Исследовательская работа по теме У природы нет плохой погоды.
У природы нет плохой погоды!
Исследовательская работа
учеников 2 «Б» класса
Руководитель: Медяная
Татьяна Вячеславовна
Лосево 2015 .
Цели: расширить систему представлений и первоначальных понятий о временах года, найти отражение сезонных изменений в произведениях русской литературы, изучить как в древности предсказывали погоду; собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа.
Задачи:
1) работать с научной литературой,
2) проводить исследования;
3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;
Этап: Погружение в проблему.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос - Что такое равновесие в природе?
Проблемные вопросы - Что такое сезон (время года) в природе?
Сколько существует времен года?
Какова последовательность времен года?
Сколько месяцев в году?
Какие месяцы относятся к каким сезонам?
Учебные вопросы –
Какие времена года бывают?
Какие признаки разных времен года ты знаешь?
Что мы относим к живой природе?
Что относится к неживой природе?
Существует ли связь между живой и неживой природой?
Как изменения в неживой природе влияют на живую природу?
2. Этап: организация проектной деятельности
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?)
3 Этап: представление готового продукта .
Сезонные изменения
Сезоны это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.
Времена года на Земле
В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один влажный и дождливый, другой сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.
В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.
Сезонные изменения у растений
Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Лиственные деревья
Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.
Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.
В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще не бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества
Сезонные изменения у животных
Некоторые животные, такие, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Соня
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Утки
Некоторые животные, такие, как соня, спят
· всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.
Большинство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.
Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.
Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.
Сезонные явления в живой природе зимой
Цитаты поиском путей их разрешения.
Выразительные средства языка
Замедление течения древесных соков в зимний период. Период покоя в жизни растений.
«Поёт Зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка .С.Есенин
ОлицетворениеЭпитетГипербола
«Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна»С.Есенин
МетафораОлицетворение
Тёмный лес – что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно»И.Суриков
Олицетворение
«И стоит он, околдован, -Не мертвец и не живой –
Олицетворение
Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой»Ф.Тютчев
Метафора
Как выглядят хвойные растения зимой.
«Густой зелёный ельник у дороги,Глубокие пушистые снега».И.Бунин
Эпитет
«Прозрачный лес один чернеет ,И ель сквозь иней зеленеет»А.Пушкин
Эпитет
Как выглядят лиственные растения зимой.
«Учись у дуба , у берёзыКругом зима . Жестокая пора !Напрасные на них застыли слёзыИ треснула , сжимаяся , кора»А.Фет
Риторическое восклицаниеМетафора
Жизнь оседлых птиц зимой.
«На полянке куропаткиСнег копают без лопатки .И коварному врагуНе заметить их в снегу»Г.Ладонщиков
Эпитет
Жизнь кочующих птиц зимой.
«И сладко слушать у балкона,Как снегири в кустах звенят» И.БунинГде летом пели зяблики,Сегодня – посмотри! –Как розовые яблоки,На ветках снегири».З.Александрова«Зёрен хочется синице,Но к кормушке сесть боится».Г.Ладонщиков
Сравнение
Недостаток пищи (голод).
Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.Озябли пташки малые,Голодные , усталые, И жмутся поплотней»С.Есенин
СравнениеЭпитет
Жизнь зверей зимой
«Белка спряталась в дупло –В нём и сухо , и тепло» .
«Под корягой в буреломеСпит медведь , как будто в доме .Положил он лапу в ротИ , как маленький , сосёт».
«У косого нет берлоги,Не нужна ему нора:От врагов спасают ноги,А от голода – кора».
Л Г.Ладонщиков
Сравнение
ПОГОДА
Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
ЗДОРОВЬЕ
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.
РАСТЕНИЯ
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
ЖИВОТНЫЕ
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
«Копилка народной мудрости»
Итак, это наше небольшое исследование. В ходе работы нам удалось расширить систему представлений и первоначальных понятий о временах года, найти отражение сезонных изменений в произведениях русской литературы, изучить как в древности предсказывали погоду; собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа.
Конечно, наше исследование можно продолжать, изучая весенние и летние сезонные изменения, чем мы и будем заниматься.
Литература.
Библиотечка детской классики. Русские поэты. Времена года.
Москва. ОНИКС 2007 г.
Школьная библиотека. Учим стихи наизусть. 1 – 4 классы.
Издательство «Омега» 2008 г.
« Моя первая энциклопедия». « Я познаю мир». Издательство «Астрель» 2004 г.
Интернет.
Учебники «Окружающий мир» 1 -4 классы. Плешаков 2009 г.
Лиственные деревьяЗаголовок 1Заголовок 3Заголовок 415