Конспект образовательной деятельности в средней группе детского сада «Идет матушка Весна, отворяй-ка ворота»
Тема: «Идет матушка Весна, отворяй-ка ворота»
Цель: Обобщить знания детей о характерных признаках весны в процессе речевого и познавательного развития.
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение детей собирать разрезные картинки, давать название весенних месяцев по народному календарю;
- закреплять у детей знание пословиц, поговорок, народных примет о весне, умение отгадывать загадки и соотносить отгадку с картинкой.
Развивающие задачи:
- развивать психические процессы (внимание, память, логическое мышление, воображение;
- совершенствовать культуру речевого общения, обогащать словарный запас детей;
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственные качества: отзывчивость, взаимопомощь;
- воспитывать любовь к родной природе через малые формы фольклора;
- воспитывать умение детей слушать объяснение педагога и выполнять задания поэтапно.
Приемы руководства деятельностью детей
1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: пояски волшебной шкатулки от матушки Весны.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, художественное слово, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ картинок, продуктивная деятельность: аппликация из бархатной бумаги и шерстяных ниток.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, физ. минутка, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение и взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения ОД:
разрезные картинки, игрушки: солнышко, цветок, мячик, корзинка с подснежниками, бумага формат А-4, цветные карандаши, «солнышко», картинки-отгадки.Виды детской деятельности в ОД:
- коммуникативная
- познавательная
- двигательная
- игровая
- музыкальная
- восприятие художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса у детей, любознательности, творческой активности в процессе речевого и познавательного развития;
- воспитание нравственных качеств;
- расширение и активизация словарного запаса детей;
- развитие творческих возможностей;
- умение детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Критерии оценки деятельности детей в ОД:
1. Активно участвует в ОД.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Эмоционально реагирует, сопереживает.
4. Оказывает помощь своим сверстникам.
5. Проявляет волевое усилие.
6. Аргументирует самооценку.
План ОД
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации. Определение цели, создание мотива для деятельности детей.
2. Основная часть.
- Путешествие по проталинкам.
- Игра «Собери картинки».
- Отгадывание загадок – игра «Угадай-ка»
- Игра «Цветик» - народные приметы о весне и ее братьях.
- Физ. минутка.
- Игра – «Солнышко» - (пословицы, поговорки о весне).
- Подарок от весны (шкатулка с сюрпризом).
- Возвращение домой.
- Продуктивная деятельность (аппликация из бархатной бумаги и ниток).
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД.
Интеграция образовательных областей
Области Интеграция Решаемые задачи
Познавательное развитие Закрепление умения детей собирать разрезные картинки. Дидактическая игра «Собери картинки» Принимать активное участие в образовательном процессе. Обобщать знания детей о характерных признаках весны. Развивать логическое мышление, анализировать, делать выводы.
Речевое развитие Отгадывание загадок. Игра «Цветик». Народные приметы о весне и ее братьях. Игра «Солнышко» (пословицы, поговорки о весне)
Развивать связную грамматическую правильную монологическую речь. Обогащать словарный запас детей.
Социально-коммуникативное развитие Полет на лепестках «Цветика-семицветика». Обыгрывание ситуации. Самооценка. Стимулировать мотивацию, создать положительный эмоциональный фон. Воспитывать нравственные качества.
Физическое развитие Физ.минутка «Солнышко» Совершенствовать двигательную активность детей. Развивать координацию, гибкость движений.
Художественное эстетическое развитие Музыкальная композиция «Весна». Самостоятельная работа аппликация их бархатной бумаги и шерстяных ниток.
Развивать творческие возможности детей. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Вводная часть
Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. В. Ребята, а вы хотите отправиться в увлекательное путешествие в лес?
Д. Да.
В. А как вы думаете, к кому мы отправимся в гости.
Ответы детей
В. Отгадав загадку, вы узнаете, кто нас пригласил к себе. Слушайте внимательно.
Заря, заряница
Красная девица
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной
С сохой, бороной,
С ключевой водой.
Д. Весна.
В. Ребята, матушка Весна приготовила для вас сюрприз и оставила его в лесу на пенечке. А вы хотите узнать какой сюрприз?
Ответы детей
В. Ребята, на чем можно отправиться в лес?
Ответы детей
В. В лесу нам нужно оказаться очень быстро.
В. Ребята, матушка Весна побеспокоилась о нас и оставила этот волшебный цветок.
В. Кто из вас знает волшебные слова?
Д. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтоб мы оказались в лесу.
В. Вот, ребята, мы и в лесу. Как вы думаете, можно пройти по лесу не замочив ноги?
Д. По проталинкам.
В. Ребята, а что такое проталина?
