Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Лучики здоровья»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Лучики здоровья»
Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цели и задачи: развитие желания самостоятельно заботиться о своем здоровье. Систематизировать представления детей о здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни.Формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; закрепить основные понятия: "распорядок дня", "личная гигиена", "витамины", "полезные продукты", "здоровый образ жизни"; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Планируемые результаты: проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; пользуется речью как средством коммуникации, демонстрирует знания о здоровом образе жизни, необходимости соблюдения правил гигиены и пр.
Материалы и оборудование: воздушные шары, мяч, гантели, стаканчики с водой и коктейльные трубочки на каждого ребенка, силуэты деревьев и кустарников, чудесный мешочек с предметами, другая наглядность.
Предварительная работа:Беседы с детьми по темам: "Что такое здоровье?", "Значение режима в жизни человека?", "Здоровье дороже золота", "О последствиях не соблюдения ОБЖ". Правила дорожного движения», рассматривание плакатов – "Улица полна неожиданностей", "Один дома", Беседы – размышление "Что такое хорошо и что такое плохо"; "Что такое здоровье", "Чистота залог здоровья".Исследовательская деятельность: "Значение воздуха для организма", "Свойства воды", "Свойства снега", сравнение чистых и грязных рук.Развивающие игры: - "Разрезные картинки", "Угадай что это?"Дидактические игры: "Найди отличия", "Режимные моменты", "Узнай вид спорта", "Полезно – вредно","Чистые ручки".Сюжетно-ролевые игры: "Больница", "Аптека", "Кафе", "Семья", "Магазин""Мытье игрушек","Стирка кукольного белья".Ход деятельностиОрганизационный момент (Установление эмоционального контакта) Дети стоят свободно, полукругом.Воспитатель:Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй. Улыбнется он в ответ!
И, наверно, не пойдет в аптеку!
И здоровым будет много лент!
- Ребята, давайте скажем эти волшебные слова нашим гостям!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А сейчас по традиции поздороваются наши пальчики!
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!!
Воспитатель:-Я хочу обсудить с вами одну очень важную тему. Называется она "Здоровье". Мы часто слышим:"Будьте здоровы", «Не болейте», «Желаю здоровья». Часто ли мы задумываемся о своем здоровье? Что мы делаем для того, чтобы быть здоровыми?Давайте попробуем ответить на эти вопросы.-Как вы думаете, что такое здоровье? (Счастье, радость, когда не болеешь)
Воспитатель: Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым и даже животным.Сегодня утром ко мне в окошко заглянуло солнышко, и я принесла его вам.
Как вы думаете – что с ним? (грустное, не улыбается, скучает, заболело, лучиков нет)Ему нужна ваша помощь, поможем?Мы сегодня с вами вместе В путешествие пойдём, И лучи в стране "Здоровье"Непременно мы найдём«В путь-дорогу собирайся,К лучам здоровья отправляйся!»Очень полезны для здоровья пешие прогулки. Шагом марш.
(Идут к цветочной полянке.)Воспитатель: Сколько здесь цветов! Давайте их соберем! А цветочки-то непростые! В каждом загадка! Попробуем отгадать?
1.Ускользает, как живое, но не выпущу его я.Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)
2.Вытирало я, старалось после бани паренька.Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (полотенце)
3.Хвостик из кости, а на спинке -щетинки. (зубная щетка)
4.Кто нам самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. ( вода)
5.Резинка Акулинка пошла гулять по спинкеСобирается она вымыть спинку докрасна. (мочалка)
6.Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)
-Молодцы, дети, все загадки отгадали правильно.
О чем все эти загадки? (ответы детей)-Кто пояснит, что обозначает слово гигиена?
Но посмотрите, её захватили страшные микробы. А чтобы микробов победить, нужно трудные задания решить.
(микробы - воздушные шарики, на которых нарисованы сердитые лица)Воспитатель: Давайте вспомним нашу речевку , которая помогает нам соблюдать правила Гигиены.
Руки мой после игрыИ после туалета
С улицы пришел- опятьНе забудь про это
И еще закон такойРуки мой перед едой.
(чтение речевки детьми и по мере произнесения ее детьми- «шарики-микробы»-лопаются)
А еще когда надо мыть руки?Все микробы лопнули от злости, а вот один микроб не лопнул, а ведь все правильно сказали.Воспитатель:Чтобы победить микроб, надо выполнить задание Игра "Чудесный мешочек"Дети по очереди достают предметы и рассказывают, для чего они нужны.
Ребята, микроб хочет узнать, какими предметами, вы бы не поделились, даже с самым близким друзьями и даже с мамой.Задание, убрать лишние предметы, объяснить для чего предназначены оставшиеся.(мыло, зубная паста, зубная щётка, щётка для одежды, расчёска, стиральный порошок, шампунь, полотенце, мяч, велосипед и др. ) Почему? К каким предметам они относятся (к предметам личной гигиены).- последний –"шарик- микроб" лопается(Вынимаю лучик ).Кто откроет мне секрет,Спрятан здесь, какой совет?
Дети: Этот лучик говорит, что нужно соблюдать Гигиену.Воспитатель:Продолжим искать лучики. И так в путь.Чтобы найти следующий лучик, надо закрыть глаза и сказать волшебный пароль:"Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! "
Вот и первая подсказка! ( коробка) посмотри, что там спрятано? (гантели)
Для чего они нужны? (делать зарядку) Какую пользу приносит физкультура?А где и когда вы выполняете физические упражнения?Давайте расскажем еще одну нашу речевку:Очень будем мы стараться
Мяч бросать и принимать,
Метко вдаль его бросать.
Ловко прыгать на скакалке,
Ног своих совсем не жалко!
Наклоняться вправо, влево,
Все мы делаем умело!
Ребята, давайте потренируем наши мышцы . (упражнения с гантелями) Динамическая паузаВоспитатель: Вот и лучик показался (приклеить лучик на солнышко)(Физкультура и спорт) «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать».Давайте все вместе повторим (повторяем).Помните об этом, ребята.Давайте поиграем.
Игра "Назови вид спорта"
Воспитатель: Как весело, как веселоНам лучики искатьКак весело, как веселоНам Солнцу помогатьЗвучит музыка, дети идут змейкой. Воспитатель: Чтобы узнать, как называется следующий лучик ,я покажу вам фокус. Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?
Дети: Ничего нет.Воспитатель:Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги.(Опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки).Воспитатель: -Что за невидимка сидел в бутылке?Дети: -Это воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята.В каждом из нас есть воздух.Давайте проверим, так ли это.Я возьму стакан с водой и опущу в него трубочку. Теперь я вдохну носом, а затем выдохну в трубочку ртом. Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).А теперь вы возьмите стаканчик с водой, опустите в него трубочку, вдохните носом, а затем подуйте в трубочку.
-Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха).Да, в стаканчиках поднимаются настоящие бури! Как вы думаете, откуда взялся воздух?(Это мы дуем в трубочку воздух)-Почему образуются пузырьки?-Где в организме человека находится воздух?-Почему мы не сможем долго быть без воздуха? (Суждение детей).Давайте проведём эксперимент.(опыт-эксперимент с воздухом.)Сейчас глубоко-глубоко вдохните и закройте рот и нос ладошками.Давайте попробуем не дышать. Что вы почувствовали? (не хватало воздуха).А для чего нам необходим воздух? (Для дыхания)Правильно, ребята. Это каждая клеточка вашего организма говорит: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем»Воспитатель:-Так как же называется лучик здоровья? (Воздух)
-А каким же воздухом мы должны дышать, чтобы быть здоровыми? (чистым)-Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать больше цветов, деревьев)-Как вы думаете, где воздух чище - в лесу или в городе? (ответы детей).-Так давайте беречь воздух и посадим деревья и кусты в городе.
(дети оформляют коллаж «Берегите воздух»)
Воспитатель: Молодцы, очень красиво!
-Ребята, что это у меня? (Показываю модель часов )Дети: часы.Воспитатель: -Как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждение детей) Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна.-Ребята , как вы думаете, что такое режим? (суждение детей)
Воспитатель:Режим – это когда выполняются все дела в течение дня, по времени, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье.А теперь я хочу узнать, как хорошо вы знаете и выполняете режим. Игра "Режим дня" - детям раздаются карты с изображением разных видов деятельности.(По ходу игры обращаю внимание детей на то, что ложиться спать и вставать надо в одно и то же время, ежедневно делать утреннюю зарядку, необходимо есть в одно и то же время)Ребята, как называется лучик здоровья?Дети:Режим дня.(Открываю лучик здоровья)МузыкаПедагог и дети подходят к дорожке. На ней белые и красные следы. Воспитатель:-Что это такое? Дети: Следы. Белые. Красные. Воспитатель: -Как вы думаете, чьи это красные, горячие следы?-Не знаете? Их оставила Простуда. Ведь простуда - это высокая температура. Когда бывает высокая температура? Дети:Когда болит голова. Когда человек болеет. Заразился, простыл. Когда не закаляются.Воспитатель:Эти белые следы – следы здоровья. По каким следам мы с вами отправимся в путь?Конечно, по белым! Дети шагом идут по белым следам , подходят к столу с полезными и вредными продуктами.
-Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты.Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение.
Я предлагаю вам разложить продукты в разные корзины – полезные и вредные.
Так какой лучик здесь спрятан?Правильно- Полезные продукты. Вот поэтому ещё лучик появился. -Что происходит с солнышком? (выздоравливает)Воспитатель: Чтоб здоровыми остаться, Нужно правильно питаться. Хочу узнать, что вы запомнили о полезной еде. Если совет полезный, то вы все вместе говорите: "Правильно, правильно совершенно верно".Если о том, что для здоровья вредно, топаете ногами. (Читаю ) 1.Ешь побольше апельсинов …2.Пей морковный вкусный сок. ..3.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить…4.Ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис …5.Пейте дети молоко, будете здоровы …6.Каша – вкусная еда-Это нам полезно…7.Лук зеленый иногда, нам полезен дети? 8.В луже грязная вода, нам полезна иногда?9.Фрукты – просто красота! Это нам полезно? -Ребята, а в детском саду нам дают полезную еду?-Кто её готовит? Итог:-Здоровье – это самое главное богатство, которое нужно беречь.Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, каждый лучик это правило которое нужно выполнять.Если правила выполняются, солнце светит ярко и у нас всё хорошо со здоровьем. Их очень важно знать! Солнышко сияет, улыбается . Благодарит вас за помощь.
РефлексияПодойдите все ко мне и скажите. -Вам понравилось наше путешествие? -Чем вам запомнилось это путешествие?Устали?Вот какой, оказывается, трудный путь преодолели мы с вами в поисках лучиков здоровья. Мы узнали много интересного и полезного.