Рабочая программа по литературе 5 класс Г.С. Меркин
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе в _5_ классе составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», - Основной Образовательной Программой школы утвержденной приказом от 28.08.2013г. №72 .
-- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
На основании:
-Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012года №273-ФЗ, статья 12, пункт7;
- главы 2 Устава МБОУ Заветинской СОШ №2;
- Примерной программы основного общего образования по направлению «Литература», ( М. «Просвещение», 2011г);
-Авторской общеобразовательной программы под редакцией Г. С. Меркина. «Русское слово», 2012г.;
-Календарного учебного графика МБОУ Заветинской СОШ №2
на 2014-2015 учебный год.
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, отражает идеологию интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.
Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.): учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при этом понимается, что:
– учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;
– целеполагание – постановка и осознание целей;
– учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.
Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;
– действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;
– действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.
Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.
Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.
Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.
В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для ступени основного общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-9-х классов.
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Задачи программы:
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
повысить индивидуальную активность;
повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
расширить кругозор школьников.
Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, русским языком и ИКТ.
Отличительной особенностью данной программы является включение в её структуру электронного приложения, которое содержит интерактивное поурочно-тематическое планирование с активными гиперссылками для эффективной организации учебного процесса.
Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (произведения) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.
Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.
Общая характеристика учебного предмета
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «литература»определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов.
Формы организации образовательного процесса
уроки-практические работы;
уроки-«Погружения»;
уроки-деловые игры;
уроки-соревнования;
уроки-консультации;
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами
работы;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки- мастерские;
уроки, которые ведут
учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки-конкурсы;
уроки-диспуты;
уроки-игры;
уроки-диалоги;
уроки-конференции;
уроки-семинары;
уроки-экскурсии;
уроки-путешествия.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 105 часов (3 урока в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа по литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика.
Содержание тем учебного предмета
5 класс
Введение
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок.
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня – на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).
Сказки братьев Гр и мм, Ш. Перро, Х.К. А н д е р с е н а (1-2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ часы Разделы и темы
1. 1 Введение(2ч)
2. 3 Мифология (8ч)
3. 4 Устное народное творчество (16 ч)
4. 3 Древнерусская литература (8 ч)
5. 5 Басни(10ч)
6. 25 Литература XIX века (42 ч.)
А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
И.С. Тургенев
Н.А. Некрасов
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
7. 17 Литература XX в. (31 ч)
А.А. Блок
И.А. Бунин
С.А. Есенин
Л.Н. Андреев
А.И. Куприн
А.П. Платонов
П.П. Бажов
Е.И. Носов
8. 10 Зарубежная литература (20ч)
Д. Дефо
Х.Л. Андерсен
М. Твен
Ж. Рони-Старший
Дж. Лондон
Р. Бредбери
А. Линдгрен
Календарно-тематическое планирование
№ п.п Тема Кол-во часов Дата Формируемые УУД/ личностные качества (планируемые результаты обучения) Характеристика деятельности учащихся Формы диагностики и контроля познавательных УУД
предметные умения метапредметные универсальные учебные действия (УУД) Введение (1час)
1 Введение. Книга – твой друг.Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества 1 01.09 Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего;
Регулятивные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации Работа с учебником, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, составление тезисного плана текста учебника. Создать высказывание по схеме тезис-доказательство (ответ на вопросы к учебной статье)
Из мифологии (3часа)
2
3
4 Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».
Гомер. «Одиссея» Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема 1
1
1 03.09
06.09
08.09
Умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания». Личностные:
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления; : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
читают вслух и про себя тексты учебников и при этом «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя) Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей.
Сообщения, составление плана ,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы. Выразительное чтение мифов, составление таблицы, слайдовая презентация «Боги Древней Греции», письменная работа- вводный контроль
Презентация « Герои Древней Греции», пересказ эпизода, словесное рисование. Анализ понравившегося эпизода Составление плана легенды.
Из устного народного творчества (8Ёчасов)
5
6
7
8
9
10
11
12 Истоки устного народного творчества.
Виды УНТ : загадки, пословицы и поговорки.
Виды русских народных сказок
Добрая и злая сила в волшебной сказке. Сюжет и образы сказки «Царевна-лягушка».
Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка».Подготовка к мини-проекту.
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке . Подготовка к мини-проекту.
