Рабочая программа по литературе 5 кл. автор Меркин Г.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Дормидонтовка Вяземского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 31 августа 2012 года.
Председатель педсовета ____________Удалых Е.Ю.
Руководитель ОУ _________________Удалых Е
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

класс 5


Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.
Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника литература 5 класс под редакцией Г.С.Меркина; М.:Дрофа,2011
2008










2012 Раздел I. Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).
Состав УМК:
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
Информационно-методические материалы по использованию УМК;
Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса
Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.
Методический аппарат программы серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией. Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания. 
Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).  


Раздел II. Содержание программы учебного курса
5 класс
Введение
Книга твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель книга читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки

Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в
Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя ».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка ; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключены Эмиля из Аённеберги » (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературна викторина.
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в ми книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть И.А. Крылов. Басня на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (12 по выбору).
Сказки братьев Гр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1 2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».



Раздел III.Требования к уровню освоения подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 5 классах являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.




Раздел IV. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе 1 1,5 тетрадные страницы, в 6 классе1,52, в 7 классе 22,5, в 8 классе 2,53, в 9 классе 34, в 10 классе 45, в 11 классе 57.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.


В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (911 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


Раздел V. Методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004.
2. Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2006.
3. Г. Меркин, Б. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс». – М., 2007.
4. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2008.
5. Н. Ванюшева. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.
6. С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.
7. Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. – М., 1991.











Календарно-тематическое планирование уроков литературы



Тема, изученный материал
ТЛ
Дата

1
Введение.
Книга – твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель.



2
Миф и мифология
Миф, легенда, предание


3
Античный миф: происхождение мира и богов. Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев: «Рождение Зевса», «Олимп».
Мифологический сюжет, мифологический герой


4
ХКК. Легенды и мифы Дальнего Востока



5
Гомер. «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Мифологический персонаж


6
Истоки УНТ, его основные виды.
Загадки, пословицы, поговорки, иносказание, антитеза, антонимы


7
Загадки



8
Пословицы, поговорки.



9
Сказки. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые).



10
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал.
Присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения.


11
Сказочные образы.
Нравственная проблематика сказки «Царевна-лягушка»: добрая и злая сила в сказках.
Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей.


12
Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф, сходства и различия.
Образ животных; образ-пейзаж.


13
Сказки и мифы Дальнего Востока.



14
Из древнерусской литературы.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Начальное понятие о древнерусской литературе.


15
Из «Повести временных лет». («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел автора). Нравственная позиция автора.

Летопись.


16
Басни народов мира.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица». Раскрытие характера персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность и др.
Басня, притча, эзопов язык, мораль,
тропы, аллегория, сравнение, гипербола.


17
Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». Раскрытие характера персонажей: глупость, жадность и др. Элементы дидактизма в басне.



18
Русские и баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Основные темы басен – пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество.
В.К.Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса».
А.П.Сумароков. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса».
М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе.
«Случились вместе два Астронома в пиру». Бродячие сюжеты в баснях. Своеобразие пафоса басни (комические и поучительные элементы). Связь басни с научной деятельностью писателя.



19
А.И.Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к книге. Басня «Ворона и Лисица».



20
А.И.Крылов. Басни «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен Крылова.



21
Из литературы XIX века.
А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».



22
Образы природы в стихотворениях Пушкина «Зимняя дорога», «Бесы».
Первое представление о пейзажной лирике.
Риторическое обращение.


23-24
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи.
Фольклорные элементы.
Литературная сказка


25
Литературная сказка и её отличие от фольклорной. Добро и зло в «Сказке». Чувства благодарности; верность, преданность, зависть, подлость. Отношение автора к героям.



26
«Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы.
Богатство выразительных средств.
Поэма


27
Ритм, рифма. Творческий практикум.



28
В мире пушкинских стихотворений о родной природе.



29-30
Поэзия XIX века о родной природе П.А.Вяземский «Метель»,
А.А.Фет «Чудная картина», М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется»,
Ф.И.Тютчев «Есть в осени», «Весенние воды»,
Е.А.Баратынский «Весна, весна!..»
Лирика, тропы


31-32
ХКК. Стихи дальневосточных поэтов о родной природе



33
Викторина. Родина. Природа. Поэзия



34
М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.
«Бородино». История создания стихотворения. История и литература.



35
Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Любовь к родине, верность долгу.

Эпитет, сравнение, метафора, звукопись.


36
Художественное богатство стихотворения «Бородино».



37
Теоретический практикум



38
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В.Гоголя.



39
«Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. Суеверие, злая сила.
Мифологические и фольклорные мотивы,
фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.


40-42
Образы и события в повести Н.В.Гоголя. Добро и зло.



43
И.С.Тургенев. Детские впечатления Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии. Современники о рассказе «Муму».
Рассказ.
Углубление представлений о теме художествен-ного произведения


44
«Муму». Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.



