Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»


Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
«Вода-водица»
Программное содержание: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспеченья здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная (пар).Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.
- Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.
- Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
- Развитие диалогической речи у детей.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие тактильных ощущений.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
Воспитательные:
- Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь, х/б ткань.Ход занятия:
Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,
Говорят она везде! Паром чайника шипит.
В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,
И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!
Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:
В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!
- Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите мне ребята для чего нужна вода человеку?
(пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).
- Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Давайте мы с вами убедимся в этом. Посмотрите у меня на столе стоят два стакана с водой, (попросить подойти детей к столу и посмотреть) давай те попробуем эту воду. (Дети нюхают, пробуют воду на вкус) А теперь расскажите мне какая вода в стакане.
- Правильно вода без цвета, без вкуса и прохладная, а теперь мы с вами попробуем изменить ее. У меня есть соль и сахар, возьмите ложечку и положите их в стаканы с водой и попробуйте. Какие изменения произошли с водой?
- Да у воды появился вкус, в одном стакане вода стала соленая в другом сладкая, а теперь смотрите я опущу в стакан пакетик с чаем, что происходит?
- Вода окрасилась, значит можно поменять качества воды, а теперь добавим в чай кусочек лимона, понюхайте у воды появился запах, молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру.
«Какая бывает вода»
(Воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека).
- А теперь мы проведем еще один опыт, мы все знаем что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода, мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем пластиковую бутылку у которой мы заранее отрезали дно, в марлю завернем вату, положим ее в бутылку, возьмем мешочек с углем и тоже высопим в бутылку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает мы с вами поиграем.
Март сосульки свесил с крыши дети, взявшись за руки, идут по кругу
И капелью зазвенели останавливаются, ритмично хлопают в ладоши
Солнце в небе выше, выше поднимают руки вверх
Все хлопочут, много дел выполняют наклоны вправо и влево
Скоро снег совсем растает приседают и встают
Выйдут в поле трактора ставят руки на пояс, с перетопом продвигаются вперед
Черный грач весну встречает идут, высоко поднимая колени
Громкой песней: кра-кра-кра машут руками, как крылышками.
- Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.
(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой).
- Помните на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть как это происходит, давайте проведем опыт. Нальем в банку горячей воды, смотрите над банкой поднимается пар, кто знает почему?
- Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите пар собирается на зеркале, собирается в капли и снова падает в банку с горячей воды.
- Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки).
Меня пьют, меня льют. Мы говорим: она течёт;
Всем нужна я, Мы говорим: она играет;
Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,
И ручей, и океан, Но часто по небу летает.
И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,
И стеклянной быть могу! На землю падает опять.
Очень добродушная, Сама пить не пьёт,
Я мягкая, послушная, А нас вынуждает.
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Итог:
- Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной: чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение доя жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.
Светлана Ханнанова Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»