Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с задержкой психического развития в старшей группе
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное подразделение)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с задержкой психического развития в старшей группе
Тема: «Домашние птицы»
Учитель-дефектолог
Д.А. Ульихина
Тамбов 2016
Лексическая тема: «Домашние птицы»
Цель: развитие познавательной сферы детей; закрепление знаний о домашних птицах.
Задачи: образовательная – расширять и уточнять представления о домашних птицах. Расширение и уточнение словаря по теме «Домашние птицы». Упражнять в узнавании и назывании домашних птиц (курица, гусь, петух, индюк, утка) и их птенцов. Закреплять умения самостоятельно составлять загадки по теме.
коррекционная – развивать связную речь, память, мышление, внимание; формировать зрительные способы обследования предметов; общую моторику и координацию речи с движением;
воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру; любовь к птицам; желание заботиться о них.
Оборудование: Петя-петушок, картинный материал с изображением домашних птиц, мяч, разрезные картинки, недорисованные картинки, картинки продуктов питания (трава, зерно), картинки обведи по контуру.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: К нам в гости пришел Петя-петушок. Он очень рад нашей с вами встрече, принес для нас интересные игры. Петя-петушок хочет узнать у вас, вы любите путешествовать? Сегодня он приглашает нас на птичий двор. Но чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно.
Загадки:
Зёрнышки она клюёт. Красные лапки, длинная шея,
Яйца вкусные несёт. Щиплет за пятки, беги без оглядки? Слышно на всю улицу (гусь)
Как кудахчет (курица)
Распускает хвост павлином, Под дождем она гуляет,
Ходит важным господином, Щипать травку обожает,
По земле ногами – стук, Кря кричит. Всё это шутка,
Как зовут его – (индюк). Ну конечно это – (утка).
Основная часть
На доске выставлены картинки с домашними птицами.
Педагог:
- Ребята, как их всех можно назвать одним словом?
Дети: птицы
- Почему?
Дети: они умеют летать, тело у птиц покрыто перьями: у них две лапы, туловище, два крыла, клюв, хвост. Они откладывают яйца, высиживают птенцов.
- Где живут эти птицы?
Дети: Рядом с человеком
- Как называются эти птицы, которые живут рядом с человеком?
Дети: Домашние птицы
- Почему их так называют?
Дети: Потому что, люди ухаживают за ними. Они приносят человеку пользу.
-Какую пользу человеку приносят птицы?
Дети: Перья нужны для подушек и перин, курица несет яйца, которые мы с вами кушаем, гусиным; петух будит людей по утрам.
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Педагог: Молодцы, ребята, все вы знаете! Вы очень радуете петушка! Ему нравится у нас в гостях! Ребята, нам Петя-петушок принес мячик и хочет поиграть с нами в игру, которая называется «Как говорит птица?». Я вам называю птицу, отдаю вам мяч, а вы должны сказать как эта птица говорит и мяч вернуть обратно.
Петух – кукарекает
Гусь – гогочет
Курица – кудахчет
Утка – крякает
Цыпленок – пищит
Игра « Кто чем питается?»
На доске выставлены картинки: трава, зерно.
Дефектолог: Гуси и утки щиплют траву. Петухи, куры, цыплята, индюки, индюшки клюют зерна.
Дидактическая игра «Мама, папа, детеныш»
Педагог: Молодцы, ребята, Петя-петушок очень рад, что вы много знаете о домашних птицах и просит назвать вас как у каждой птицы называется мама, папа и детеныш.
Физкультминутка «Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Педагог: Пока мы с вами отдыхали, к нашему петушку приходил неизвестный художник и принес свои картины. Он так торопился, что в каждой картине забыл что-то дорисовать. Посмотрите внимательно и скажите, что забыл нарисовать художник?
Дидактическая игра «Собери картинку»
Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием! Нашли ошибку художника! А сейчас Петя-петушок просит вас ему помочь. Поможем собрать ему картины?
Пальчиковая гимнастика «Малыши»
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши (Показывают пальчики, играя ими)
Все красивы, хороши!
Обведи по точкам
Педагог: Ребята, посмотрите у меня есть листочки, что на них изображено – непонятно. Надо обвести рисунок по точкам, тогда узнаем, что на них нарисовано. (Дети по точкам обводят домашних птиц)
Педагог: Кто у вас получился?
11. Итог занятия.