Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром (с элементами опытно-экспериментальной деятельности) в подготовительной к школе группе по теме: «В ТУНДРУ ЗА ЧУДО-ЯГОДОЙ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Непосредственно образовательная деятельность
по ознакомлению с окружающим миром
(с элементами опытно-экспериментальной деятельности)
в подготовительной к школе группе «А»
по теме:
«В ТУНДРУ ЗА ЧУДО-ЯГОДОЙ»
Воспитатель: Генкузина Ю.Н.
г. Тарко- Сале
2016г.
Конспект НОД с элементами
опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе «А»
«В Тундру за чудо-ягодой»
Программные задачи:
Углубить и расширить знания детей о северном олене.
Учить подбирать наиболее точные определения при описании животных и ягод.
Учить детей делать выводы согласно выполненному заданию.
Продолжать знакомить детей с играми народов севера, развивать ловкость, меткость в игре
Раскрыть все полезные свойства клюквы (опыт)
Развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (опыт), речь детей, мышление, умение делать выводы.
Воспитывать любовь к своему родному краю, бережное отношение к природе и заботливое отношение к животным.
Словарная работа: активизировать в речи детей название морса - клюквенный, целебный.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, экспериментальная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: проблемная ситуация, беседа, опытническая деятельность.
Предварительная работа: беседа о природе родного края, рассматривание иллюстраций.
Материал:
1. Иллюстрации «Северные олени».
2. Записи песен «Увезу тебя в Тундру».
3. Презентация «В Тундру за чудо-ягодой».
4. Фотоальбом «Северные ягоды».
Для опытов:
1. Живой пластилин 1,5 см;
2. «Столы» (крышки от банки, прикрепленные с помощью пластилина карандашами, колпачки от фломастеров).
3. Ёмкости с клюквой, сахаром, водой.
4. Чайные ложки.
5. Одноразовые пластиковые стаканы.
Для игры:
1. Кольцеброс.
2. Кольца на каждого ребенка.
Для рисования:
1. Альбомные листы;
2. Цветные карандаши.
Ход НОД
Слайд 1
В-ль: Ребята, Вы представляете, я, когда шла к нам в группу, встретила девочку, которая пришла к нам в детский сад за помощью. Послушайте ее историю. (Девочка рассказывает, с какой целью к нам пришла)
«Здравствуйте ребята, меня зовут Маша. У меня заболел друг, я очень хочу его вылечить. Моя мама сказала, что на Севере растет чудо- ягода, в которой много витамина С и, если я приготовлю из нее морс и буду поить им своего друга, то он поправится намного быстрее! Вы поможете мне ее отыскать?»
Слайд 2
Дети: Конечно же, поможем
В-ль: А какую ягоду нам нужно раздобыть? Что это за чудо-ягода?
В-ль: Ребята, а где мы можем раздобыть в такое время года клюкву? (в Тундре, у коренных жителей). А что такое Тундра, кто знает? (ответы детей, объяснения воспитателя)
Слайд 3
В-ль: Хорошо! Но как нам туда попасть? Давайте я вам загадаю загадку, и узнаем, кто же нам поможет добраться до Тундры?
«Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.
Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)»
Слайд 4
Так кто нам поможет в нашем путешествии? (олень)
В-ль: А на какое животное, обитающее в лесу очень похож олень? (на лося)
Слайд 5
В-ль: Так может нам на лосе поехать туда? (ответы детей)
В-ль: Нет, не можем! А знаете почему? (предположения детей)
Ребята, эти животные имеют много общего друг с другом, но между ними есть очень интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта, в отличие от лося. Для того, чтобы выяснить для чего оленю такие копыта, мы проведем опыт.
Слайд 6
Описание опыта:
Для проведения опыта необходимо приготовить небольшие лепешки из текста на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается по два заранее заготовленных «стола» с узкими ножками и более широкими. «Стол» - это крышка от банки, на внутренней стороне которой прикреплены с помощью пластилина четыре остро заточенных карандаша и четыре фломастера с колпачками. «Стол» с карандашами условно называется ЛОСЬ, «стол» с фломастерами – ОЛЕНЬ. Каждый из полученных «столов» дети ставят на лепешку – СНЕГ. Сверху на столы кладутся одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.
В-ль:: Дети, что вы заметили? На СНЕГУ остались следы? Опишите мне следы ЛОСЯ.(острые,глубокие). А у ОЛЕНЯ? (неглубокие почти незаметные). А как вы думаете почему? (Дети высказываются, пытаются сделать вывод опыта)
Воспитатель произносит вывод: чем меньше площадь опоры, то есть, чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег.
Далее дети объясняют, зачем оленю широкие копыта. (Чтобы он не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах).
Слайд 7
В-ль: Очень широкие копыта оленей разделены на две большие половинки. Такая форма копыт позволяет легко перемещаться по рыхлому снегу или скользкой земле. Острым краем копыта олень может скрести лед и добывать питание.
