Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»
Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
по теме «Вода – источник жизни»
Автор конспекта НОД:
Толмачева Елена Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ № 73.
Участники развивающего занятия: дети 4-5 лет.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, звучании, причинах и следствиях и др.), о планете Земля, об особенностях ее природы; расширение кругозора; развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление); способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»: активизация словаря; формирование грамматического строя речи.
«Художественно – эстетическое развитие»: вызвать у детей положительный отклик на предложение выполнить рисунок; закреплять умение последовательно и аккуратно закрашивать предметы.
«Социально – коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, природе.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; формировать умение выполнять задание по заданному образцу и правилу; умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих личностных качеств; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участие в совместной деятельности, адекватно понимает оценку взрослого и сверстника; формировать умение анализировать.
Оборудование для педагога: Глобус, иллюстрации о воде, запись с шумом моря, журчанием ручья, звоном капели, нарисованный персонаж Капитошка.
Оборудование для детей: ; кружечки с водой (по 2), баночки (по 5), ложки (по 3), кисти (по 2), тарелочки (по3), сахарный песок, соль, манная крупа, камушки, гуашь (по 1 синего цвета + по 1 разного цвета), трубочки (по 1), жидкое мыло, листы бумаги, фломастеры, салфетки.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Воспитатель раскрывает спрятанного персонажа и подзывает детей к себе. Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (ответы детей). Хотите узнать о нем?
Жил-был Капитошка. Он был большой, толстый и смешной. После дождя он весело прыгал с листьев на цветы, с веток на траву. Его фигурка блестящая и прозрачная. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в него, как в зеркало. И сегодня Капитошка у нас в гостях.
Ребята, как вы думаете, где он живет? Да! В воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус, дети рассматривают иллюстрации рек, озёр, водопадов и т.п.)
Да, вода живёт в реке, в озере, в роднике, в море, в океане. Посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают вода? (Синим)
На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало? (Много)
А знаете ли вы, какая вода в море? (Солёная)
Её можно пить? (Нет)
А мы какую воду пьём?
Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.
Ребята, как вы думаете, можно ли пить воду прямо из реки? (Нет) А из крана? (Нет). Почему? Какую воду можно пить? (кипяченую) Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие (коммуникативно-игровая деятельность)
Ситуатив-ный разговор.
Диалог. Ответы детей.
Слово.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности.
Активизация словаря. Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Опыт 1:
Воспитатель: Ребята, а вы были на море? Случалось ли, что соленая морская вода попадала вам в рот? Хотите попробовать? Посмотрите, ребята, что я вам принесла. (Выносит поднос с кружками) Что в этих кружках? (Вода). Да. А вода здесь и морская-соленая, и речная-пресная, но как мы можем ее отличить? (Попробовать на вкус). Хотите ее попробовать, я подготовила для вас безопасную воду? (Дети пробуют и различают воду)
Воспитатель: Ребята, а Капитошка интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
А нам, в детском саду, нужна вода? (Да) А для чего? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.)
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
А сейчас Капитошка предлагает вам послушать песенку и догадаться, что звучит в этой мелодии? (Вода, звенит капель, журчит ручей, шумит море). (Включение записи).
Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Тогда подходите к столу.
Опыт 2:
Ребята, хотите узнать, что растворяется в воде? Что мы попробуем растворить в воде? (Сахар, соль, манная крупа).
Я положу ложку сахара в воду, помешаю. Что произошло? У меня сахар растворился в воде, а у вас?
В другой стаканчик я положу ложку соли, перемешаю. Что произошло? Соль растворилась в воде. А у вас что произошло?
А теперь я попробую добавить в воду манную крупу, помешаю, еще помешаю. Что происходит с крупой? Крупа осталась в воде. А что получилось у вас, ребята? Это значит, что крупа не растворяется в воде.
Посмотрите на стаканы с водой – есть вещества, которые растворяются в воде (сахар, соль), и которые не растворяются в воде (крупа).
Опыт 3:
Ребята, как вы думаете, если я опущу камушек в воду, его будет видно? Поиграем в прятки? Берем камушек и опускаем его в стакан с водой. Что вы видите? Вода прозрачная, и камни в ней хорошо видны.
Ребята, здесь поможет только фокус! В эту баночку я добавлю краску, перемешаю аккуратно. Посмотрите - камушек стало не видно. Почему? Фокус удался? А у вас что получилось?
Физминутка.
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
(Движения по тексту.)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Возвратились мы на берег,
Отдохнули и повеселели. (Шаги)
Опыт 4 + художественная деятельность:
Ребята, хотите, я научу вас волшебству? Превращаемся все в волшебников. «Повернись, улыбнись, в волшебника превратись!» Теперь мы все волшебники. Возьмите волшебные ложечки, мы попробуем добавить в волшебную воду немного волшебной краски, аккуратно перемешаем. А теперь добавим каплю волшебного мыла. (Добавить хорошо пенящееся средство и краску). Возьмите волшебные трубочки и попробуйте подуть в воду. Что у вас получилось? Получается пена, яркая, цветная, пышная.
Попробуйте приложить лист бумаги к получившейся пене. (остается красивый след)
У вас получились друзья Капитошки. Когда пена высохнет, можно будет дорисовать вашего персонажа.
Познавательное развитие / Социально-коммуникативное развитие /Развитие речи
Физическое развитие. / Познавательное развитие. / Речевое развитие (Двигательная деятельность)
Познавательное развитие / Социально-коммуникативное развитие /Развитие речи
Физическое развитие. / Познавательное развитие. / Речевое развитие (Двигательная деятельность)
Познавательное развитие /художественно – эстетическое развитие
Беседа. Прослуши-вание аудиоза-писи.
Индивидуальные ответы детей.
Физкульт-минуткаЭкспери-ментиро-вание, наблюде-ние, беседа.
Физкульт-минуткаЭкспериментирование с красками, дорисовы-вание Слово. Индивидуальные ответы детей.
Слово. Движение
Слово. Индиви-дуальные ответы детей.
Слово. Движение
Индиви-дуальные ответы детей, ½ альбом-ного листа, фломастеры Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива
Формирование первичных представлений об окружающем мире
Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве.
Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Обогащение активного словаря, развитие связной речи.
Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве.
Развитие интереса и любознательности. Вызвать у детей положительный отклик на предложение выполнить последовательно предложенные действия; закреплять умение последовательно и аккуратно завершать рисунок. Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместном диалоге. Обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет. . Обладает развитым воображением.
Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими.
Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместном диалоге.
Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими.
Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в экспериментальной деятельности.
У ребенка развита мелкая моторика. Может контролировать движение пальцев рук. Активно использует речь, обладает развитым воображением. Проявляет ответственность за начатое дело.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось экспериментировать?
А что больше всего вам запомнилось?
Что нового о воде узнали?
Дружите с водой и берегите ее!
Речевое развитие Беседа.
Слово. Индиви-дуальные ответы детей. Формирование адекватной самооценки
Формирование грамматического строя речи Использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний
Складываются предпосылки грамотности