Грибное лукошко — тематический план по реализации проекта Уж небо осенью дышало

Реализация проекта « Уж небо осенью дышало»
(подготовительная группа)
Автор: Зуйкова Лариса Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Тема подпроекта «Грибное лукошко»
Дети должны знать:
- о том, что грибы, как растения и животные , образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отличаются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические вещества в органические. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;
- какие бывают грибы, чем они отличаются , где растут, основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.
Дети должны уметь:
- отличать съедобные грибы от несъедобных, называть их, рассказывать об их отличительных особенностях, обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особенности, выделять основные части;
- использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленный при изучении темы.

Основной игровой персонаж: Гриб-лесовик

Список литературы:
- Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет»Москва , Мозаика-синтез, 2010;
- Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 6-7 лет»Москва , Мозаика-синтез, 2010;
- Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 6-7 лет»Москва , Мозаика-синтез, 2010;
- Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» (планирование и конспекты, книга №2) Москва, СФЕРА 2010;
- О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада» М.Сфера 2009 .
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки»(изодеятельность в детском саду-подготовительная группа)
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»
Ознакомление с окружающей действительностью
Занятие 1. «Про грибы»
Программное содержание : познакомить детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.
Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, волнушка, опята, маслята, свинушка. Учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов.учить понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память. (см. Приложение)
Занятие 2. «Путешествие в осенний лес за грибами»
Программное содержание : Расширять представления детей о грибах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить детей с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка), объяснить разницу в значениях этих слов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы». Упражнять в правильном использовании предлогов в речи. Развитие внимания, памяти. (см Приложение)
Образовательная область «ТРУД»
Конструирование
Занятие №1 «Плетеная корзинка для грибов»
Программное содержание : учить
И.А.Лыкова «Цветные ладошки»(изодеятельность в детском саду-подготовительная группа) стр

Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»
Занятие №1 «» ??????????
Программное содержание : учить составлять короткий рассказ по скороговорке; закреплять умение использовать в речи сложноподчиненные предложения; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц»; учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова, фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе: умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада» занятие №
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Занятие 1 «Чтение и обыгрывание сказки В Сутеева «Под грибом»
Цель: Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль, домысливать. Развивать пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. ( см.Приложение)
Занятие №2 « Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы»
Программное содержание: продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием. (см.Приложение)
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Рисование
Занятие 1 «Грибная полянка»
Программное содержание : Учить детей рисовать грибы на полянке, передавать характерные особенности цвет, строение и форму. Продолжать знакомить с акварельными красками, учить способом работы с ними. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус. Развивать творчество в подборе красок.
Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет» стр 15-16
Занятие 2 «Мухоморы» (по образцу)
Программное содержание: формировать навык работы акварельными красками, навык выполнения рисунка с использованием техник монотипия и примакивание, развивать мелкую моторику, связную устную речь, познавательные процессы (внимание, память, мышление), воспитывать бережное отношение к своему здоровью, эстетический вкус, аккуратность. (см Приложение)
Лепка
Занятие 1 «Корзинка с грибами»
Цель: учить детей в лепке передавать строение и форму грибов, учить действовать сообща, радоваться своему вкладу в общую совместную коллективную работу, развивать мелкую моторику рук.
Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 6-7 лет» занятие №3, стр 17-18
Занятие 2 «Мухоморы»
Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой основы в форме гриба, используя пластилин 2-3 цветов по желанию ребёнка. Побуждать детей к творческому фантазированию (использовать натуральные листья, травинки для оформления работы).
Занятие 3 «Грибное лукошко»
Цель: учить детей в лепке передавать строение и форму грибов, учить действовать сообща, радоваться своему вкладу в общую совместную коллективную работу, развивать мелкую моторику рук.
И.А.Лыкова «Цветные ладошки»(изодеятельность в детском саду-подготовительная группа) стр 40-42
Аппликация
Занятие 1 «Грибы»
Программное содержание : учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве, большой гриб располагать посередине, два одинаковых маленьких слева и справа от него; познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек, упражнять детей в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета. (см.Приложение)
Занятие 2 «Грибы на лесной полянке»
Программное содержание Продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию, располагать предметы на широкой полосе земли и «ближе», и «дальше»; закреплять умения вырезать грибы из готовых исходных форм, используя всю их поверхность, при изображении одинаковых предметов использовать прием парного вырезывания.
(см. Приложение)

Беседы:
- Как правильно собирать грибы
- Что будет с грибами, если
- От какого слова произошло название гриба

Дидактические игры и упражнения
- «Обед из грибных блюд»
- «Грибные заготовки на зиму»
- «Кто больше назовёт действий»
- «Назови три гриба»
- «Кузовок»
- «Отгадай-ка» (описание грибов по представлению)
- «Съедобный – несъедобный»
- «Где растёт»

