Конспект занятия по естествознанию на тему Когда придет суббота?


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Занятие 11
Дата проведения ___________
Тема: «Когда придет суббота?»
Цели: Формировать представления о времени и его составляющих – настоящем, прошлом и будущем.
Задачи: образовательные: установление временной последовательности: вчера- сегодня- завтра, сначала- потом, раньше- позже; формировать представление о настоящем, будущем и прошлом, систематизировать знания о днях недели и об их последовательности;
развивающие: развивать мыслительные операции: сопоставление, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, расширение словарного запаса и кругозора.
Оборудование:  цветные карандаши, набор карточек с названием дней недели;
набор карточек этапы развития; наборы деталей рыбки
Ход занятия: Орг. момент.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Я покажу вам предметы. Догадайтесь, что ими измеряют? (часы, календарь, отрывной календарь, песочные часы)
Для чего нужны эти предметы?
(Дети смотрят на предметы, предполагают: для измерения времени)
-У кого такие предметы есть дома?
-Как вы думаете, есть люди, которые не пользуются такими предметами?
Пословицы о времени.
Делу время – потехе час.
Шутке – минутка, а делу – час.
- Как вы их понимаете?

2. Актуализация знаний
Игра «Кем станут потом»
Цель: проверка знаний в целях подготовки к изучению новой темы; мотивация к игровой деятельности.
Педагог называет детеныша животного, кидая мяч ребенку, Ребенок отвечает, кем он будет, когда вырастет, и кидает мяч обратно. Педагог для проверки ответа показывает соответствующие картинки (жеребенок и лошадь, цыпленок и курица и т.д.)
- Жеребенок- …. – Лисенок- …
- Поросенок- … - Медвежонок- …
- Цыпленок- … - Зайчонок- ….
- Котенок- … - Волчонок- …
- Ягненок- …
- Утенок- …
– Художник изобразил время в виде длинной ленты, которая называется «лента времени». Найдите на «ленте времени», какие вы сейчас.
– Кто вы сейчас?

– Какими вы были раньше? Когда это было?
– Какими вы будете потом? Когда это будет?
Игра «Поставь события по порядку»
Цель: развитие временных представлений «раньше- позже», формирование умения устанавливать последовательность событий.
На каждый рабочий стол педагог выдает по набору картинок (например, этапы роста цветка) и предлагает разложить их так, чтобы было понятно, что было раньше, что позднее. Затем детям, выполнившим свое задание быстрее остальных, предлагается составить небольшой рассказ по картинкам.
– А как вы понимаете, что значит прошлое, настоящее, будущее?
- Послушайте стихотворение о прошлом настоящем и будущем:
Прошедшее время -
То, что было, прошло:
Вчера мы писали,
Солнце ушло.
Настоящее время
Приходит теперь:
Мы пишем имя,
Бегает зверь.
Будущее время
Еще не пришло:
После уроков
Пойдем мы в кино.
-Действие, которое происходит сейчас - это настоящее время.
-Действие, которое было, называют прошлым временем.
-Действие, которое ещё только будет происходить, называют будущее время.
3. Работа по карточкам
– Найдите на других рисунках «настоящее», «прошлое», «будущее».
- Давайте рассмотрим картинки, что на них изображено?


- Кто-нибудь знает, как называется транспорт, изображенный на картинке? (Карета)
- А какая картинка относится к настоящему? Почему?
(Вторая)
- Как думаете, какая картинка относится к прошлому? Почему?
(Первая картинка)
- Как думаете, какая картинка относится к будущему? Почему?
- Предположите праздник Новый год к какому времени относится? А день пожилых? А 1 сентября?
4. Новый материал
Загадка: Что за птицы прилетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(Дни недели) 
- Посчитайте сколько дней в неделе? (7)
– А сейчас мы постараемся запомнить порядок дней недели.
Работа с недельным кругом.

– А теперь послушайте, почему так называются дни недели.
-Названия дней недели сохранились со времен Древней Руси, кроме названий «воскресенье» и «суббота».
Первый день недели – понедельник. Его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали.
Дальше идет вторник – это второй день недели.
Среда – середина недели.
Четверг – очень просто, это четвертый день недели.
Пятница – опрятница – пятый день недели: в этот день хорошо навести порядок в доме, помыться, приготовиться к выходным дням.
Суббота – это слово пришло к нам из далекой страны, день отдыха у еврейского народа приходился именно на этот день и назывался шаббат. В русском языке это слово превратилось в субботу.
–А, сегодня какой день недели?
-Какой день был вчера?
-Какой день будет завтра?
Игра «Необычное занятие»
Цель: развитие временных представлений «вчера- сегодня- завтра»
Педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, что он делал необычное вчера, что, по его мнению, не делали другие. Например, ходил в бассейн, ел морскую капусту и.т.д. Если действительно этого никто вчера не делал, ребенок получает фишку. Далее детям предлагается вспомнить, что необычного он сделал сегодня и придумать, что он будет делать завтра. Победитель тот, у кого фишек больше.
- Расскажите про свой любимый день недели? Почему именно он?
Например, мой любимый день недели - это суббота, потому что это начало выходных.

Стих: Как долго неделя тянется.
Я не играю. Жду.
Друг мне сказал:
-В субботу
Я непременно приду».
-Когда же придёт суббота?
5. Физминутка –игра «Что я делал?»
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье-
Целый день я отдыхал.
- А знаете ли вы, что число 7 не простое. Оно считается магическим, счастливым.
Каждая клетка человеческого тела обновляется каждые 7 лет;
Число 7 в еврейском языке означает - полноту или завершенность.
Рим — это город на 7 холмах
- С числом 7 есть много пословиц: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- И высказываний: «На седьмом небе от счастья».
6. Итог урока
- Откуда и куда бежит время?
-Назовите ещё раз дни недели по порядку.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: научатся различать настоящее, прошлое и будущее; называть дни
недели в определенном порядке;

КОММУНИКАТИВНЫЕ - инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение работать в парах;
ЛИЧНОСТНЫЕ: установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивами; формирование учебно-познавательной мотивации.
Дополнительный материал к занятию
Игра «Собери рыбку»
На каждый рабочий стол выдаются детали рыбки из цветной бумаги (см. ниже) Дети должны собрать рыбку. Тот, кто сделал это быстрее остальных, рассказывает, в какой последовательности проводилась работа, демонстрируя каждую часть и используя слова «сначала- потом»