Особенности композиций сказок. Типы сказочных персонажей. Подготовка к мини-проекту.
Сказки народов России. «Падчерица».
Мини-проект «Скоро сказка сказывается».
1
1
1
1
1
1
1
1
10.09
13.09
15.09
17.09
20.09
22.09
24.09
27.09
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческим термином «загадка»; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; формирование собственного отношения к произведениям русского фольклора;
владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов
Из древнерусской литературы (2 ч.) Личностные: формирование представлений о высших ценностях; осмысление сущности мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадки; совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
ы
Работа с учебником, заполнение таблицы, сообщения, конструирование загадки
Составление плана, таблицы, лексическая работа, пересказ, работа над мини-проектом
Беседа, пересказ,иллюстрирование, работа над проектом
Сообщения, беседа, работа с таблицей, .работа над проектом
Защита проекта, иллюстрирование, инсценирование фрагмента
Составление сравнительной таблицы, лексическая работа, художественный пересказ
Подбор синонимов к словам: печалиться, тужить, кручиниться, молвить, дивиться. Словарно-лексическая работа. Выразительное чтение сказки. Составление плана сказки Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Нахождение фрагментов, читающихся ритмично, как стихотворение. Объяснение их роли в сказке. Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки, работа с иллюстрациями, формулирование своей точки зрения о народных идеалах сказки, создание иллюстраций
13
14 «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы
Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы
1
1
29.09
01.10 Умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст
понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владение литературоведческим термином «летопись»; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка
;
Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства;
Регулятивные:работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные:излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога Сообщение, составление вопросов, конструирование диалога, выразительное чтение
Пересказ, сообщения, работа с текстом Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет» с использованием старинных слов и выражений.
Создать высказывание: тезис-доказательство с использованием в качестве аргумента материала учебника. Комментированное чтение отрывк; исследовательская деятельность ного текста.
Басни народов мира (4ч.+ 2р/р)
15
16
17
18
19
20
21
22 Понятие о басне. Способы раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа и Жана де Лафонтена
Р/р
Сравнительная характеристика басен Эзопа и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»
Русские баснописцы 18 века:
Основные темы, сатирическое и нравоучительное в баснях.
Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»
Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.
Образный мир в баснях И.С.Крылова
Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.
Русская басня в XX веке.
1
1
1
1
1
1
1
1
04.10
06.10
08.10
11.10
13.10
15.10
18.10
20.10
Умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах;
владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»;
умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней Личностные:
- осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка; формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности;
Регулятианые:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели
Познавательные:извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Составление плана статьи учебника, сообщение, лексическая работа, выразительное чтение
Работа с иллюстрациями, исследовательская работа, сообщения
Иллюстрирование, выразит. чтение, сообщения
Чтение наизусть, чтение по ролям.
Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение басен.
Сопоставление басен различных авторов на одну и ту же тему. Комментированное чтение рассуждения литературоведа В. Коровина
Составить план, найти ответы репродуктивного характера
Определение морали каждой басни. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями.
Размышления над иносказательным смыслом басен.
Из русской литераратуры (37+5р/р)
А.С. Пушкин 23
24
25
26
27
28
29
Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».
. Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи в «Сказке…».
Литературная сказка и ее отличие от фольклорной. Отношение автора к героям.
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия XIX века о родной природе.
1
1
1
1
1
1
1 22.10
25.10
27.10
29.10
01.11
10.11
12.11 Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; умение вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства Личностные:
- совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Работа с учебником, с портретами Пушкина, беседа, сообщения
Выразит.чтениестихотворения, работа над тропами, с иллюстрациями, беседа
Выразит.чтениестихотворения, работа над тропами, с иллюстрациями, беседа
Работа с ключевыми понятиями,сообщения, выразит.чтение,сжатый пересказ
Выраз.чтение, сообщения, лексическая работа,составление таблицы,исследовательская работа с текстом
Нахождение риторических обращений, объяснение их роли. Выразительное чтение, выявление роли художественно-изобразительных средств. Анализ лирического произведения. Словесное рисование, выразит. чтение наизусть
Выразительное чтение, сообщения учащихся и учителя, групповая исследовательская работа с текстом., прослушивание музыкальных произведений, лексическая работа.
М.Ю. Лермонтов 30
31
32
33
34 Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.
Стихотворение «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.
Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Анализ письменных работ
1
1
1
1
1 15.11
17.11
19.11
22.11
24.11 Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями;
владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонансвладение литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений Личностные:
формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; - формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел;
Регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные:извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Сообщения, работа с учебником, презентация, лексическая работа
Работа с текстом,с терминами,исследовательская работа.
Создание рабочих материалов, составление плана сочинения, беседа, редактирование Выразительное чтение, сообщения учащихся и учителя, групповая исследовательская работа с текстом., прослушивание музыкальных произведений, лексическая работа.
Конструирование диалога, создание характеристик герое, анализ выразительных средств,
Н.В. Гоголь 35
36
37 Н.В.Гоголь
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.
«Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1
1
1 26.11
29.11
01.12
владение литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.
Личностные:
формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; искусство как самое сильное средство борьбы со злом;
Регулятивные:работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные:излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа
Работа с текстом, пересказ, иллюстрирование, работа с таблицей
Составление рассказа о герое, беседа, сообщения Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, таблица: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; терминологическая работа : фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
И. С. Тургенев 38
39
40
41
42
43
44
45 Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново
Рассказ «Муму». Образ Герасима
Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян
Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление»
Анализ сочинений
Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык
Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача». 1
1
1
1
1
1
1
1
03.12
06.12
08.12
10.12
13.12
15.12
17.12
20.12
умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение литературоведческим термином «прототип»; приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры; владение литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды. грамотно строить письменную монологическую речь.
владение литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; Личностные:
совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Сообщения, заочная экскурсия, беседа
Пересказ,беседа,
работа с иллюстрациями.
Сравнительная характеристика героев, беседа, работа с иллюстрациями
Сообщения, выразит.чтение, лексическая работа, пересказ
Работа с планом, анализ эпизода, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование
Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста Рассказ учителя., заочная экскурсия в Спасское – Лутовиново, составлении вопросов,индивидуальная работа , обучение выразительному чтению
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Художественный пересказ понравившегося эпизода.
Создание плана сочинения, формулирование тезиса, подбор доказательств, оформление вывода.
(Конструирование вступления и вывода сочинения).Написание сочинения
Н.А.Некрасов 46
47
48
49
50 Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.
Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».
Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.
Фольклорная основа стихотворения «Тройка».
Р/р. Анализ письменных работ.
1
1
1
1
1
22.12
24.12
27.12
12.01
14.01 умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
умение понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владение литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; умение вести диалог.
Личностные:
- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; нелегкая крестьянская доля; богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде;
Регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные:извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Сообщения, заочная экскурсия, беседа, заполнение таблицы
Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста, работа с репродукциями картин
Анализ фрагмента стихотворения.
Составление плана, чтение наизусть, исследовательская работа Выразительное чтение; рассказ о герое; словарная работа; работа с определением «поэма».
Составление алгоритма определения темы и идеи поэтич. произведения. Анализировать способы развития темы, отношение автора к героям,;написание словарной статьи «Строфа»
Л. Н. Толстой 51
52
53
54
55 Сведения о писателе.
Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».
«Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»
Анализ сочинений
1
1
1
1
1 17.01
19.01
21.01
24.01
26.01 умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
владение литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней.
умение грамотно строить письменную монологическую речь Личностные:
- формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни;
Регулятивные:работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные:излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога Сообщения, заполнение таблицы, беседа, работа с репродукциями
Чтение по ролям, пересказ, словесное рисование, исследовательская работа
Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями
Работа с планом, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование Рассказ с использованием ключевых слов, заочная экскурсия в Ясную Поляну
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный).
Словарно-лексическая работа.
Создание сочинения – размышления, составление плана, определение главного тезиса сочинения, подбор доказательств. Формулирование вывода.
А.П. Чехов 56
57
58
59
60 Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.
Рассказ «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций.. Работа над проектом.
Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.
Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.
Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). 1
1
1
1
1 28.01
31.01
02.02
04.02
07.02 умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения;. умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание;
осмысление роли детали в создании художественного образа; написание классных творческих работ.
умение вести диалог; понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании образов. Личностные: формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство свободы и человеческого достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи, пресмыкательству
Регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Познавательные:извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Сообщения, выраз.чтение, работа с о статьей учебника
выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом
Пересказ, работа с терминами, выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом
Составление устного рассказа, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения
Защита и анализ проекта Рассказ с использованием ключевых слов, выразительное чтение; сформулировать свое отношение к высказанным Чеховым мыслям о художественном слове.