Подвижные игры с мячом
- «Съедобные-несъедобные»

Упражнения на развитие мелкой моторики
- Заштрихуй шляпку гриба
- Обведи контур гриба


Игры на развитие памяти
«Бабушка положила в лукошко»
«Что лишнее?»
«Послушай и нарисуй»
«Посмотри и назови»
«Какой гриб спрятался?»
Чтение худож.литературы
П. Потёмкин «Мухомор»
З. Александрова «В грибном царстве»
Я. Тайц «По грибы»

Тексты произведений
МУХОМОР.
Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор.
Е. Алексеев

МУХОМОР.
Гнуть над ним не стоит спину, не украсит он корзину...Знают люди с давних пор: несъедобен мухомор!
В. Шуржик

МУХОМОРЫ.
Вышли дети спозаранку по грибы в далекий бор и наткнулись на поганку да на красный мухомор.
Знай, стоит среди полянки, а вокруг - одни поганки. Говорит сестрица братцу, раскрасневшись от ходьбы:
"К ним не надо прикасаться, - это скверные грибы! Ни на завтрак, ни на ужин м ухомор совсем не нужен".
П. Потемкин

Загадки о грибах

Работа с бумагой
«Грибочки»
Цель: Учить детей вырезать грибы по контуру. Упражнять в работе с ножницами. Воспитывать бережное отношение детей к продуктам собственной деятельности.

Тексты произведений
Я. Тайц «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: - Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками! -Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко... Это вовсе бабушкино
З. Александрова «В грибном царстве»
Разбежались по полянке мухоморы и поганки, чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.
Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело, значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.
А под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках, в темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.
А веселые ребята – тонконогие опята – притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят, но грибы, что дарит лес, - это чудо из чудес.(З.Александрова).

Конспект занятия по развитию речи « Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы»»
- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем овощей, фруктов, грибов.)
- А вы любите собирать грибы? Расскажите, с кем вам приходилось собирать грибы.
- Какое чувство вы испытывали, когда корзина полная?
- А когда пустая?
Чтение рассказа
Вопросы к тексту:
- Куда собрались бабушка с Надей? - Каким вы представляете себе осенний лес?
- Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями? - Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?
- Какое чувство вы испытывали? - А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?
- Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
- Сколько грибов набрала бабушка? - Сколько грибов набрала Надя?
- Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой? - Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?
- Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?
Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа по ролям. Игра «Кузовок»
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
- Вот тебе кузовок. Клади в него то, что заканчивается на -ок. Обмолвишся, отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с ударным окончанием -ок. Например:
- Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.)
Если кто-то ошибется, то кладет в корзину залог. (Залогом может быть любой предмет: платок, заколка, кофетка, игрушка и т. д.) По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп (постоять, поплясать, поплакать, посмеяться, загадать загадку, сказать пословицу, поговорку, спеть песенку и т. д.).

