения.
Личностные:
самоопределение
роли ученика.
Коммуникативные: умение слушать и
слышать.
Регулятивные:
предположение темы урока

2. Актуализация
знаний и
выявление
индивидуальных затруднений
Выявляет
уровень
знаний.
Анализирует
знания
учащихся.
Работают по группам
Дети защищают проекты
Составляют книжки – малышки



Первый проект защищает 1 группа
Мы исследовали истоки творчества великого русского поэта и наш проект называется -  «В этом мире я только прохожий»
Цели и задачи нашего исследования?
- познакомиться с  биографией и автобиографией С. А. Есенина;
- изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу истоков творчества мастера.
Нам нужно доказать следующую гипотезу, что истоками творчества С.А. Есенина могут быть:
семья поэта;
его обучение;
 русские поэты и писатели;
родная природа.
Семья поэта. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года в деревянном доме с окнами на речной простор  родился Сергей Есенин в семье Александра Никитича Есенина  и Татьяны Федоровны Есениной (Титовой). Родители С. Есенина – простые люди, они рано расстались, и детство маленького Серёжи прошло у бабушки и дедушки Титовых. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его в мир старинных преданий и легенд.  Есенин всё слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять», поэтому с пяти лет Сергей   научился читать, а уже с 9 лет мальчик начал писать  свои первые стихи.
Обучение поэта. Когда Серёже исполнилось 8 лет, его отдали учиться в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики, из которой он вышел "учителем школы грамоты".  В 1913 году Есенин обучается в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Этот университет был самым передовым учебным заведением страны. Среди сверстников он всегда был передовым учеником.
Русские поэты и писатели(любимые);- Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. Свое первое стихотворение «Береза» Сергей  Есенин напечатал в 1914 году в московском детском журнале «Мирок».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Родная природа - это его родная рязанская земля. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил привязанность к родной земле. Его до глубины души трогали красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей. Все впечатления детства затем станут его стихами и поэмами.
В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина “Радуница”.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: истоки творчества великого поэта – его семья (бабушка, дедушка и мать); обучение – в земском училище, церковно – учительской школе, народном университете; мастера слова – Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Гоголь, а так же – родная рязанская природа.

 А теперь слово предоставляется детям из второй группы.
Проект « А Русь всё так же будет жить»  
Цели и задачи проекта:
1)исследовать творчество С.Есенина и тематику его стихотворений;
2)изучить Интернет – ресурсы  и литературу по вопросу проекта;
3) выяснить, какое место   тема Родины занимает в лирике  Есенина.
Нам нужно доказать следующую гипотезу, – тематика стихов С.А. Есенина – о Родине, природе, матери.  
Родина. Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина – это тема Родины. Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуется  вся бескрайняя русская земля:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»  
В стихотворениях «Край ты мой заброшенный...», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды...» Русь предстает печальная, серая, тоскливая: 
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
 Однако Есенин любит Россию и такой.
Природа. Природа у Есенина любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе.   Любовь к родному краю - главная тема лирики Есенина. Родина и природа неразрывны в его поэзии. .  Просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы во всем этом видел Есенин неброскую красоту и прелесть природы России.
В стихах поэта словно сама природа говорит его голосом.
О матери. В тяжелые минуты сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этой строчке Есенин пытается хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Итак, наша гипотеза подтвердилась – тематика творчества С.А. Есенина – о Родине, природе, матери. Наша группа создала сборник стихотворений о Родине и природе.
3 группа изучала тему - стихи С.А. Есенина в песнях и романсах и свой проект назвали «Сергей Есенин в песне и романсе». Проект защищает 3 группа.
Цели и задачи проекта:
- изучить, какие стихотворения С. Есенина стали песнями и романсами.
Нам нужно доказать следующую гипотезу, – все стихотворения Есенина стали песнями и романсами.
1. Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что многие стихи Есенина стали песнями и романсами. И эта вторая жизнь стихов  поэта. Почему же  так много стихов Есенина положено на музыку?  Да всё потому, что стихи настолько лиричны, проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Они наполнены  звуками, запахами, красками: звенят удила, плачут глухари, шумят тростники, пахнет яблоками, медом и ладаном, ласкает взор алый свет зари, мягкая зелень полей.
2. Более 15 песен-романсов на стихи поэта написал композитор Григорий Пономаренко. Кроме Г. Пономаренко, на стихи Есенина писали песни-романсы А. Вертинский, Е. Попов, А. Покровский, Н. Кутузов, Г. Свиридов, Муслим Магомаев  и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен  автор всеми любимого романса «Клен ты мой опавший», а также песен «Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре», эти песни считаются народными.
3. Романсов и песен на стихи Есенина очень много. Их невозможно перечислить всех: здесь и академические, и оперные певцы, исполнители эстрадных песен, исполнители романсов, народные и академические хоры: Академический хор русской песни Всесоюзного радио, Рязанский русский народный хор, Кубанский казачий хор , вокально-инструментальные ансамбли, известный исполнитель романсов Борис Штоколов, Александр Малинин, Лаурат международных конкурсов Сергей Русанов и многие другие. Очень любят песни и романсы на стихи Есенина во всех странах.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - многие стихотворения С. Есенина стали песнями и романсами. Наша творческая группа сделала подборку названий стихов Есенина, которые легли в основу песен и романсов, создала сборник песен и романсов на стихи Сергея Есенина.
Коммуникативные:планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные:
- прогнозирование, внесение коррективов в действия.
Познавательные:
- применение полученных знаний в обобщенном виде, преобразование текста в знаковую модель.
Личностные:
- используют полученные знания, оценивают свои знания, вносят коррективы

3.
Постановка
учебной задачи
Создание проблемной ситуации

Совместный поиск путей решения проблемы





















Обобщение


Рефлексия




Домашнее задание
Выявляет уровень знаний, эмоциональное воздействие иллюстраций и строчек из стихотворения Есенина.
Читает отрывок
Организует самостоятельную работу в группах
Организует работу по анализу полученных знаний по теме.

Создает проблемную ситуацию.
Проводит викторину
Предлагает вспомнить и прочитать стихи наизусть.






Выявляет уровень знаний.

.
Слушают, анализируют
Отвечают на вопросы.


Работают над проектами

Защищают проекты


Отвечают на вопросы викторины; читают наизусть


Подтверждают ответы .
Ищут пути выхода из затруднений
Принимают задачу и строят свои высказывания

А сейчас проведём викторину «Знаете ли вы стихотворения С.А. Есенина?». (Продолжите и скажите название произведения)                          
 1.Белая береза    
(Под моим окном)
Принакрылась снегом, (Точно серебром.)                                                                                                          
2. Нивы сжаты, рощи голы,
(От воды туман и сырость.)
Колесом за сини горы
 (Солнце тихое скатилось.)                
 3. Поет зима - аукает,
(Мохнатый лес баюкает)
 Стозвоном сосняка.
(Кругом с тоской глубокою)
Плывут в страну далёкую
 (Седые облака)
4. Еду. Тихо. Слышны звоны
(Под копытом на снегу.).
Только серые вороны
(Расшумелись на лугу)
5. Черемуха душистая
(С весною расцвела)
И ветки золотистые,
(Что кудри, завила)
6. В зимний вечер по задворкам
(Разухабистой гурьбой) По сугробам, по пригоркам (Мы идём, бредём домой)

Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Меня удивило
Я понял, что
Я выполнял задания

(по выбору детей):
1)составить кроссворд;
2) написать сочинение – миниатюру «Есенин с нами, Есенин рядом»




15