Урок по окружающему миру во 2 классе.Тема «Шестиногие и восьминогие


Учитель: Жукова Елена Евгеньевна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Курчатова
Тема урока: Шестиногие и восьминогиеКласс: 2
Название учебника: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2013 г.
Название раздела, темы в учебнике: «Осень»
Тема урока: «Шестиногие и восьминогие»
Цели урока:
продолжить знакомство с насекомыми, дать понятие о паукообразныхПланируемые результаты:
учащиеся научатся объяснять, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомятся с этапами развития бабочки и стрекозы
Задачи:
Образовательные:
1.Усвоить схему развития бабочки и стрекозы, познакомиться с паукообразными, учиться бережно относиться к ним
Воспитательные.
1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Развивающие.
1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Тип урока: открытие нового.
Методы и приемы:  словесный, наглядный.
Оборудование:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учеб.для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012.
У учителя - проектор, персональный компьютер, программное обеспечение (презентация "Шестиногие и восьминогие" У учащихся - карточки со схемой превращения насекомых, клей, атлас-определитель "От земли до неба".
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Звучит музыкальная заставка к телепередаче "В мире животных".
Учитель: «Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?»
II. Актуализация знаний
Слайд 1 Посмотрите видеоролик и вспомните:
- Какие группы входят в царство животных?
(Насекомые, птицы, рыбы, звери) ".
- Какой отличительный признак насекомых вы знаете? (6 лапок) ".
- Каких насекомых вы знаете?
1.Работа по учебнику (С.90-91)
-Рассмотрите насекомых на иллюстрации.
-Прочитайте названия бабочек.
-Каких еще бабочек вы знаете?
Сообщение обуч-ся: Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев. Питаются бабочки нектаром цветов. А есть такие, которые вообще не едят.
-Прочитайте названия жуков.
-Каких еще жуков вы знаете?? (Ответы детей из энциклопедии)
-Какие еще насекомые нарисованы? (Шмель, пчела, стрекоза. Жужелица , муравьи, кузнечик)
-А теперь давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Можно ли устроить такой зоопарк, чтобы в нем были- слоны, носороги, олени, медведи, и весь он уместился на столе? (Ответы обучающихся)Слайд2
Конечно, можно, так как в этом зоопарке будут жить насекомые.
Сообщения учеников
(Бабочка-медведица, жук сосновый слоник, жук-олень, жук-носорог, стрекоза муравьиный лев)
Назовите общие особенности строения насекомых (6 ног, три части тела: голова, грудь, брюшко; крылья и ноги прикрепленные к груди)Слайд 3
- Куда исчезают насекомые зимой? (Умирают, прячутся под землю, под листья, в кору деревьев, впадают в оцепенение.)
- Почему? (Становится холодно, мало корма.)
III. Выявление места и причины затруднения.
Отгадайте загадку
Кто три раза рождается? (бабочка)
- В жизни насекомых много удивительного. Например, их превращения
Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с.92.
- Попробуйте рассказать о превращениях бабочки-махаона
- Сравните эти схемы.
Слайд4 Яйца - личинка(гусеница)-куколка - взрослая бабочка
Расскажите о превращениях стрекозы
Яйца - личинка(гусеница)- - взрослая стрекоза
- Сравните эти превращения.
-Что в них общего, а что различно?
Проверим наши предположения на страницах энциклопедии
Сделайте вывод. Сколько фаз развития проходит бабочка? Стрекоза?
В "Рабочей тетради" на с.55 , з.2 составьте схемы превращения насекомых. Слайд 5
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело
IV. Исследовательская работа.
В "Рабочей тетради" на с.55 выполните №3. Найдите лишний рисунок. Обведите его.
Дети работают в тетрадях. После выполнения задания осуществляется его проверка на слайде 6
- Объясните своё решение
(Лишний паук, т.к. это не насекомое.)
- Какой отличительный признак пауков вы знаете? (У пауков 8 лапок.)
- Видели ли вы в лесу паутину с пауком? Видели ли вы, как летают на паутинке паучки, как паук добирается по паутине до попавших в неё насекомых? Жертва запутывается в клейкой паутине, и чем больше она бьётся, тем больше запутывается.