ПРО ГРИБЫ (конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром + аппликация)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:
Я веселый старичок Старичок-Лесовичок! Я люблю гулять по лесу, в лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно: каждый куст и каждый пень. Знаю лес и лес люблю в гости вас к себе зову.
Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика. Предлагаю вам встать друг за другом как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь (во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю» и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание: «Чух-чух-чух. ») .
Станция «Лесная»! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .
- Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок, но он пока боится выйти из леса и прячется от вас.
- Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной».
Воспитатель задает вопросы ребятам
- Гриб какой?. (лесной) (дорога, озеро, ягоды, листочек, поляна, воздух, тропинка, запахи, дерево).
- Ребята, давайте позовем Лесовичка: «Старичок - Лесовичок, выйди к нам! » с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко).
Показывает детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы:
- Какое сейчас время года? (Осень).
- Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы.)
- Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды (уточнить какие? »
Предлагается детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы.
Старичок - Лесовичок : Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений).
Старичок - Лесовичок : По дорожкам, по тропинкам, в лес осенний мы пойдем. Под березкой, под рябинкой мы грибочков наберем.
Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (плоские их изображения) .
- Как называется гриб, который ты нашел? Какой он - большой или маленький? Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван? (Когда грибы будут названы и описаны, предлагается положить их в общую корзину)
- Какие в корзине собраны грибы съедобные или несъедобные? ( Съедобные.)
Воспитатель - Какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так назвали „несъедобные"? Есть грибы ядовитые. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам.
Воспитатель достает из корзинки «грибы». Загадывает загадки.
1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)
2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)
3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик: на нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)
4. На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)
Сравнение грибов по схеме : лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб ( Чем они похожи и чем отличаются? )
- Так какие же грибы можно найти в наших лесах? - Ребята, кто знает этот гриб? (Маслята, опята, белый гриб, мухомор, рыжик, подберезовик)
Остановка «Грибная»!
Воспитатель: Ребята, какие дары преподносит нам лес? (Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
- А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные. )
- Вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму»). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть.
- Какие грибы остались на столе? ( Мухоморы, бледная поганка) - Почему? ( Ядовитые)
- Давайте повторим правила поведения в природе при сборе грибов.
Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
- А вы знаете зачем? ( Грибы нужно не срывать, а срезать.)
- А для чего? (Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.)
Станция «Мастерилка»!
- Ребята, наши друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму. Нужна ваша помощь. Как мы можем помочь?
Дети: Надо помочь насобирать им грибов.
- Правильно! В беде нельзя оставлять зверей. Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу
Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"
Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу) в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)
Мухомор красный – гриб опасный, а второй – лисичка, рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело! » (на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)
Продуктивная деятельность «Грибы» (аппликация из бумаги).
Воспитатель показывает небольшую корзиночку.
Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)
Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.
Как нужно работать с гофробумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы:
1. Лист цветной бумаги взять двумя руками, смять в комок;
2. Сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой, а после скатать ладошками, придавая ему округлую форму (аналогично сжать другие кусочки бумаги) ;
3. Намазываем клеем часть гриба и приклеиваем бумажные комочки на основу, в контурное изображение, заполняя все пространство.
Объяснение задание:
Показывается детям основу для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик».
Каждый сделает по одному грибку для зверей, а для кого, вы выберите сами.
В процессе работы детям оказывается помощь в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ). Звучит спокойная музыка.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через минут. Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов.
Остановка «Детский сад»! На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы?
«Царство грибов» -комплексное занятие с конструированием
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
На ветру шумят осинки и березки шелестят. Мы с утра возьмем корзинки, позовем с собой ребят:
- Кто пойдет, ребята, с нами золотым осенним днем? За грибами, за грибами, за грибами мы идем! (Е. Трутнева)
Создание игровой ситуации:
В.: - О чем, ребята, это стихотворение? (О грибах, о прогулке в лес за грибами)
В.: - И мы сегодня с вами совершим прогулку в лес. Закроем глазки и представим, что мы очутились в осеннем лесу. Ребята, посмотрите мы пришли на лесную поляну, а на поляне белочка. Только почему-то она очень грустная и корзинка у нее пустая. Как вы, думаете почему?
Д.: - Она на зиму не запаслась грибами, не собрала грибы
В.: - Белочка, ты только не грусти, мы с ребятами тебе поможем (Дети садятся за столы.)
Объяснение нового материала:
В.: - Где растут грибы? (В лесу, на поляне)
В.: - Лесные грибы – это живые организмы и относятся к царству грибов. В этом царстве живет много разных грибов. Давайте рассмотрим гриб. Из чего состоит гриб? ( Из шляпки и ножки)
В.: - Верно, это то, что мы видим над землей, а в земле у гриба есть грибница. Грибница очень нежная и похожа на паутинку (показ строения гриба по образцу).
Грибы отличаются от растений не только строением, но и размножением. Чем размножаются растения? ( Семенами)
