Современный урок — современный подход к обучению


Е.В. Бабкина, учитель начальных классов, г. Борисоглебск, МБОУ БГО СОШ №4
Современный урок – современный подход к обучению.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования определяет требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы образу ученика начальной школы. Современные дети, живущие в современном мире, предлагают мне как учителю идти в ногу со временем. Для этого необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к современным методам обучения. Свои уроки я стала строить с учётом инновационных педагогических средств и методов. В современном мире всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.
Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Приоритет в обучении предмету на современном этапе отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового, т.е. деятельностному методу обучения. Данный подход в корне меняет привычную структуру урока к которому мы так привыкли. На первый план выходит психологический настрой на успех, постановка проблемы («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), самостоятельная постановка учебной задачи и способов её решения, составление различных алгоритмов (роль учителя направляющая, корректирующая), закрепление на практике полученных знаний, рефлексия. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является то, что предложенная новая современная структура урока описывает деятельность не учителя, а учащихся. Не скрою, что нелегко было мне отойти от столь привычных стереотипов. Но дорогу осилит идущий.
Своих учеников я стала постепенно вовлекать и в проектно-исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания. Исследование всегда предполагает наличие некоей проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в объяснении и изучении. Специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической корректирующей роли учителя. В силу возрастных особенностей младших школьников данную технологию использую сначала частично. Сначала мы работаем над одним проектом, над одной темой всем классом. Ребята готовят каждый своё сообщение, а затем мы оформляем коллективный проект в виде мобильной стенгазеты. По программе УМК «Школа России» в первом классе таким образом были оформлены проекты «Математика в загадках, пословицах, поговорках» и «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты». К четвёртому классу ученики овладевают всеми этапами проектно-исследовательской работы. Они готовят и защищают индивидуальные проекты и по-разному оформляют их (в виде стенгазеты, в печатном виде, на электронных носителях). Темы проектов усложняются: «Оригами», «Задачи-расчёты», «Математические сказки», «Великие математики». Данную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Реализовать проекты во внеурочное время на факультативах, в кружках гораздо легче. Главное для меня в осуществлении проектной деятельности на уроках математики – увлечь и заинтересовать детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Самыми актуальными в наше время являются компьютерные технологии. Это ещё один из путей развития у учащихся познавательного интереса к учебному процессу, которым я иду на урок к своим ученикам. Информационных технологий помогают разнообразить формы и методы обучения и повышают творческую активность детей. Курс математики в начальной школе содержит огромное количество абстрактных понятий, таких как форма, величина, число. Здесь мультимедиа приходит мне и ученикам на помощь. Компьютерные технологии обеспечивают более высокий уровень наглядности в сравнении с традиционными схемами. Математика – абстрактная наука. Многим детям она даётся с трудом. Все учителя старались иллюстрировать задачи при помощи рисунков, схем. Сложности в частности представляли задачи на движение. Теперь компьютер помог «оживить» эти задачи. Возможность анимации позволила мне показать учащимся различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием, с остановками. Это помогло детям, которые не отличались особой активностью на уроках, проявить интерес к задачам и высказываться по поводу решения. Геометрический материал в начальной школе является благодатной почвой для создания и реализации ИКТ. Здесь использую выделение цветом фигур, которые «спрятались», или анимацию в виде «разбора» целой фигуры на всевозможные составляющие. Это очень важно для учащихся, не обладающими высокими математическими способностями. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией я использую дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Информационные технологии активно ворвались в нашу жизнь. Но это не значит, что нужно «гнаться за модой». Я убеждена, что использование информационных технологий должно быть обосновано и целесообразно. В зависимости от целей урока компьютер использую на различных этапах.
Приоритетом современного образования должно стать обучение, когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся проявить свои способности в полной мере – одна из основных задач современной школы. А реализация этой задачи зависит от того, на сколько я, как учитель сформировала у детей познавательный интерес, воспитала интерес не только к математике, но и стремление использовать полученные математические знания в повседневной жизни и практических задач во взрослой жизни.
Литература:
Рабочая программа по математике, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Рабочей программы по Математике» (Моро М.И. и др., 2011 г.), входящей в УМК «Школа России».
Смирнова М.А. «ИКТ на уроке математики в начальной школе: возможности и реализация», «Уроки математики с применением информационных технологий», серия «Современный урок», Москва, «Глобус», 2008.
Савченко Е.М. «Анимированный дидактический материал», «Уроки математики с применением информационных технологий», серия «Современный урок», Москва, «Глобус», 2008.
Полякова А.И., Иванова В.Д., «Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе», «Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образования: теория и практика», Воронеж, 2009.