Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Береза – русская красавица»
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Береза – русская красавица». Программное содержание: расширять знания детей о березе. –Продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы. –Учить детей составлять описательный рассказ о березе. –Развивать наблюдательность, внимание, мышление. –Вызвать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за березой. Словарная работа: береза, белоствольная, береста, чечевички. Материал к занятию: кусочки бересты, презентация «Береза –белоствольная». Предварительная работа: наблюдение за березой на прогулке, разучивание стихов о березке, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Ход ООД Звучит песня «Во поле береза стояла». Дети двигаются по кругу друг за другом взявшись за руки. В: Ребята, отгадайте загадку
-Что за дерево краса
Ниже пояса коса
Да волшебный стройный стан,
Да беленый сарафан,
Да сережки словно слезки,
У красавицы … (березки). (дети садятся на стульчики).
-Да, это красавица березка. (слайд №1).
В: Очень многие поэты и художники посвящали свои произведения русской красавице –березе.
Поэт А. Прокофьев писал о березе:
-Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную.
В: Береза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали полезные свойства этого дерева. Посмотрите внимательно (слайд №1) и определите в какое время года изображена березка.
(Ответы детей).
В: Правильно ребята, так береза выглядит весной, на ней только набухли почки, и если заварить чай из набухших почек, то этот отвар очень полезный и лечит многие болезни человека.
В: А сейчас посмотрите, что изменилось у березки? (слайд №2).
(Ответы детей).
-А вы знаете ребята, что березовыми листьями в старину красили пасхальные яйца, а распаренный березовый веник в бане изгонял болезни, придавал телу бодрость и силу. (слайд №3).
В: Весной, когда деревья просыпаются и начинается сокодвижение у березы выделяется полезный и вкусный сок, (слайд №4) его пьют для укрепления здоровья.
В: Как вы думаете чем отличается береза от всех остальных деревьев, например от клена, тополя?
(Ответы детей: разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными точками, а у клена коричневый, у тополя серо-зеленый.)
В: Как можно сказать одним словом о белом стволе березы?
(Ответы детей: белоствольная береза)
В: Береза единственное в мире дерево с белой корой.
-Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?
-Оказывается березка через них дышит и называются они чечевички.
-А белую кору называют берестой. Береста-это защитный слой дерева, она защищает дерево от вредных воздействий, от воды.
-Посмотрите у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (рассматривают)
-Давайте рассмотрим какие изделия люди научились делать из бересты. (слайд №5)
-А еще ребята, в деревне, где есть печки, березовые дрова незаменимая вещь.
Они горят долго и дают много тепла, при этом выделяя приятный аромат.
В: Береза является символом Росси. Россию издавна называют березовым краем. И мы свами сейчас придумаем красивые слова о березке.
(ответы детей: красивая, белоствольная, стройная, гибкая, кудрявая, прекрасная, чудесная, полезная).
-У нас сейчас физкультминутка.
«Береза моя березонька (движение правой рукой в сторону –вверх)
Береза моя кудрявая! (тоже левой рукой)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх)
Посреди долинушки (опустить руки)
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх)
Листья зеленые (опустить руки)
Трава шелковая (движение руками вправо-влево)
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище)
Девицы красные (движение головой вправо-влево)
Венки вьют плетут (вращение руками перед собой)
-А сейчас, мы рассмотрим березку в разное время года. (слайд №2, 6, 7, 8) и кому какая береза понравится, тот и будет о понравившейся березке составлять рассказ. (рассказы детей)
В: Молодцы ребята, вот какие интересные рассказы вы составили о березке.
-Посмотрите внимательно сюда, у меня корзинка из бересты, а в ней много разных листочков, сейчас мы свами поиграем в игру «С какой ветки эти детки?».