Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Царица-водица


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 23 «Алёнушка»
«Царица-водица»
(НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе)
Воспитатель I квалификационной категории
Мелёхина Инна Владимировна
г. Верхний Уфалей
2014 год
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
развивать речь, мышление, любознательность;
воспитывать экологическую культуру;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные одноразовые стаканчика, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимонная кислота, молоко, картинки, краски, кисточки, ватные диски, носовые платочки, воронки, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, кувшин с водой, аудиозапись журчания ручья.Методы и приемы:
организационный момент;
художественное слово;
уточнения, опросы, игровые приемы;
алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и исследования.
Ход занятия:
Часть I. Вводная
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
(Н. Рыжова)
Воспитатель: Ребята, для чего и кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, людям. Чтобы жить. Людям, чтобы готовить пищу, мыться, стирать одежду.
Воспитатель: А хотите больше узнать о воде?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
Часть II. Опыты
1. Какой формы вода?
Воспитатель: Посмотрите внимательно на стол. Что это за предметы? (обращает внимание детей на лежащие на столе кубик и шарик)Дети: Кубик и шарик.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: кубик – квадратный; шарик – круглый.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, имеет ли форму вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того чтобы нам узнать имеет ли вода форму, мы возьмем узкую баночки и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой?
Ответы детей.
Воспитатель: В зависимости от баночки, форма воды все время изменяется. Что можно сказать про форму воды? Какой формы вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так, вода не имеет формы.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.
2. Какого цвета вода?
Воспитатель: Перейдем к следующему столу. Посмотрите, что стоит на этом столе?
Дети: Банка с водой и банка с молоком.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам покажу две картинки. Одну покажу через банку с водой, а другую через банку с молоком. Что изображено на картинке, которая стоит за банкой с водой? А что на картинке за банкой с молоком?
Ответ детей.
Воспитатель: Молодцы! Через воду нам видно картинку и что на ней нарисовано, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прозрачную жидкость сделать непрозрачной?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы для этого должны сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы намочим кисточку и окунем ее в краску. Сейчас вы сами попробуете провести этот опыт. Перед вами стоят стаканчики с прозрачной водой. На дне стаканчика лежит игрушка. Нам ее хорошо видно. Сделайте так, чтобы игрушка стала не видна.
Дети проводят опыт самостоятельно.
Воспитатель: Что можно сказать о воде? Вода – прозрачная жидкость.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у вода прозрачная жидкость.
3. Вода – растворитель.
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Сейчас мы это узнаем. Давайте перейдем к следующему столу.
Воспитатель наливает каждому ребенку в стаканчик воду. Дети пробуют и высказывают свое мнение.
Воспитатель: Вы правы. Вода не имеет своего вкуса. Но я сейчас добавлю в воду кое-что (добавляет в воду соль, сахар и лимонную кислоту). Попробуйте сейчас и скажите, что изменилось у воды после растворения этих веществ? Какой?
Наливает каждому ребенку соленую, сладкую и кислую воду. Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Вы правы. Я добавила в воду сахар и вода стала сладкая. Добавила в воду соль – вода соленая. Добавила в оду лимонную кислоту – кислая. Делаем вывод, что своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: А что случилось с веществами, которые я положила в воду?
Дети: Они исчезли. Растворились.
Воспитатель: Вы правы. И сахар, и соль, и лимонная кислота растворились в воде. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
Воспитатель вызывает двоих детей, которые выполняют это задание.
Воспитатель: Давайте ненадолго оставим наши опыты. И немного отдохнем.
Физкультминутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, Шагаем на месте
Наклонились и умылись. Наклоны веред, руки на поясе
Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши
Вот как славно освежились! Встряхиваем руками
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. Круги двумя руками вперед
Одной, другой – это кроль. Круги двумя руками вперед поочередно
Все, как один, плывем, как дельфин. Прыжки на месте
Вышли на берег крутой Шагаем на месте
И отправились домой. Воспитатель: Отдохнули? Тогда давайте вернемся к нашему столу и продолжим исследование. Давайте посмотрим на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?
Дети: осталась на дне стакана.
Воспитатель: Правильно. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. А подсолнечное масло?
Дети: Плавает сверху стакан.
Воспитатель: Подсолнечное масло также не растворяется в воде. Оно плавает на поверхности. Значит, не все вещества могут растворяться в воде.
4. Имеет ли вода запах?
Воспитатель: А есть ли у воды запах? Перейдем к следующему столу. Возьмем стаканчики и взмахом кисти руки направляем воздух к себе, нюхаем. Есть у воды запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Сейчас я добавлю капли в воду. Что изменилось?
Дети: Вода стала пахнуть.
Воспитатель: У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Воспитатель использует алгоритмы, символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха.
5. Фильтрование воды.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?
Дети: Он стал козленочком.
Воспитатель: А из-за чего Иванушка стал козленочком?
Дети: Напился водицы из копытца.
Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?
Дети: Потому что она была грязная.
Воспитатель: Правильно, потому что она грязная. Но бывают такие ситуации, что чистой воды рядом нет, но просто необходимо глотнуть хотя бы одни глоточек воды. Чтобы нам не пришлось пить грязную воду, существуют различные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые могут вам пригодиться, мы сейчас и познакомимся.. Давайте подойдем вот к этому столу.
Воспитатель: Для того чтобы очистить воду, нам понадобятся: воронка, носовой платок, ватный диск и емкость для воды. Как вы думаете, как нам сделать фильтр (очистительное устройство) из этих предметов?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы нам сделать фильтр, мы возьмем воронку, положим на ее дно ватный диск, будем держать воронку над емкостью и начнем понемногу наливать в нее грязную воду. Что происходит с водой?
Дети: Вода становится чистой!
Воспитатель: А теперь попробуйте сделать фильтр из воронки и носового платка самостоятельно.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, какая вода чище: та что пропущена через носовой платок или та, что пропущена через вату?
Дети: Через носовой платок.
Воспитатель: Если бы Аленушка и Иванушка знали, что воду можно пропустить через носовой платок, то беды можно было избежать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики и мы немного побеседуем о том, как беречь воду.
Показывает картинки, предлагает детям рассказать стихотворения «Не мойте велосипед в реке», «Не оставляйте мусор на берегу реки и не бросайте мусор в воду».
Итог занятия
При помощи алгоритмов воспроизвести информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.
Воспитатель: Давайте вспомним последовательность опытов с водой, которыми мы сегодня с вами занимались. Расскажите мне о них, глядя на схему.
Дети по алгоритмам рассказывают опыты.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали, что вода не имеет формы, у воды нет запаха и вкуса, научились делать фильтры для очищения воды. На следующем занятии мы познакомимся с другими свойствами воды.