45
Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, доброта, добронравие, гуманность. Сострадание в рассказе.



46
«Щи». Внутренняя связь рассказа «Муму» и стихотворения в прозе «Щи».
Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей».
Стихотворение в прозе.
Эпитет, сравнение (развитие представлений).


47 Р/Р
Письменный отзыв об эпизоде.



48
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта
Строфа, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Фольклорные элементы в художественном произведении.
Поэма.


49
«Орина, мать солдатская», «Тройка». Темы крестьянской жизни. Труд, судьба, народные страдания в изображении поэта. Характеристика персонажа. Элементы народной поэтики.



50
Н.А.Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.



51
Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.



52
«Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Своеобразие сюжета.
Повесть (развитие представлений).
Развязка, кульминация, развязка.
Портрет.


53
Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).
Любовь как высшая нравственная основа в человеке.



54
Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Отношение писателя к событиям.



55
Написание отзыва



56
А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.
Юмор, юмористическая ситуация, комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.


57
«Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.




58
Из литературы XX века.
И.А.Бунин. Детские годы Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина.
«Густой зелёный ельник у дороги»: тема природы и приёмы её реализации; художественное богатство стихотворения. Второй план в стихотворении.

Стихотворение-размышление, образ-пейзаж.
Образы животных-развитие представлений


59
«В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства.




60
Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.
«Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).

Антитеза.


61
Роль эпизода в создании образа героя.
Природа в жизни мальчика.
Значение финала.
Эпизод, деталь, финал.


62
Р/Р
Письменный ответ на вопрос.



63 Р/Р
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их отражение в художественных произведениях А.И. Куприна.



64
«Золотой петух». Тема, особенности создания образа.


Тема
Рассказ- расширение и углубление представлений
Характеристика персонажа; портрет героя.



65
А.А.Блок. Детские впечатления Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)




66
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.




67
Стихотворение «Полный месяц встал над лугом»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.



68-69
С.А.Есенин. Детские годы Есенина. В есенинском Константинове.
«Ты запой мне ту песню, что прежде», «Поёт зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы» - по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).


70
А.П.Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.
«Никита». Тема рассказа.



71
Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире). Образ Никиты.



72
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.
«Каменный цветок». Человек труда в сказе Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приёмы создания художественного образа.
Сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования

Афоризм


73
Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. «Три охотника»




74
Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.




75-76
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе.
«Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном

Юмор- развитие представлений


77
Р/Р
Письменный ответ на вопрос по рассказу Е.И.Носова.



78
Родная природа в произведениях писателей 20 века
Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о писателе. Детские годы. Отношение к книге.
Образы природы в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок». Поэтическая зоркость, наблюдательность.
Сравнение, эпитет, метафора, олицетворение - развитие представлений о тропах и их роли в стихотворении


79
А.Т.Твардовский. Детские годы поэта, «заветная книга».
«Станция Починок»: любовь к родине, малая и большая родина.

Эпитет, метафора.


80-81
В/Ч
Поэзия и проза XX века о родной природе:
В.Ф.Боков «Поклон»,
Н.М.Рубцов «В осеннем лесу»,
Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»,
В.И.Белов «Весенняя ночь»,
В.Г.Распутин «Век живи -век люби».

Выразительное чтение наизусть.


82
ХКК
Стихи поэтов-дальневосточников о родной природе.
Выразительное чтение.



83
Из зарубежной литературы.
Д.Дефо. Краткие сведения о писателе.
«Робинзон Крузо» (отрывки).

Притча, приключенче-ский роман, роман воспитания, путешествие.


84
Сюжетные линии в произведении «Робинзон Крузо».



85
Характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта).
Характеристика жанра.



86
Р/Р
Изложение с элементами сочинения.



87
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.



88-89
«Соловей»: добро и зло, внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Волшебная сказка –развитие представлений
Авторский замысел и способы его реализации.


90
Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров..



91
Р/Р
Письменная работа – отзыв об эпизоде.



92-93
В/Ч
«Путешествие в страну Андерсенландию».



94
М.Твен. Краткие сведения о писателе.
Автобиография и автобиографические мотивы.
Юмор. Приключения как форма детской фантазии.


95-96
«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.



97
Ж.Рони-Старший. Краткие сведения о писателе.
«Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека.



98
Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека в повести Ж.Рони-Старшего.



99
Дж.Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.

Рассказ – развитие представлений


100
«Сказание о Кише» - период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни.



101
Добро и зло, благородство героя, уважение взрослых в «Сказании о Кише».



102
ХКК
Сказания о жизни коренных народов Дальнего Востока.



103
А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице.



104
Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги» (отрывок) – основные мотивы произведения.



105
Обзор литературы на лето.













13PAGE 15


13PAGE 142015




15