В.: - Грибы размножаются спорами. Споры очень маленькие и находятся под шляпкой между пластинами. Споры разлетаются при помощи ветра, и на следующий год, где на землю упали споры, вырастают новые грибы. Так грибы приобретают новое место жительство. Ребята, грибы делятся на два вида. На какие?
Д.: - Съедобные и несъедобные.
В.: - Расскажите о съедобных грибах. ( Съедобные грибы собирают, варят, солят, их можно употреблять в пищу)
В.: - Назовите съедобные грибы.
Д.: - Опята, лисички, груздь (Дети называют грибы и вывешивают их на доске).
В.: - Расскажите о несъедобных грибах. (Они ядовитые, их нельзя употреблять в пищу)
В.: - Назовите их.
Д.: - Поганка, мухомор, ложные опята (Дети называют грибы и вывешивают их на доске).
В.: - Но ядовитые грибы лечат животных, поэтому несъедобные грибы уничтожать нельзя, а обойти нужно их стороной.
В.: - Белочка, ты все знаешь о грибах. А мы с ребятами много нового и интересного о грибах узнали только сегодня. Но мы не забыли о твоей беде. Мы с ребятами подарим тебе грибочки. Но сначала немного отдохнем.
Физкультминутка:
Меж еловых мягких лап (сжимают и разжимают пальцы) Дождик кап-кап-кап! (стучат указательным пальцем по ладони)
Где сучок давно засох, (трут кулачок о кулачок) Серый мох-мох-мох. (хватательные движения руками справа и слева)
Где листок к листку прилип, (трут ладонью о ладонь) Вырос гриб, гриб, гриб. (постепенно поднимают руки вверх)
Кто нашел его друзья? (протягивают руки вперед) Это я, я, я!!! (три раза ударяют себя в грудь ладонью)
Практическая часть:
В.: - Продолжим наше занятие. У нас сейчас оригами. Напомните мне, что такое оригами?
Д.: - Оригами – это искусство складывания из бумаги.
В.: - Мы сейчас сложим из бумаги грибочек, украсим поляну грибами и подарим нашей белочке.
Дети складывают гриб из бумаги, следуя устным инструкциям воспитателя. Воспитатель обращает внимание на правильность складывания и ведет индивидуальную работу. После завершения складывания, дети приклеивают грибы на поляну.
Анализ занятия:
В.: - Посмотрите, как ожила наша поляна. Теперь она похожа на настоящую лесную поляну, где растут грибы. А как обрадовалась белочка. Почему?
Д.: - Зимой не будет голодать, будет питаться ими
В.: - Белочка говорит вам большое спасибо и благодарит вас за помощь. Что нового узнали на занятии?
В.: - Что было самое интересное для вас? Что вам понравилось?
В.: - Действительно, много интересного узнали на занятии о грибах. На этом занятие завершается, вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы. А белочку мы приглашаем в гости
Физкультурное занятие «В дальний лес по грибы»
Оборудование: доска, палки гимнастические (мальчикам), листочки (девочкам), шишки, корзина, гимнастическая скамейка, шапочки животных (лиса, белка, еж) или игрушки, елки.
Ход занятия
I. Построение в колонну, равнение на ведущего. Физрук. В дальний лес по грибы надо нам ребята.
Обычная ходьба, «лужи» ходьба широким шагом, «деревья густые» ходьба в полуприседе. Обычная ходьба. Ходьба с закрытыми глазами («колючие елки» девочки 3 м., мальчики 4 м.). Обычная ходьба. Ходьба змейкой между елочками Бег обычный, быстрый бег (испугались волка), бег с перепрыгиванием «через поваленные деревья». Бег по доске, лежащей на полу («по мостику»). Обычная ходьба. Дыхательное упражнение. Мальчикам бег 2 мин., девочкам 1,5 мин.
Физрук. Присядем на полянке, отдохнем, сделаем массаж.
II. ОРУ с палкой в парах.
1. И. п. – основная стойка, стоя лицом друг к другу, держат палку внизу. 1 2 – плавно поднять палку вверх, правую (левую) ногу назад, на носок, потянуться – вдох; 3 4 – и.п.
2. «Передай палку». И.п. – стоя спиной друг к другу на расстоянии шага, у одного ребенка палка в опущенных руках, у другого – руки внизу. 1 2 – руки поднять вверх, передать палку – вдох; 3 4 – руки вниз – выдох.
3. И.п. – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, палка вверху хватом за концы. 1 – наклон влево, руки вверху; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, руки с палкой вверху; 4 – и.п.
4. «Тянуть палку». И.п. – сидя, ноги врозь, упираясь ступнями, держаться за палку и перетягивать ее поочередно к себе. 1 2 – тянуть палку к себе; 3 4 – наклон вперед, за палкой. Повторить 6 – 8 раз.
5. «Поднимем палку вдвоем». И.п. – лежа на животе, лицом друг к другу, палка в согнутых руках. 1 2 – поднять одновременно палку вверх, прогнуться; 3 4 и.п. повторить 4 – 6 раз.
6. И.п. – сидя «по-турецки», держаться за палку. 1 2 – встать без помощи рук; 3 4 – сесть в и.п.
7. И.п. – палка лежит на полу. Прыжки вокруг палки на двух ногах.
Основные виды движений.
Ходьба по скамейке. Мальчики на носках, палка на плечах. Девочки с листочками руки в стороны («Перейди мостик»).
Метание в горизонтальную цель. Мальчики снизу и сверху правой и левой рукой. Девочки только снизу правой и левой рукой.
Ползание на четвереньках змейкой между предметами («елками»). Девочкам меньшее количество раз.
П/игра «Грибник» Одного ребенка назначают на роль грибника. Остальные участники игры «грибы» сидят на корточках, спрятав голову руками. Грибник ходит по лесу и говорит: По грибы я в лес пошел. Но грибов там не нашел. Где же спрятались они – Под деревья иль за пни? Дети «грибы» отвечают: А вот и мы! Только ты нас собери! После слова «собери!» «грибы» стараются убежать от «грибника». Он пятнает их и отправляет в «лукошко» специально отведенное место до тех пор, пока не прозвучит сигнал «спрятались грибы!» Подсчитывает количество собранных грибов. Называет их и указывает съедобные грибы. Игра повторяется.
III. Спокойная игра «Узнай по голосу». Дети считалкой выбирают «Яна», который становится в центр круга и закрывает глаза. Дети ходят по кругу и произносят слова: Потерялся Ян в лесу, Позови его: «А у!» Воспитатель дотрагивается до ребенка, и тот зовет Яна, который по голосу узнает позвавшего его ребенка.
Физрук. Ну вот, все собрались. Пойдем на «полянку», сядем, отдохнем. Упражнение на расслабление мышц: потряхивание ногами в положении стоя, потряхивание руками.
Занятие по лепке "Грибы-грибочки выросли в лесочке"
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, осенью в лесу очень много грибов. Сейчас я вам загадаю загадки-подсказки, а вы попробуйте отгадать, как называются эти грибы.
(Воспитатель загадывает загадки и одновременно демонстрирует иллюстрации или муляжи грибов.)
Над грибами – главный,
Гладенький и славный.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (белый гриб)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий, как Петрушка,
Ядовитый (мухомор)

