Урок-семинар по философии на тему: Больная совесть наша
Методическая разработка урока-семинара
по дисциплине: «Основы философии»
на тему: «Больная совесть наша»
для студентов 3 курса специальности «Коммерция (по отраслям).
Цели семинара:
Вспомнить основные вопросы философии с начала возникновения её и до наших дней. Что волновало и волнует до сих пор философов.
Принять активное участие в рассмотрении вопросов о глобальных проблемах современности.
Высказать свою точку зрения относительно тех проблем, которые со временем не исчезают, а лишь накапливаются.
Показать противоречия в современном обществе, почему они существуют до сих пор, кто виноват в этом. Что необходимо делать каждому члену общества, чтобы защитить нашу планету, а значит защитить самих себя.
Выяснить, почему тема нашего семинара звучит «Больная совесть наша» и, какое отношение она имеет к глобальным проблемам современности.Оборудование: презентации, кадры из учебного фильма.
На доске эпиграф писателя, философа второй половины 19 века:
Человек есть тайна. Её надо разгадывать.
И, ежели, её будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потеряно время.
Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский.
Ход семинара:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей семинара (запись темы в тетрадях).
- Ещё раз обратим внимание на записанную тему занятия.
- Тема, которую мы должны с вами рассмотреть, заставляет вас уже без 5-ти минут дипломированных специалистов среднего специального образования высказать своё понимание, своё отношение к глобальным проблемам современности. Понять, кто же виновен в них и какова роль каждого из нас в решении этих проблем.
- Но прежде, чем коснуться этих проблем, давайте ответим на вопросы, которые помогут нам подойти к рассматриванию глобальных проблем современности, а затем и раскрыть тему семинара.
Когда возникла философия, как наука? (7-6 века до н.э.)
Какова же главная функция философии как науки?
- Философия ставит своей целью то, каким надо быть, чтобы быть человеком.
Какие исторические этапы прошла философия?
- античная - до 5в. н.э.;
- средних веков - 5-15века;
- новое и новейшее время - с 16в. по настоящее время.
Что является основным вопросом философии? Какой вопрос волнует философов с начала античного периода и остаётся актуальным до сего дня?
- Что такое человек. В чём смысл его существования. А главный призыв философии «Познай самого себя»?
Что это значит «Познай самого себя».
- Это значит открыть свою природу. А истинная природа – это природа сверхчеловеческая.
- Обратите внимание на эпиграф (зачитать). О чём он нам говорит? О чём мы должны задумываться?
Чему учит нас философия? Поясните свой ответ.
- Учит жить, учит человека быть человеком, т.е. у каждого человека своё мировоззрение, мироощущение, миропонимание. Учит находить своё место в жизни, определить смысл своего существования.
Что же представляет собой человек с философской точки зрения?
- Это животное, наделённое разумом. Это биопсихосоциальное существо.
- Поясните это:
Только человек наделён разумом.
Био – биологическое существо, т.е. природное. Имеет биологические задатки, наделён нервной системой, имеет половые и возрастные особенности.
Психо – наделён психикой (способностью чувствовать, воображать, имеет память, мышление, волю, характер и т.д.).Социальное – живёт в социуме, т.е. в обществе ему подобных. Способен обрести мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания, умения и т.д.
Какими качествами наделён человек с рождения независимо от развития общества? Дайте философский ответ.
- Добродетелью.
Что собой представляет индивид и личность? Дайте определение.
- Индивид – рождённый человек. А личностью становится.
- Личность – это субъект деятельности и отношений. Это социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм созидания и поведения. Быть личностью – значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить самого себя, отвечать за свои действия.
Что такое свобода?
- Это свой выбор человеком в своих возможностях действовать, но для этого ему нужны сознательность, ответственность, высокие нравственные ориентиры, которые не дадут ему поступать противозаконно, не по совести.
Так свободен ли человек абсолютно? Аргументируйте свой ответ.
- Только относительно, а это значит не за решёткой, не прикован и т.д. Зависит от множества факторов: родителей, семьи, общества и т.д.
Повторение знаний материала по вопросам, которые необходимы для раскрытия вопроса «Глобальные проблемы современности».