Олень является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья.
- Вот мы провели опыт и узнали, зачем оленю широкие копыта.
- А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего еще коренные жители севера приручили к себе оленя? (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу).
В-ль: Ребята, раз мы выяснили, что олень не проваливается в снег, то можем смело отправляться в путь на оленьих упряжках. (Звучит песня «Увезу тебя в Тундру»)
Слайд 8
«ПРИЕЗД» К ХОЗЯЙКЕ ЧУМА
В-ль: Ребята, вот мы и приехали! Давайте подойдем поближе, поздороваемся и расскажем, с какой целью мы приехали.
Слайд 9
Х.чума: О, какие гости у меня! Здравствуйте, ребята! С чем ко мне пожаловали?
(здороваются, просят чудо-ягоду)
Х.чума: Я, конечно же, вам дам ягоду, за которой вы приехали, но я хочу узнать, все ли ягоды вам знакомы. Посмотрите, сколько у меня их. Какая из них клюква?
(дети называют ягоды)
Хозяйка чума предлагает детям выбрать ягоду, которая им нужна
Слайд 10
Х.чума: Молодцы, ребята! Хорошо знаете, где какая ягода.
Х.чума: а вы знаете, какие напитки и блюда можно приготовить из клюквы?
Дети: морс, компот, сок, джем, повидло, варенье, пироги с клюквенной начинкой.Х.чума: молодцы! Возьмите эту замечательную чудо-ягоду! И готовьте из нее все, что пожелаете!
В-ль: Ну, спасибо Вам большое, но нам пора отправляться в дорогу. Ой, ребята, а наши олени разбежались, нам нужно их поймать, для этого мы сыграем в игру «Ловля оленей»
Слайд 11
Описание игры:
На расстоянии 2 м от черты устанавливается предмет, изображающий оленя. Дети становятся за черту и друг за другом пытаются закинуть веревку с петлей. Задача ребенка – накинуть аркан на «оленя», проявив ловкость и меткость.
В-ль: Молодцы ребята, поймали всех наших оленей, едем в детский сад!
(звучит песня «Олененок»)
Слайд 12
В-ль: Маша, ты сказала, что твоему другу нужно приготовить морс, а ты умеешь его готовить? А вы, ребята, умеете?
В-ль: Тогда, я приглашаю вас в свою лабораторию «Почемучка», в которой мы с вами не только научимся готовить клюквенный морс, но и узнаем, какими же свойствами обладает клюква.
Слайд 13
В-ль:: Для того чтобы правильно приготовить морс нам необходимо проговорить этапы его приготовления.
1. Положить клюкву в тарелку.
2. Размять клюкву с помощью чайной ложки.
3. Добавить воду.
4. Перемешать содержимое ложкой.
(готовим морс)
В-ль: Дети, посмотрите внимательно на приготовленный вами напиток. Какой он по цвету?
Дети: они разного цвета: один темно-красный, а другой светлый
В-ль: а как вы думаете, почему так получилось?
Дети: (вывод) В одном больше ягод, в другом меньше. Чем больше ягод, тем ярче цвет, чем меньше ягод, тем цвет светлее.
В-ль: Как вы думаете, какой можно сделать вывод? (клюква является красителем)
В-ль: А теперь, попробуем напиток на вкус, какой он?
(Дети пробуют напиток)
Дети: он кислый
В-ль: а почему? Вы знаете? (Потому что в нем содержится очень много витамина С.А что нужно сделать, чтобы морс стал сладким? (добавить сахар)
В-ль: Каким теперь стал морс?
Дети: Вкусным! Кисло-сладким.
В-ль: Клюква отличается освежающим и тонизирующим свойствами, улучшает работу желудка и кишечника. Напитки из клюквы обладают жаропонижающим действием и хорошо утоляют жажду, поэтому их рекомендуют применять при гриппе и высокой температуре.
В клюкве очень много витамина C, количество которого в ней сравнимо с лимонами, апельсинами, грейпфрутами и садовой земляникой.
Варенье из клюквы и клюквенный сок, особенно полезны в зимне-весенний период. Продукты клюквы являются прекрасным средством для повышения иммунитета, а также предотвращают появление авитаминозов.
В-ль: Ребята, сегодня вы были настоящими исследователями. Что же мы с вами нового узнали? Что научились делать? (выяснили, почему олень не проваливается в снег, научились готовить морс.)
Я думаю, что Маша уже хорошо знает, как приготовить целебный напиток и поможет своему другу вылечиться. Молодцы!
В-ль: Ребята, а чтобы Маша хорошо запомнила наши северные ягоды, давайте нарисуем их вместе с ней. А она расскажет о них своему другу и покажет наши рисунки. Каждый сам выберет себе карточку с ягодой и нарисует ее. Можете приступать.