Молодцы, отгадали все загадки! А кто из вас когда-нибудь ходил за грибами вместе с родителями? (Ответы детей.)
Воспитатель: Теперь давайте решим, кто какой грибочек будет делать. У меня есть боровики, мухоморы и сыроежки. Выбрали? Молодцы! Начнем рисовать гриб с ножки. У всех грибов они белые. Значит, нам понадобится белый пластилин. У боровичков ножки толстые, крепкие, поэтому вам нужно взять большой кусочек пластилина и скатать его колбаской. А у мухоморов и сыроежек ножки тоненькие. Тем, кто хочет изобразить эти грибы, нужно взять пластилина поменьше и также скатать тоненькие колбаски. (Дети скатывают из пластилина колбаски.)
Воспитатель: Колбаски готовы, их нужно приложить к ножкам грибочков на ваших картонках. Равномерно прижимаем получившуюся ножку и расплющиваем на основе. Для травки нам понадобится зеленый пластилин. Возьмем несколько маленьких кусочков и скатаем небольшие колбаски для травинок. Затем приложим их к нижней части ножки и расплющим в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. У боровиков шляпочки коричневые гладкие блестящие, у мухоморов – вытянутые красные в белый горошек. У сыроежек шляпки бывают разные, давайте сделаем их серыми. Возьмем пластилин нужного вам цвета, скатаем шарик, приложим в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределим пластилин по всей шляпке грибочка. А теперь разгладим на шляпке неровности и выступающие детали. Те, кто лепят мухоморы, не забудьте сделать беленькие точки. Для этого скатайте пальчиками маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющивания прикрепите их к шляпке.
Физкультминутка "Ветер дует нам в лицо" Дети встают рядом со стульчиками и выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер дует нам в лицо. (Выполняют махи руками вперед перед лицом.)
Закачалось деревцо, (Поднимают руки вверх, изображая крону дерева, наклоняются вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише. (Руки перед собой, выполняют неглубокие приседания.)
Деревцо все выше, выше. (Руки вверх, постепенно поднимаются на носочках и тянутся.)
Воспитатель: А теперь посмотрим, что у вас получилось. Когда я назову гриб, который вы нарисовали, скорее поднимайте вашу картинку вверх.
Жил в лесу, лесу, лесу маленький грибочек. Сыроежки его звали "Наш боровичочек".
Мухоморы красные качали головой, почему его берут с собой, с собой? Молодцы! У вас получились самые настоящие лесные грибочки.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой А.Сутеев «Под грибом»
Чтение сказки
Беседа по содержанию
- Кто главные действующие лица сказки? (Муравей, бабочка, мышка, заяц, воробей, лиса, лягушка)
- Вспомните, с чего начинается сказка? Что случилось с муравьем? (Муравей попал под сильный дождь.)
- Кто попросился к муравью под грибок? (Бабочка, мышка, воробей, заяц)
- Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса)
- Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.)
- Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос.)
- Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.)
3. Пальчиковая гимнастика «Под грибом»
Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу)
Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки)
Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны) Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку)
Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз) Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку)
Воробьишко весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам) Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца)
Зайку от лисы спасали («ушки» из указательного и среднего пальцев) Далеко ее прогнали. Как под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)
Все нашли хороший дом? (пожать плечами, руки над головой «домиком»)
4. Дидактическое упражнение «Назови ласково героев сказки»
- Я говорю – как у меня, а вы – как у Гномика. Муравей (муравьишко) Воробей (воробьишко) Мышь (мышка) Заяц (зайчик, зайчишка)
Лиса (лисичка, лисонька) Гриб (грибок, грибочек)
5. Физкультминутка «Скажи наоборот» Сильный (слабый) Маленький (большой) Мокрый (сухой) Спрятаться (выглянуть) Потесниться (расступиться)
Намокли (высохли) Отдохнуть (устать) Прибежать (убежать) Ускакать (прискакать) Тесно (свободно) Поближе (подальше)
6. Театральные этюды. «Закончи предложение». (Дети надевают шапочки–маски и выполняют задание.)
Как-то раз застал муравья сильный (дождь). (Как себя чувствовал муравей во время дождя?) Добежал муравей до грибочка и (спрятался).
Ползет к грибу мокрая (бабочка).
Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем (течет).
Мимо гриба воробей скачет и (плачет).
Спрячьте, кричит, спасите, за мной лиса (гонится)!
Зайца не видали? А не тут ли он (прячется)?
Эх вы, а гриб то под дождём (вырос).
7 . Итог занятия.
- Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке.
В тесноте, да не обиде. Милости прошу к нашему шалашу. Вместе тесно, а врозь скучно.
Вопросы к детям:
- Что помогло героям сказки?
- Как вы думаете, чему мы научились на занятии?
Путешествие в осенний лес за грибами (ознакомление с окружающим миром)
Воспитатель:
- Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес, чтобы ещё раз полюбоваться его красотой
- Скажите, какой лес осенью? (Красивый, разноцветный, нарядный, расписной, волшебный и т.д.)