- Почему сам паук не запутывается в своей паутине?
- Возможно, у паука есть "военная тайна". Попробуем её разгадать.
Предположения детей
-Мы предположили, что лапы паука имеют особое строение.
-Кого из вас заинтересовало данное предположение?
Слайд7Предположение №1 (обучающийся) Я обратился за информацией к энциклопедии. Нашел там фотографии, статьи и оказалось, что отличий в строении ног нет.
Вывод: принципиальных отличий в строении нет.
-А еще я узнал, что паутина настолько упругая и прочная, что нить паутины толщиной с карандаш могла бы остановить самолёт Боинг 747, летящий на полной скорости?
У: Так может быть секрет в паутине?
Предположение №2 Секрет в паутине. Слайд8
У: - Почему насекомое запутывается в паутине? (Она липкая)
Обучающийся:
- Меня заинтересовал вопрос:«Вся паутина липкая или её часть?»
- Я решила найти ответ на этот вопрос и нашла схему: "Как паук плетёт свою сеть".
3413125-358140-34290-226060 
Рисунок 1 Рисунок 2
341312510350562230170815
Рисунок 3 Рисунок 4
Обучающийся:
Паутина паука —  это выделения из специальных паутинных желёз. В момент выделения паутина жидкая, но уже вскоре после выделения паутина застывает в форме нитей.
Паутина (при своей прочности) необычайно легкая! Она настолько легка, что если бы паутиной один раз обмотали Землю по экватору, то ее вес составил бы всего 450 грамм!
- Я предположила: «Может ли вся паутина быть липкой? Или какая- то часть паутины должна быть липкой? Как выяснилось, что только последняя, которую паук плетёт по спирали, двигаясь от центра- липкая)
Слайд9Как видно из рисунка, паук сначала делает каркас. Для этого он использует более толстые нити. Затем более тонкими нитями оформляет центр и начинает плести сразу с двух сторон (с внутренней и внешней). В самом конце паук натягивает сигнальные нити, чтобы контролировать свою ловчую сеть.
Слайд 10 (видеоролик «Паук плетет паутину»)
У:- Какое предположение получило подтверждение? (Ответы детей)
- Почему же сам паук не запутывается в своей паутине? (Паук бегает только по нелипким нитям)
V. Физкультминутка для глаз (дети наблюдают глазами за полетом бабочки на слайде)
Слайд 11
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с атласом-определителем
У:Часто говорят: черный, как жук. И правда- жуки нередко бывают черными. Но, конечно, далеко не все. Есть и красные, и синие, и голубые, и зеленые, и желтые,и даже серебряные и золотистые. Есть жуки до 15 см в длину, а еще крошечные, которых можно разглядеть только через увеличительное стекло. Жуков можно встретить всюду, в любой части света, в любой географической зоне- в горах, пустынях,в тайге и воде. Их очень много- только в нашей стране их насчитывают около 25 тыс. видов.
У:-С помощью атласа-определителя приведите примеры крупных жуков, мелких жуков и жуков средних размеров. Назовите жуков, которых вы встречали в природе.
У:Ваша одноклассница Дана собирает коллекцию насекомых. Среди них есть и живые. Давайте послушаем, как они у неё появились?(Обучающаяся рассказывает о своей коллекции насекомых)
VII. Итог урока.
У: цель нашего урока познакомиться с насекомыми и научиться объяснять, чем отличаются насекомые от паукообразных. Давайте проверим, достигли мы поставленную цель, ответив на вопросы:
-Почему осенью исчезают насекомые?
-Почему паук не относиться к насекомым?
-Что происходит с пауками осенью?
VIII. РефлексияСлайд11
-Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из своих эмоций.
Вывод: Итак, шестиногими мы называем насекомых, а восьминогими –пауков. Постепенное исчезновение насекомых - одно из осенних явлений в живой природе.
XII. Домашнее задание
Найти в энциклопедиях дополнительный материал о пауках, которым можно продолжить нашу паутину и в рабочей тетради выполнить №4 на с 55.