Исследовательская работа по тексту, лексическая работа, составление таблицы «Приемы создания юмористических рассказов», сбор материала к написанию юмористического рассказа
Из литературы XX века (37 ч. + 5 ч. р/р.)
И.А.Бунин 61
62
63
Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.
Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.
Рассказ «В деревне. Выразительные средства создания образов. 1
1
1 09.02
11.02
14.02 умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины;
умение давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качествх личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе
Регулятивные:понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Познавательные:извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Сообщения, заочная экскурсия, беседа, работа с иллюстрациями
Выраз.чтение, сообщения, беседа, лексическая работа
Составление плана, исследовательская работа, беседа, работа с репродукциями Сообщение учителя и учащихся, работа с презентацией, решение проблемной ситуации посредством изучения биографии писателя
Пересказ близко к тексту описания дороги по пути к деревне.
Письменный ответ на вопрос
Л.Н.Андреев 64
65
66 Краткие сведения о писателе.
Рассказ «Петька на даче». Мир города в рассказе.
Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. 1
1
1 16.02
18.02
21.02 умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение вести диалог; формирование эстетического вкуса; умение
характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма;
Регулятивные:понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Познавательные:извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Сообщения, заочная экскурсия, беседа, ответ на вопрос
Лексическая работа, сообщения, беседа, исследовательская работа
Выраз.чтение, сообщения, беседа, исследовательская работа Лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа, иллюстрации к тесту.
Сравнительная характеристика состояния героя, выразительное чтение, разные виды пересказов, составление вопросов по текст.
А.И. Куприн 67
68
69 Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.
Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа
Р/р. Обучение анализу эпизода. 1
1
1 25.02
28.02
02.03 умение пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владение литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет».
умение создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности;
Регулятивные:понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Познавательные:извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Выраз.чтение, сообщения, беседа, ответ на вопрос письменно
Анализ рассказа .лексическая работа, иллюстрирование, беседа
Отзыв об эпизоде Комментированное чтение отдельных эпизодов. Подробный и выборочный пересказ фрагментов. Чтение по ролям отрывков рассказа. Аналитическое чтение афоризмов И. Шевелева, Сенеки, И. Гете к теме урока.
творческая работа: развернутый ответ на вопрос.
70
71
72
73
А.А. Блок Детские впечатления. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.
Стихотворения «Летний вечер». «Полный месяц встал над лугом…»: образная система.
С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове
Единство человека и природы в стихотворениях поэта.
1
1
1
1 04.03
07.03
11.03
14.03 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство». Личностные:
- формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость – черты характера поэта;
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Коммуникативные:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
сообщения, беседа, работа с учебником
Выраз.чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование
сообщения, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос
Выразит.чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование Сообщение учителя и учащихся, презентация, составление таблицы, краткий пересказ статьи учебника. Рассказ о детстве поэта (опережающее задание)
Выразительное чтение наизусть. Анализ стихов. Обучение анализу лирического произведения, работа с иллюстрациями. Исследовательская работа с текстом.
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.
Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Злое и доброе начало в окружающем мире. Образ Никиты
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.
П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе .
«Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.
Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
Рассказ «Три охотника». Тема, система образов
В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.
Родная природа в произведениях писателей XX века.
В. И. Белов. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Весенняя ночь».
В.Г. Распутин. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Век живи – век люби». 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 16.03
18.03
21.03
30.03
01.04
04.04
06.04
08.04
11.04
13.04
15.04
18.04
20.04
22.04
умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы.
формирование умения
давать характеристику герою; умения пересказывать от другого лица. формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм»
понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
владение литературоведческим термином «художественная идея»;; создавать устные монологические высказывания.
умение различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа;
формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения.
умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «лирическая проза». Личностные:
совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Личностные:
- формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость – черты характера поэта;
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Коммуникативные:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Составление плана, Выраз.чтение, сообщения, беседа, исследовательская работа
Сообщения, работа с таблицей, беседа
Составление плана, лексическая работа, выраз.чтение, рассказ о событиях от лица участника
Литературоведческий, лингвистический анализ сказа.