- С чем его можно сравнить по красоте? (С нарядной яркой одеждой, с букетом цветов, с цветной мозаикой).
-Как поэты России описывают красоту осенней природы? (Чтение детьми стихов об осени).
- Какие народные пословицы, приметы об осени вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь мы с вами отправляемся на прогулку в осенний лес (дети подходят к ширме, украшенной осенним пейзажем).
- Вот мы с вами и в лесу. Давайте вспомним, какие существуют правила поведения в лесу.
Воспитатель: Когда в лесу гуляешь, бегай, прыгай и играй, но никогда не забывай
В лесу нельзя шуметь. Чтоб зверей нам не пугать, надо тихо здесь играть.
Ветки деревьев не ломай, цветы в букет не собирай. Помни ты лишь гость в лесу, сохраняй его красу!
- Дети, давайте полюбуемся красотой осеннего леса (звучит музыка – из-за ширмы появляется Красная Шапочка (ребенок в костюме)
- Красная Шапочка: Здравствуйте, дети! Как хорошо, что я вас встретила! Мне очень нужна ваша помощь. Бабушка послала меня в лес за грибами для пирожков, а я совсем не знаю, какие грибы можно брать, где их собирать и как.
Воспитатель: Дети поможем Красной Шапочке?
- Послушай Красная Шапочка, что наши дети знают о грибах.
- На какие две группы делятся все грибы? (съедобные и не съедобные)
- Какие съедобные грибы вы знаете?
Совершенно верно, давайте покажем Красной Шапочке, как они выглядят (показ картинок).
- Найдите на картинке и расскажите, как выглядит белый гриб (шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с зеленоватым оттенком. Ножка толстая. А сам гриб на изломе белый).
- Как ещё называют белый гриб? (Боровик)
- Где чаще всего можно встретить белый гриб? ( В лиственных и хвойных лесах, чаще всего рядом с елью, берёзой и дубом)
- Найдите и покажите подосиновик, расскажите о нём (шляпка у подосиновика красная, желтоватая или бурая, ножка серая с чёрными чешуйками).
- Где растёт подосиновик? ( Подосиновик с красной шляпкой растёт в осиновых рощах, с жёлтой или бурой шляпкой среди берёз и сосен).
- Как называются эти грибы? (Лисички).
- Расскажите о них (Лисичка имеет ярко-жёлтый цвет, по форме напоминает перевёрнутый зонтик).
- Где растёт лисичка? ( В Хвойных и смешанных лесах, растут они большими группами).
- Расскажите, как называются эти грибы? (Опята).
- Опишите их (Шляпка опёнка сначала выпуклая, позднее плоская с бугорком посередине, буроватая, с мелкими чешуйками, ножка тонкая, длинная, сверху светлая, внизу коричневато-бурая, с белым кольцом).
- Где растут опята? (На пнях и на живых деревьях, чаще всего на сухих берёзах и старых пнях, растут опята большими группами).
Воспитатель: Очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. К примеру, у белого гриба – желчный гриб, у лисичек - ложные лисички, у опят – ложные опята. Давайте покажем их Красной Шапочке.
Поэтому существуют очень важные правила сбора грибов: незнакомых грибов не брать и даже не трогать их руками.
- Грибы надо аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить корешки, которые у грибов называются грибницей. (Демонстрация рисунка, на котором изображено строение гриба)
- Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка).
Воспитатель: Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка.
Дети, кто покажет и расскажет Красной Шапочке, как выглядит бледная поганка. (Шляпка у неё в центре как шар, по краям плоская шелковистая, бледно - зеленого или серо – зеленого цвета, ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху. Растет она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных.)
Воспитатель: Ну, а мухомор, Красная Шапочка, ни с чем не спутаешь.
Кто расскажет, как выглядит мухомор? (Шляпка у него ярко – красная с белыми крапинками, на ножке кольцо как будто юбочка).
Воспитатель: Мухомор гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Могут полакомиться мухомором сороки и белки. А лоси проглатывают его целиком, так как мухомор для лосей лекарство.
- Красная Шапочка, что ты сделаешь, если встретишь мухомор: пройдешь мимо или собьёшь его ногой?
Красная Шапочка: собью ногой - ведь он ядовитый!
Воспитатель: Дети, а вы как думаете? (Надо помнить о лесных жителях – нужно пройти мимо.) Правильно!
- А теперь давайте еще раз напомним Красной Шапочке правила сбора грибов. (Собирать можно только те грибы, которые знаешь наверняка. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо срезать аккуратно ножом. Ядовитые грибы обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться.)
