Рабочая программа по русскому языку 9 класс по Бунееву Р.Н.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО
учителей русского языка и литературы Руководитель_____________ Петрова И.А.
Протокол № 4 от 29.08. 2015г Согласовано
заместитель директора
_____________Шурпило И.А.
Утверждено
директор МАОУ «СОШ №2»
____________Н.Ю.Яковлева
Введено в действие
Приказ № 295-О
от 01.09.15г._
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 9 В класса
на 2015-2016 учебный год
Автор Петрова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «СОШ№2» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
УМК
Программа по литературе для основной школы. 5–9-й классы. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва/Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна –М.: Баласс, 2010.
Учебник Русский язык: 9 кл. Учебник для 9-го класса общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.- М.: Баласс, 2010
Количество часов:
Всего68 ч
В неделю 2ч
Стерлитамак, 2015СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСАРусский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народа. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах.
Современная лингвистика о проблемах изучения текста.
Повторение изученного о простом предложении.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения.
Союзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения.
I. Сложносочинённое предложение и его особенности. Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Стилистические функции сложносочинённых предложений.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения
I. Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения.
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи.
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Способы передачи чужой речи.
Систематизация изученного о предложениях с прямой речью.
Предложения с косвенной речью.
Цитаты. Способы цитирования.
Пунктуация Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и её разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Часы Развитие речи Контрольные работы
Введение 1 Повторение изученного в 8 классе. Синтаксис и пунктуация. 3 Повторение изученного в 8 классе. Способы передачи чужой речи. 8 3, из них изложение -2 часа Диктант – 1
Сложное предложение. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. 35 8 , из них изложение-2, свободный диктант –4 Проверочная работа – 1; диктант - 1
Бессоюзное сложное предложение. 11 5, из них сочинение -2, свободный диктант - 2 Диктант - 1
Сложноподчинённые предложения с разными видами связи. 6 1 Диктант - 1
Повторение и систематизация изученного. 3 ИТОГО: 68 17; изложений -4, сочинений – 2; свободный диктант-6. Диктант – 4, проверочная работа - 1
Планируемые результаты
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать/понимать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение);основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей русского языка и литературы
протокол №_____
от ____2016 г.
Согласовано
Заместитель директора
И.А.Шурпило
Утверждено и введено в действие приказом № 261-о
от 31.08.2016 г
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по учебному предмету «Русский язык»
на 2016-2017 учебный год
для учащихся 9 в класса
Составил учитель русского языка и литературы
Смирнова Оксана Витальевна
Всего часов - 102
Стерлитамак, 2016
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9В КЛАССЕ№
п\пПланируемая дата Фактическая дата Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан Примечание
Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 8 классе Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении Способы передачи чужой речи Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Способы передачи чужой речи. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Цитаты. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Знаки препинания в предложениях с цитатой. Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме « Повторение. Способы передачи чужой речи». Р.Р.Научный стиль. Р.Р.Сжатое изложение Повторение и систематизация изученного о сложном предложении. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Р.Р.Классное сочинение на лингвистическую тему «Для чего нужны знаки препинания». Сложное предложение
Сложносочиненные предложения Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Р.Р.Классное сочинение в форме газетной статьи с рассуждением-объяснением, рассуждением-доказательством. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение». Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Указательные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Основные группы придаточных предложений. Значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одной придаточной частью. Р.Р.Обучающее сжатое изложение. Р.Р.Публицистический стиль. Р.Р.Рецензия. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Р.Р.Контрольное классное сочинение в жанре рецензии на рассказ Т.Толстой (по выбору). Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия и степени. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места и времени. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условия. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения. Свободный диктант. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступки Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении» Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Р.Р.Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения текста публицистического стиля речи. Р.Р.Написание контрольного изложения текста публицистического стиля речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы подчинения придаточных частей. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненное предложение». Р.Р.Классное сочинение на лингвистическую тему по высказыванию писателя. Бессоюзное сложное предложение Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Художественный стиль и стиль художественной литературы. Р.Р.Контрольное сжатое изложение повествовательного текста. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Р.Р.Свободный диктант. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением следствия и условия. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Тире в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления. Сложные предложения с разными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Р.Р.Подготовка к классному контрольному сочинению в публицистическом стиле речи. Р.Р.Контрольное классное сочинение в публицистическом стиле речи «Что такое сила духа?» Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Сложное предложение». Повторение и систематизация изученного в 5–9-м классах Фонетика, графика, орфография. Выполнение упражнений на основе отрывков из текстов произведений башкирских писателей Р.Р.Лексика, фразеология, стилистика. Анализ текста Морфемика, словообразование, орфография. Морфология, орфография. Синтаксис, пунктуация. Р.Р.Анализ текста. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАхременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л.А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Дейкина А.Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А.Д. Дейкина. - М.: Дрофа, 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т.А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.
Лидман-Орлова Г К. Учимся писать изложения / Г.К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2010. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс. – М.: Эксмо, 2009
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс /А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Пахнова Т.М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004
Шаповалова Т.Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т.Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
Дополнительный список литературы
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя /. - М.: Просвещение, 2006.
Войлова К.А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
Голуб И.Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие.- М.: Вако, 2004
Николина Н.А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К.И. Мишина, О.А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
Пучкова Л.И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л.И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
Сенина Н.А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н.А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.
Текучева И.В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И.В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе/Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2004.
Угроватова Т.Ю. Русский язык: 9 класс/Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.
Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И.П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.
Интернет-ресурсы
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
www.gutov.ru/lifshitz/texts/ocherk/ork-sod.htm/ – М. Лифшиц «Очерки русской культуры»
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе