Проектно-исследовательская работа на тему Старинные меры длины
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Саловская средняя общеобразовательная школа»
346643, Ростовская область, Семикаракорский район,
п. Нижний Саловск, ул. Торговая , д.14
тел. 88635626571
Научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Тема «Старинные меры длины»
Работу выполнила
ученица 5 класса
Гордеева Анастасия.
Руководитель Иванова Е.Н.,
учитель математики.
п.Нижний Саловск2015 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………….. 3
Основная часть
1.Что такое мера длины?.......................................................... 5
2. Старинные меры длинны в литературных произведениях
и русском фольклоре…………………………………………. 7
3. Социологический опрос……………………………………… 7
4. Старинные меры длины……………………………………… 8
5. Задачи со старинными мерами длины………………………. 10
Заключение………………………………………………………. 11
Литература……………………………………………………….. 13
Введение
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это строители, архитекторы и школьники. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?
С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.
Примерные значения древних мер длины были получены учеными на основе наиболее распространенных размеров тела у славянских мужчин со средним ростом 170 см, живших в X-XII вв.
Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины и выявлении соотношений между ними.
Цель работы: – узнать какие меры измерения длины существовали раньше, и действуют ли они сейчас.
Задачи исследования:
• уточнить, какими мерами длины пользуются в настоящее время;
• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;
• выяснить какими измерительными приборами измеряют длину в настоящее время и пользовались в старинные времена;
• выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины;
• выяснить, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
• познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины;
• провести эксперимент с измерением длины.
Гипотеза: Я предположила, что если существовала старинная система мер длин, то ею можно пользоваться и в настоящее время.
Основная часть
1.Что такое мера длины?
Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.
Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях нам встречались строки с непонятными для нас словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.
Что я узнала в энциклопедиях, справочниках?
Из разных источников я узнала:
«Мера - способ определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначенья расстояний или величины линий». В. И. Даль [1]
«Мера - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая линейка». С. А. Кузнецов [2]
«Мера - единица измерения протяжения». Д. Н. Ушаков[8]
«Мера – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь». С.И. Ожегов
С помощью изученной литературы, я могу сказать, что мера – это
определённая единица измерения.
2. Старинные меры длинны в литературных произведениях и русском фольклоре.
Названия старинных единиц измерения длины мы встретили в произведениях поэтов и писателей на уроках литературы.
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одни…» А. С. Пушкин [9]
«Проехали верст восемь, и вдали показался невысокий дом и двор, обнесенный забором из темного ивняка». [10]
«Петр думал, что недурно бы пойти в Москву пешком. Пойти, как есть, без шапки, в рваных сапогах и без копейки денег. На сотой версте его догонит встрепанный и испуганный отец…» [10]
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить» [Тютчев И.Ф., Т. 2., стр. 17]
«Между поверхностью воды и захлопнутой крышкой все еще оставалось несколько дюймов»
«Доска-то, поди самое малое – дюймов пяти толщиной, а вот видишь, длиннорылый пробил ее насквозь да еще наружу «меч» высунул на фут с лишним»
«Теперь их отделяло всего около ста саженей…» [11]
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья» (И.С. Тургенев, «Муму»).
Старинные меры длины мы часто встречаем в пословицах и в поговорках, во фразеологизмах. [3,6] Мы не всегда понимаем их смысл. Попробуем определить, что они могут означать.
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы Значение
Слышно за версту. Разговаривать очень громко.
Коломенская верста.
Шутливое прозвище для высокого человека
За семь вёрст киселя хлебать.
Добираться куда-то без особой
надобности.
Мерить версты. Долго ходить, находиться в пути.
Косая сажень в плечах. Говорят о сильном человеке, богатыре.
Аршин на кафтан, два назаплаты. Говорят о том, что починка вещи станет
дороже покупки новой.
Один, как перст. Говорят о человеке не имеющего родных.
От горшка два вершка.
Говорят о человеке маленького роста или ребёнке
Семь пядей во лбу. Говорят об очень умном, мудром человеке.
Нос с локоть, а ума с ноготь.
Говорят о взрослом, но не очень умном человеке.
Пядь родной земли. Не отдать врагу даже горсти родной.
Изучение пословиц и поговорок, содержащих старинные меры длины, позволяет сделать вывод о том, что эти единицы измерения используются часто. И для того чтобы понять их смысл необходимо знать значение длин в современной системе исчисления
3. Социологический опрос
Я провела опрос одноклассников, друзей, родителей, учителей. Я задала вопросы:
1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?
В опросе приняли участие: одноклассники – 12 человек, друзья и знакомые – 4 человека; родители – 4 человека; учителя – 10 человек.Результаты опроса представлены в таблице:
Участвовали Количество Современные меры длины Старинные меры длины
Одноклассники 12 12 2
Друзья 4 4 2
Родители 4 4 4
Учителя 10 10 10
Всего 30 30 18
% 100 60
Результаты опроса показали, что с современными мерами длины
знакомы все опрошенные – 30 человек (100%).
Со старинными мерами длины оказались знакомы только 18 человек (40%).
4. Старинные меры длины.
Компьютер является верным помощником современного исследователя. Я попытались узнать сведения по теме исследования через сеть Internet. Выяснила, что основная современная единица измерения длины – метр. Она была принята во Франции в конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.
Так же я узнала, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
Из научных, энциклопедических источников была выявлена история
старинных русских мер [5,7]
Три основных древнерусские меры длины носят названия частей тела. Меры длины в Древней Руси измерялись с помощью частей тела человека. Выражение «семь пядей во лбу» используют в разговоре об очень умном человеке. А сколько это в сантиметрах? У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Меньшая мера – малая пядь – является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см (отсюда название икон, имеющих в ширину 19 или 23 см, – «пядницы»). [5] Становиться понятным, что «семь пядей во лбу» - это преувеличение.
-158115-1270 Для измерения ткани чаще всего использовали длину «локоть». Локоть есть расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых пальцев.
-20377153384550-16662401174750 В Древней Руси о богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах». Косая сажень - это расстояние от кончиков пальцев одной руки вытянутой вверх до кончиков пальцев другой ноги. Была и простая сажень (маховая сажень) - это расстояние между разведенными в стороны руками. Единица сажень это, расстояние от ступни до кона вытянутой верх руки (примерно 215 см) при росте 170 – 172 см. Простая сажень составляет расстояние между большими пальцами рук человека среднего роста, вытянутых в стороны. [5] Аршин. Это новая, заимствованная с Востока, упоминается в литературных источниках с середины XVI в. Происхождение наименования точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины "аршин" 27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского "арши" --длины; на аршин обычно наносили деления в вершках. [5] -758190-445135 Вершок. Наименование происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца). [5] Вершок упоминается в "Торговой книге" как 1/16 аршина.
Все эти меры длины была крайне неудобны и со временем люди перешли на метрическую систему. Ведь длина сантиметра никак не зависит от роста человека.
Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста, или поприще. Верста была самой крупной единицей длины. Она складывалась из саженей. Учитывая, что сажень у каждого была своя, то в версте было от 500 до 750 саженей. 1 верста = 1140 метров.
Все эти термины: пядь, локоть, сажень, верста, поприще встречаются уже в XI – XII вв. Все эти меры являются субъективными, так как у каждого человека они свои и зависят от роста. Поэтому, например, купцы, торговавшие тканями, хитрили и нанимали невысоких продавцов: их локти были короче, а значит, ткани отрезалось меньше.
5. Задачи со старинными мерами длины.
В задачах нашли отражение не только практические применения русской системы мер длины, но и длительная история ее становления. Сюжеты задач не придумывались специально, одни из них были подсказаны повседневной жизнью, особенностями быта и традициями русского народа, другие – любопытными историческими фактами. Помимо исторических задач бывают также задачи литературные.
1. Какого роста человек «от горшка два вершка»?
Решение: Возможно в данном выражении под словом «горшок» наши предки понимали «корешок» (единица измерения равная ширине кулака).
Корешок = 9 см, вершок = 4,5 см. Значит найти рост человека «от горшка два вершка» не составит труда: корешок + вершок + вершок = рост человека.
9 см + 4,5 см +4,5 см = 18 см.
Ответ: 18см.
2. Две сажени. В древности на Руси сложились две независимые системы мер длины. Первая основывалась на великой пяди, а вторая на малой. Каждой пяди соответствовала своя сажень, при этом пядь составляла 1/8 часть сажени. Какова была величина сажени в сантиметрах в одной и в другой системе?
Решение: Сажень1=великая пядь х 8 = 23х8=184(см).
Сажень2=малая пядь х 8 = 19х8=152(см).
Ответ: 184 см; 152 см.
Выдержки из произведений Ж.Верна «Таинственный остров» и «Дети капитана Гранта»[7] . Переведите выделенные величины в метрическую систему
а) «Аэростат несся вперед со скоростью девяносто миль в час… В сутки он пролетел неменее двух тысяч миль…Около полудни шар находился на высоте всего лишь двух тысяч футов над водой».
Решение. Скорость аэростата равна 90∙1,609 км = 144,81 км/ч; высота над водой составила 2000∙30 = 60000 см = 600м = 0,6 км.
б) «Туземцы были ростом от пяти футов четырех дюймов до пяти футов семи дюймов».
Решение. Рост туземцев составлял от 5∙30+4∙2,5 = 160 см до 5∙30+7∙2,5 = 167,5 см
Заключение
В ходе исследования мною сделаны следующие выводы:
• меры длины существовали в старинные времена все были связаны с частями тела человека;
• в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
• опытным путем выяснила, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;
• существуют задачи , в которых встречаются старинные меры длины и попробовала их решать.
Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза оказалась ложной: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.
С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений. В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
Можете верить или не верить,
Но всё на свете можно измерить:
Время помогут измерить часы,
Размеры – линейка, тяжесть – весы.
Есть масса приборов – для измеренья
Скорости, шума, объёма, давленья.
Море измерит до дна эхолот,
Температуру – градусник.
И – при желании – каждый найдёт
Величину своей радости…
Вы думаете, это – бред?
А мы откроем секрет:
Простой линейкой – без ошибки –
Измерьте ширину улыбки!
Литература
1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.
6. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
7. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С…- Математика 5,Москва 2007, И: Мнемозина.
http://mer.kakras.ru/8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х томах. М., «Мир книги», 2004
10. Чехов А.П. Избранные сочинения в 4-х томах. М., «Мир книги», 2003
11. Рид М. Затерянные в океане. Пермь, «Пермское книжное издательство», 1988