Воспитатель: Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не трогает. Настоящему грибнику лес радуется как другу, и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем забывать об этом.
2. Д/и «Съедобные - несъедобные» (Грибы разложены на полу возле ширмы)
- Дети, выберите съедобные грибы и сложите их в корзину.
- А почему вы не взяли грибы, оставшиеся на поляне? ( Эти грибы несъедобные).
- Скажите Красной Шапочке, какие грибы вы положили в корзину? (Дети называют).
Красная Шапочка: Спасибо вам, вы так много рассказали мне о грибах. Только я ещё не совсем запомнила, как выглядят съедобные и несъедобные грибы.
Воспитатель: Не огорчайся, Красная Шапочка, дети для тебя нарисуют грибы и ты их хорошо запомнишь. А вот эту корзину с грибами, которые собрали для тебя дети, отнеси бабушке.
Красная Шапочка: Спасибо вам, ребята! Мне пора к бабушке, а рисунки вы отдадите мне, когда я буду возвращаться домой.
Воспитатель: Осень славная пора, её любит детвора. Мы корзиночки возьмём и грибочков наберём.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а теперь нарисуем грибы для Красной Шапочки. (Дети выбирают силуэты грибов, раскрашивают их шляпки в зависимости от вида гриба. Проводится индивидуальная работа: «Какой у тебя гриб? Какого цвета шляпка?»).
Воспитатель:
- О чём мы беседовали?
- Что нового вы узнали о грибах?
- В какую игру играли?
- Что мы рисовали?
Рисование «Мухомор. (монотипия)
Ход : 1. Орг. Момент 2. Упражнения для пальцев кисти руки
Воспитатель говорит о том, что сегодня на урок пришел гость, знакомит со старичком - лесовичком. (На доску вывешивается картинка старичка – лесовичка)
а) Отгадывание загадки : Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдет – всяк ему поклонится. (гриб)
б) Игры на развитие познавательных процессов: на доске ряд грибов, которые собрали дети (белый гриб, подосиновик, подберезовик, мухомор, лисички).
-- Какой гриб лишний? Почему?
-- Под каким деревом растет подберезовик, подосиновик?
-- Какие еще съедобные грибы вы знаете? Игра «Я знаю 2 съедобных гриба»
Отгадывание загадки
Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый
Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)
- Сегодня н мы будем учиться рисовать мухомор.
Основная часть
а) Рассматривание мухомора (муляж)
-- Назовите части гриба (шляпка, ножка. Особенность мухомора – наличие юбочки)
-- Чем опасен мухомор? Может ли ядовитый гриб быть полезным?
Как ты поступишь, если нашел в лесу мухомор?
--Какие еще ядовитые грибы ты знаешь?
б) Рисование мухомора по клеточкам
Воспитатель на доске показывает образец выполнения работы, дает словесную инструкцию. Дети выполняют рисунок на листе в клетку по образцу и по инструкции. Физминутка
Мы ходили по грибы. Страшно испугались. Спрятались мы за дубы. Растеряли все грибы, а потом смеялись – зайца испугались.
Рисование мухомора акварельными красками
-- Рассмотрите образец. Какие «секреты» рисования мы с вами знаем?
Дети называют «секреты», выстраивая план предстоящей работы акварелью.
Сложить лист пополам.
Обвести половину шаблона гриба.
Красками обвести половинку шляпки и сложить пополам (монотипия).
Красками обвести половину ножки гриба и сложить пополам.
Раскрасить гриб.
Смять 3 листка бумаги и скатать из них шарики для выполнения примакивания – рисование осенних листьев.
Нарисовать белые точки на шляпке мухомора после высыхания краски.
-- Старичок – лесовичок предлагает вам выбрать шаблон для рисования мухомора (создание проблемной ситуации шаблон белого гриба и мухомора).
г) Игра «Соберем в лес грибника»
Старичок – лесовичок просит вас помочь собрать грибника в лес.
Детям предлагаются следующие предметы: корзинка, коробка, куртка, шуба, резиновые сапоги, сандалии, кепка, зимняя шапка, шорты, брюки.
Воспитатель просит выбрать необходимые предметы для прогулки в лес за грибами.
Выставка работ детей
-- Посмотрите на наши работы. Какое настроение у тебя? Почему?
-- Кому бы ты хотел подарить свою работу?
Занятие по аппликации «ГРИБЫ».
Ход занятия. Педагог рассказывает: - В лесу растут грибы с разными по цвету ножками и шляпками. Я нашла грибок, у которого одна часть была такого цвета (показывает коричневый квадратик), а другая такого (показывает белый квадратик). Угадайте, какого цвета была шляпка грибка и какого ножка. (Такое же упражнение провести с темно-красным и серым квадратиками.)