Сообщения, беседа
Сообщения, составление комментариев к книжной выставке, иллюстрирование, пересказ
Составление плана статьи, рассказ о писателе, сообщения, чтение по ролям, беседа
Сообщения, работа с иллюстрациями, характеристика герояе, составление рассказа по личным впечатлениям
Сообщения, заполнение таблицы, беседа, пересказ, исследовательская работа
Исследовательская работа, создание письменного высказывания в жанре лир.прозы, составление сборника «Красота земли» Исследовательская работа с текстом, выборочное чтение, составление характеристики героя, словесное рисование. Составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Сообщение учителя и учащихся, презентация, составление таблицы, краткий пересказ статьи учебника.
Сопоставление сказа и сказки, жанр сказа, герой повествования, афоризмы; пересказ от другого лица.
Чтение в лицах, наблюдение за речью; сопоставление и анализ поступков героев рассказов.
Исследовательская работа поэтического и прозаического текстов. Приемы создания лирич. Образов
Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, индивидуальные задания; создание высказывания в жанре лирической прозы.
Из зарубежной литературы (14ч.+ 1 ч.р/р)
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Д.Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Характеристика персонажей.
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.
Заочная экскурсия на родину сказочника.
Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота
Библейские и мифологические мотивы в сказке»Снежная королева»
Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.
М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.
Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.
Развитие речи. Создание портретной характеристики героя по плану
Краткие сведения о Дж.Лондоне
.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».
Итоговый контроль «Путешествие в Мир Книги»
А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».
.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.04
27.01
29.04
02.05
06.05
11.05
13.05
16.05
18.05
20.05
23.05
25.05
27.05
30.05
понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов;
владение литературоведческим термином «приключенческий роман»; умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.
понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; владение литературоведческим термином «волшебная сказка»;
умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы.
понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней; владение литературоведческими терминами «юмор», «ирония», «сатира».
умение давать характеристику герою, определять тему произведения; владение литературоведческим термином «рассказ»;
умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
выявление в произведении заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение вести диалог. Личностные:
- формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание; умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценки; формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; творчество как урок человечности, доброты, любви к людям; формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление унылой «добродетели» высокому живому понятию «человечности»; ежедневные побуждения неиспорченного и неразвращенного человеческого сердца - источника гуманных чувств;
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать кри понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
терии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Личностные:
- формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость – черты характера поэта;
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
Сообщения, пересказ, иллюстрирование
Хаар-ка персонажа, комментарии к книжной выставке
Сообщение, беседа, викторина
Пересказ, составление вопросов, иллюстрирование, беседа.
Выраз.чтение, беседа. Работа с иллюстрациями
Чтение по ролям, письменный отзыв о герое, инсценирование
Работа с учебником, цитатный план, беседа
Сообщения, составление комментариев к репродукциям
Тестовая работа
Сообщения, составление цитатного плана, пересказ, ответ на вопрос
Сообщения, заочная экскурсия
Пересказ, беседа, иллюстрирование Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, индивидуальные задания; создание высказывания в жанре лирической прозы.выполнению домашнего задания (письменный отзыв о герое Притча, приключенческий роман, роман воспитания,; различные виды пересказа
Волшебная сказка, авторский замысел и способы его характеристики. Художественный пересказ, сообщение о жизни и творчестве автора, творческие задания Различные виды пересказов.
Сжатый пересказ по заранее составленному плану.
Размышление о финале сказки.
Сравнительный анализ эпизода сказки и мифа о Нарциссе.
Различные виды чтения. Выборочный и сжатый пересказ. Словарно-лексическая работа.
Художественный пересказ понравившегося отрывка.
Обучение составлению плана VI главы. Составление словесного Портрета Гека и Тома
Юмор, приключения, различные виды чтения и пересказ.
Составление плана, выбор эпизодов. Оформление работы.
Различные виды пересказа, создание устных высказывании, сообщение о писателе, творческие задания по тексту: иллюстрации, составление кроссвордов, защита творческих проектов.
Различные виды пересказа, создание устных высказывании, сообщение о писателе, творческие задания по тексту
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания Заместитель директора
Методического совета по УВР
МБУ ЗСОШ №2 ____________ Текучева Е.Д.
Протокол №1 от 27.08 2014г. 27 августа 2014 год
________ Юдина Л.И.