- Давайте обратимся к глобальным проблемам человечества. Рассмотрим, что это такое, их виды и особенности.
Глобальные проблемы современности, их виды, особенности (выступление студентов с демонстрацией презентации).
- Запишите в тетрадь.
- Глобальные проблемы современности (запись с доски или под диктовку):
Экологическая;
Проблема войны и мира;
Освоение космоса и мирового океана;
Проблемы народонаселения;
Преодоление отсталости слаборазвивающихся стран;
Проблема сырья;
Терроризм;
Пьянство, алкоголизм, наркомания, СПИД.
- Особенности (запись с презентации):
Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивающий интересы всех народов мира.
Угрожает деградацией и гибелью всему человечеству.
Нуждается в неотложных и эффективных решениях.
Требует коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
- Рассмотреть подробно все перечисленные глобальные проблемы на занятии не предоставляется возможным. Поэтому мы остановимся на некоторых из них.
Экологические проблемы (выступление студента).
- Какой мы можем сделать вывод?
- Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармоничной связи с природой, но и разрушительным воздействием на неё.
- Может ли человек считать себя хозяином природы, или же он всего лишь дитя её? Аргументируйте свой ответ.
- Да, вырубить лес, уничтожить растительность, животный мир – браконьерство; высушить болота – он хозяин. А остановить стихию, изменить очень многое в природе – не в силах.
- Как же должен поступать человек относительно природы. Ведь он мы знаем – сам природное существо и зависим от неё самой.
- Разумно, по совести.
Проблема войны и мира (выступление студента).
(I мировая война – с 28.07 1914г. по 11.11.1918г; II мировая война – с 1.09.1939г по 2.09.1945г)
- Что же явилось основной причиной превращения войны и мира в глобальную проблему?
- Если рассматривать историю, начиная с первобытно - общинного строя, то уже тогда зародилась борьба, война между людьми, между племенами. Ведь, как говорит философия, человек такое существо, которому всегда всё мало, всегда чего-то недостаёт и один старается быть лучше, богаче другого. Ведь за всю историю человечества только 292 года в мире не было войны. И сегодня в мире резко возросла мощь ядерного и других видов смертоносного оружия.
- Так что же ждёт человечество, если будет развязана пусть даже локальная война с применением самых современных средств её ведения?
- Как считают специалисты, применение современного оружия приведёт, по крайней мере, к 100-кратному превышению количества жертв среди мирного населения, по сравнению с числом погибших военных.
Терроризм (выступление студента).
- Так что же собой представляет терроризм?
- Это особая форма преступности, направленная человеком против человека, угрожающая его жизни и за счёт этого стремящаяся достичь своих целей. Это акт, недопустимый с точки зрения гуманизма, права и является тягчайшим преступлением.
Пьянство, алкоголизм, наркомания (выступление студента).
- Давайте вспомним, что же такое зло, их виды, откуда оно берётся.
- Это морально – этическая категория, которая приводит к разрушению нашей жизни, благополучия человека. Это унижение, подавление, уничтожение.
- Зло – природное (а мы знаем человек и природа взаимосвязаны).
- Зло в общественных процессах и совершается с участием человеческого сознания, но часто помимо его воли. Виной тому частная собственность, эксплуатация, противостояние интересов, борьба за земли, источники сырья, и всё это оборачивается агрессией, войнами, которые втягивают множество людей против их воли.
- Зло – собственно нравственное, т.е. распущенность.
- Именно пьянство, алкоголизм, наркомания являются распущенностью.
- Так откуда в мире зло, если от рождения человек одарён добродетелью?
- Хоть человек свободен, относительно, но полученную свободу он не всегда использует так, как надо – и в результате – появляется зло, т.е. неумение разумно пользоваться свободой, данной человеку.
Совесть – мощный внутренний контроль человека. Взаимосвязь её с глобальными проблемами.
- Обратим внимание ещё на тему семинара.
- Как вы думаете, почему она звучит именно так?
- Что такое совесть? (выступление студента).
- Совесть – особый морально – психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.
- Главная функция совести – функция самоконтроля. Совесть напоминает человеку о его моральной обязанности, от его ответственности, которую он несёт перед другими и перед самим собой.
