Методическая тема по английскому языку Метод проектов на уроках иностранного языка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района РТ
Методическая тема учителя английского языка
Шариповой Дианы Маратовны
«Метод проекта на уроках иностранного языка»
2013-2017 г.г.
2013
Пояснительная записка.Последние годы в области образования стоит остро вопрос об  эффективности  учебно-воспитательного процесса за счет внедрения инновационных методов и технологий. В обучении иностранным языкам, впрочем, как и  другим  предметам, приоритетным  является личностно-ориентированный подход. Соответственно к технологиям указанного подхода относится обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения.  Это вовсе не означает, что данными технологиями исчерпывается понятие личностно-ориентированного подхода. Но именно эти три технологии достаточно органично адаптированы к классно-урочной системе занятий, а также свободно интегрированы в практике  нашей школы.
     Можно с уверенностью сказать, что  обучение английскому языку  протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников  быть  деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.
Моя методическая тема по самообразованию:
 «Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности учащихся».
Основная цель: включение школьников в проектную деятельность.
 
Углубление своих знаний о проектной деятельности.
Организовать работу с классом по данной теме.
Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
Воспитывать активность, интерес к проектной  деятельности.
Формировать опыт сотрудничества.
Воспитывать коммуникативные качества.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, которые подразделяются на начальный, средний и завершающий. Это дает мне возможность проектировать результат моей личной учебной деятельности и моих учеников в конце каждого этапа обучения. На моих уроках это может происходить в виде различных форм обобщения всей работы.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Основные этапы
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
В практике используются следующие виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.
Проектная деятельность в моей практике.
Проект- это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. Перед началом изучения темы я делю класс на малые группы (на 3 -4человека) с учетом совместимости. К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я прикрепляю уч-ся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые уч-ся могут, не стесняясь выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, еще раз более сознательно закрепит свои знания. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит разделение ролей. Каждый ученик получает самостоятельно участок работы в проекте.  В начальной школе (2-4 класс) мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки. Например, уже  во 2 классе дети начинают работать над первым своим проектом «Мое любимое животное». А следующий в 3 классе - «Любимое блюдо» .Учащиеся делятся рецептами различных блюд, приносят готовые изделия, фотографии своих кулинарных шедевров. Очень интересными также получаются проекты по темам: «Рождество в России или в Англии», «Напиши письмо зарубежному другу». В 4 классе задания проекта усложняются. На данном этапе обучения нужно больше творческих способностей, уметь фантазировать, логически строить предложения. И здесь я предлагаю им проекты «Моя школа или мой класс» и «Моя деревян и мой город». В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты, написания сочинений-рассуждений, творческой презентации.  Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и так далее.         Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.   Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы:
• Все члены группы активно вовлечены в активную исследовательскую деятельность.• Все члены группы (команды) равны.• В процессе работы группы не соревнуются.
 • Ответственность за конечный результат несут все члены группы (групп), выполняющие проектное задание.   Начало проектной деятельности школьников среднего звена обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Знаменитые люди», «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы). У детей  должно создастся  впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.    
В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
– составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);
– мини-исследовательские проекты (например рейтинг любимых каналов). (7 класс)
    Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Сохраним нашу природу», «Веселые животные» (так как наша школа является опорной по экологическому воспитанию, то большинство проектов тоже связаны с экологией).
На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: "Здоровый образ жизни", «Глобальные проблемы человечества», «Человек и природа», "Молодёжные группы", "Музыка";
В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет, интерактивные тесты, интерактивные программы при обучении по УМК “Enjoy English”. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями.В Интернете мы с учениками находим различную необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта.  Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты:  лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках; трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме; трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.
       Но учащиеся справились с этими проблемами.          Трудности обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах;  нехваткой времени; непривычностью этой формы работы; недостаточной подготовленностью учителя к проектным формам работы; невысокой мотивацией к данному виду деятельности; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию; риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися. Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:  значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; повышение уровня внутренней мотивации учащихся; повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;  повышение общего интеллектуального развития учащихся.Список литературы:
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45