В лесу часто можно встретить вместе несколько белых грибов или несколько подосиновиков. Среди них одни побольше, другие поменьше. Их называют семейством грибов. Посмотри те на эту аппликацию (показывает образец). На ней изображено семейство грибов. Скажите, как расположены грибы на траве?
(В середине растет большой гриб, слева и справа от него маленькие.) Посмотрите на два маленьких грибка. Отличаются ли они чем-нибудь друг от друга? (Нет.) Да, эти грибы совершенно одинаковые. Шляпки и ножки у них одинаковые по цвету, форме и величине. А как можно вырезать два совсем одинаковых грибка?
Педагог не спешит отвечать за детей дает им возможность догадаться, что идентичности можно добиться, если сразу вы. резать две шляпки и две ножки. Подтверждает ответы детей, что если сразу вырезать две ножки и две шляпки, то они будут одинаковыми. Для этого нужно сложить бумагу пополам и сразу вырезать пару шляпок и пару ножек.
Педагог показывает приемы вырезывания двух шляпок и двух ножек из листа бумаги, сложенного вдвое. При показе поясняет, что вырезать шляпку гриба нужно начинать с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Две ножки гриба тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое. Такое вырезывание называют парным
Говорит, что на подосиновиках у детей лежат четыре прямоугольника: два для ножки и шляпки большого гриба и два для ножек и шляпок маленьких грибков. Предлагает детям отложить в сторону исходные формы для большого гриба и сложить пополам прямоугольники для парного вырезывания маленьких грибков. Спрашивает, как называется способ вырезывания двух одинаковых предметов из листа бумаги, сложенного вдвое (парный). В ходе занятия надо следить, чтобы дети использовали всю поверхность исходной формы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами.
В конце занятия педагог выставляет детские работы на стенд или полочки доски. Предлагает детям посмотреть, на всех ли аппликациях маленькие грибки вырезаны парным способом. Проводит указкой по детским работам в верхнем ряду, потом по работам нижнем ряду.
Занятие по аппликации «ГРИБЫ НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ» (коллективная работа)
Ход занятия.
- Сегодня мы с вами вместе сделаем большую картинку, будет называться «Грибы на поляне», говорит педагог. Я выполнила свою часть работы. Вот эту лесную поляну показывает большой лист с изображением поляны). А вы вырежьте и наклейте грибы разного цвета. Грибы будут расти на поляне в разных местах и близко, и далеко (указывает на те и другие места на поляне). Приклеивать на поляну вы будете уже готовые грибы. Вот такие (показывает склеенный грибок). На ножку наклейте шляпку. Если вы захотите вырезать семейку грибов, то наклеите их на травку
вот такую зеленую полоску, а потом все семейство при- клейте вместе с травой на поляну. Каждый должен хорошо выполнить свою часть работы, чтобы не испортить общую картину.
В процессе работы надо напомнить детям, что одинаковые грибы лучше вырезать сразу приемом парного вырезывания. Сказать, чтобы дети постарались вырезать плавно закругленные шляпки грибов, чтобы они не казались объеденными улитками. По мере готовности предлагать детям подходить со своими грибами к столу воспитателя, намазывать грибы клеем и наклеивать их на поляну. Спрашивать при этом, где выросли грибы близко или далеко. давать советы, какие грибы лучше разместить рядом, а какие в других местах, учитывая их цвет и свободное пространство на поляне. Следить, чтобы вокруг группки грибов оставалось свободное пространство. Если грибов окажется больше, чем требуется для красивой композиции, оставить их для изготовления дидактической игры «Парные картинки».
В конце занятия спросить у детей, может ли каждый из них один выполнить такую большую и интересную картину. Подчеркнуть, что это можно сделать только вместе. Похвалить детей за старание. Затем предложить показать, где растут самые дальние от них грибы, какого цвета у них шляпки и ножки, где растут самые ближние грибы, какие грибы им понравились. Сделать вывод, что только на широкой поверхности земли можно разместить так мною грибов.









13PAGE 15


13PAGE 14115