Д. Проталина – место, где стаял снег и открытая земля.
В. Весна, ребята, приготовила для вас много интересных игр – заданий, выполнив их, вы найдете сюрприз от матушки Весны.
Ребята, с каким настроением вы отправитесь на поиски сюрприза от матушки Весны?
Д. Ответы детей.
В. Собрались все дети тут
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие.
Основная часть
Дидактическая игра «Собери картинку»
Игра «Подснежник»
(народные приметы). Отгадывание загадок, пословицы и поговорки о весне.
Физ.минутка В. Ребята, а вот и первая проталинка, по которой мы пройдем: «Собери картинку». Леший, когда был в гостях у Весны, перемешал все картинки.
В. Хотите помочь собрать картинки?
«Раз, два, три, картинку собери»
В.Ребята, а кто скажет, как называют братьев-месяцев в народном календаре?
Ответы детей.
Март - протальник, капельник, зимоброд.
Апрель – снегогон, ручейник.
Май – травень, цветень, песенник.
В. А сейчас детвора ждет вас новая игра. Быстро за руки беритесь и в кружочек становитесь. Игра «Подснежник». Вы передаете цветочек друг другу и называете народные приметы о весне и о ее братьях-месяцах.
Народные приметы о Весне.
- Сосульки на крышах длинные – к долгой весне.
- Если весною летит много паутины, лето будет жаркое.
- Ранний прилет грачей и жаворонков -
к теплой весне.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Частые туманы в марте, предвещают дождливый год.
_ Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
- первый весенний гром в мае – к наступлению тепла.
- В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
В. Раз, два, вот и кончилась игра!
Молодцы ребята, вы такие наблюдательные, много примет назвали.
В. Дружно за руки беритесь и на стульчики садитесь. Следующая игра «Угадай-ка», она поможет узнать какие вы умные и сообразительные. Я буду вам загадывать загадки, вы должны внимательно выслушать, дать правильный ответ и найти картинку отгадку.
Загадки о весне.
1. Висит под окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)
2. Островок я вижу странный,
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружен не океаном,
А подтаявшим снежком. (Проталинка)
3. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ……. (Скворечник)
4. У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой
(Подснежник)
5. Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …. (Весна)
В. Ну надо же и с этой игрой справились, какие вы смышленые, а у весны для вас, ребята еще очень трудное задание.
Давайте встанем в кружочек. Вы будете передавать солнышко по кругу и у кого оно окажется в руках, тот называет пословицу, поговорку о весне.
Пословицы, поговорки о весне.
- Кто весной трудится рад, будет осенью богат.
- Пришел марток – надевай сто парток.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Апрель с водою, а май с травою.
Май холодный – год голодный.
- Пришел май – только успевай да не зевай.
В. Ребята, а как вы думаете, кто лучший друг у весны?
Ответы детей.
В. А загадку хотите послушать про солнышко?
Бродит одиноко
Огненное око
Всюду где бывает
Взглядом согревает.
В. Я вижу, что вы все немного устали. Пришло время отдохнуть.
Солнышко, солнышко
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Побежал в саду ручей
Прилетело сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки расцветают.
В. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Лучик солнца, посмотрите ребята, указал нам на пенек. Как вы думаете, что может быть здесь? Вы хотите посмотреть?
Ответы детей.
В. Ребята, давайте откроем салфетку, вот так чудо из чудес. Что это ребята?
Ответы детей. (Витаминки)
В. Ребята, весна вам приготовила сюрприз. А вы хотите подарить свой подарок?
Ответы детей (Да). Познавательное развитие. Речевое развитие.
Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Художественное эстетическое развитие.
Заключительная часть
Возвращение в детский сад.
Самооценка.
Оценка деятельности. В. Ребята, нам надо очень быстро вернуться в детский сад, но как это сделать, я не знаю, подскажите мне.
Ответы детей (Нам поможет волшебный цветок)
В.Быстро отрываем один лепесток и говорим волшебные слова.
Д. Д. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтоб мы оказались в детском саду.
В. ребята, вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?
Ответы детей.
В. А сейчас подойдите ко мне и возьмите солнышко. Если у вас все получилось, все понравилось, было интересно - «веселое солнышко», а если вы в чем-то сомневались и не смогли справиться с какими-то заданиями – «грустное солнышко».
В. ребята, мне очень понравилось, как вы старались выполнить задания от матушки весны. Молодцы! Я очень вами довольна.
В, А сейчас присаживайтесь и приготовьте свой подарок весне. Подарок необычный из шерстяных ниток и бархатной бумаги. Весна очень обрадуется вашим подаркам. А лучший друг весны, солнышко, передаст их весне. Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.