- Совестливый человек – это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Он никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий.
- Поэтому совесть является ограничением той свободы, которая даётся человеку, и эти ограничения и есть не что иное, как предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не даёт ей морально уснуть, заставляет человека пересмотреть свои поступки. Совесть – это мощный внутренний контроль человека.
- Что можно сказать о человеческой совести тех, кто поступает безнравственно, т.е. аморально, нарушая правила, требования, законы, которые созданы для блага того же человека?
- Можно ли сказать, в целом, об обществе, что совесть здорова? Положительно – нет.
Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.
- Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму; уйти от них невозможно, их можно только преодолеть. Причём, преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жёстком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.
- История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными организмами формами приспособления к окружающей среде и самой этой средой. Гипертрофия разума ни в чём не отличается от гипертрофии различных органов у каких-нибудь рептилий. И сегодня мы являемся свидетелями того, как человечество неминуемо идёт к своему концу.
- Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же чудовищной гипертрофией, как клыки саблезубого тигра? И не свидетельствуют ли о близком конце цивилизации со зловещей скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды?
- Гибель или авария танкеров у берегов Японии. Разлитая нефть привела к гибели различных видов рыб, птиц и животных.
- Мы не можем игнорировать сегодня так тревожащую нас возможность самоуничтожения человечества.
- Видимо не существует ни перехода человечества в царство гармонии, как утверждал Владимир Иванович Вернадский (1863-1945, учёный, профессор минералогии), ни его гибели от собственного разума, как считал Шкваловский. Будущее открыто перед людьми, за него надо бороться, и оно во многом зависит от нас самих.
- Судьба биосферы Земли в большей степени зависит от деятельности людей. Старость человека является естественным завершением его жизни. Но нередко люди уходят из жизни молодыми, и иной раз даже по собственной воле. История даёт нам немало примеров гибели не только целых народов, но и цивилизаций.
- Конечно, никаких независимых от опыта гарантий, что человечество не погубит и себя, и природу, нет, и не может быть. Вернадский один из первых обратил внимание на то, что деятельность человечества в наше время стало геологической силой, меняющей лик Земли. Его концепции геологических последствий деятельности людей представляют собой проявление закономерностей развития природы от особенностей исторического процесса. Но именно специфика развёртывания истории, её закономерности приводят к тем или иным результатам воздействия человека на природу.
- Человеческая деятельность, а так же её продукты сегодня, как никогда, насыщаются научными познаниями, разумом. Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости, компьютеризация всей нашей жизни открывает огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом.
- Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации. Успехи современной науки демонстрируют её колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт – всё в современном обществе опирается на достижения науки.- Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и в социальной среде, всё возрастающая её мощь и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.
- Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшается генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность, связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всём мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растёт преступность.
- Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищёнными как теперь!
Пути решения глобальных проблем.
- Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того, когда и как они начнут решаться, зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.
1). Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.
2). Преодоление экономического и культурного неравенства между народами, населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
3). Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха.
4). Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах.
5). Предотвращение негативных последствий современной научно – технической революции.
6). Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулёзом и другими болезнями.
Одиноки ли мы во Вселенной?
- А если это так, то какую ответственность налагает на нас, как единственных представителей разума? (В ответе за планету Земля, всех живых существ, живущих с нами).
- Мы говорили о глобальных проблемах человечества. А ведь глобальные проблемы складываются из малых.
- Задумайтесь: всегда ли мы гуманны, честны, аккуратны; всегда ли выполняем те требования, правила, законы. Всегда ли мы обращаем внимание на то, что рядом с нами есть люди, которые совершают безнравственные поступки, либо защищая их поведение, либо умалчивая.
- Кто же виновен в том, что мы не живём так, как должны жить? Прежде всего, сам человек, человеческий фактор.
Итоги семинара.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Только человек, а вместе человечество, благодаря выздоровлению своей совести может быть человеком, а значит создать достойную для себя жизнь. А, прежде всего, уберечь нашу планету от гибели.
Домашнее задание.
- Чтобы завершить наш разговор, обратимся к учебнику с. 280 (прочитать дома). Восторжествует ли разум!
- Оценки.