Методическая разработка НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область Безопасность для детей (3 — 4 лет) второй младшей группы
Методическая разработка
НОД «Ознакомление с окружающим миром»
Образовательная область «Безопасность»
для детей (3 – 4 лет) второй младшей группы
общеразвивающей направленности
Матвеева Татьяна Евгеньевна,
воспитатель группы общеразвивающей направленности
МБДОУ № 12 «Ладушка» г. Тихорецка Краснодарского края
Пояснительная записка
Во второй младшей группе ОБЖ рассматривается в рамках НОД «Ознакомление с окружающим миром». Периодичность проведения занятий по ОБЖ – одно в месяц (9 в год). Таким образом, образовательная область «Безопасность» включает в себя 9 тем:
Безопасность в нашей группе;
В мире опасных предметов;
Знакомство с улицей города;
Кошкин дом;
Электроприборы;
Один дома;
Гигиена всем полезна;
Путешествие на кораблике;
Обучение правилам поведения на воде.
Содержание образовательной области «Безопасность» в ДОУ направлено на достижение целей:
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Конспект № 1
Безопасность в нашей группе
Программные задачи:
- Познакомить детей с групповой комнатой.
- Учить детей ориентироваться в групповом пространстве.
- Развивать чувство любви и гордости за свою группу.
- Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам.
- Развивать чувство безопасности и самосохранения.
Материалы: мяч, карандаш, карточки – схемы последовательности при одевании и умывании, карточки с правилами поведения в группе, карточки с «опасными» стеклянными и деревянными предметами.
Ход:
1.Знакомство.
Дети садятся на ковре в круг. Воспитатель называет себя и говорит, что сейчас все детки назовут себя и так все познакомятся. Воспитатель катит по полу каждому ребенку мяч и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок называет себя и катит мяч обратно.
Вот мы и узнали друг друга по имени.
2.Знакомство с раздевалкой.
- А теперь нужно познакомиться с нашей группой. Давайте все вместе осмотрим нашу новую группу. Начнем с раздевалки.
- Где у нас раздевалка? (Все вместе идут в раздевалку).
- Посмотрите, как здесь много домиков. А что в этих домиках живет? (Наша одежда).
Игра «Найди домик для своей одежды».
Игра «Расскажи, как ты узнал, что это домик для твоей одежды».
(Дети рассказывают, как они запомнили шкафчик по своему значку и еще по каким-то отличительным признакам).
- Ребята, чтобы вы никогда не забывали, где какая вещь любит жить и в какой последовательности одеваться и раздеваться, мы будем подглядывать в эту схему.
(Воспитатель предлагает детям алгоритм, с которым дети познакомятся ближе при подготовке к прогулке).
3.Знакомство с умывальной комнатой.
- Есть у нас в группе комната, где дети из грязнуль превращаются в чистюль.
- Что же это за комната? (Умывальная).
(Дети все вместе с воспитателем идут в умывальную комнату).
- И здесь есть домики, только не для одежды, а для чего? (Для полотенца, для расчески).
- Найдите каждый домик для своего полотенца и своей расчески. (дети находят).
- Ребята, а как вы можете догадаться, чистый ты или грязный? Аккуратный или неряшливый? (Посмотреть в зеркало и увидеть).
- Посмотрите на себя в зеркало, и если кому-то что-то не понравится в себе, исправьте, приведите себя в порядок.
- Посмотрите, у всех чистые руки?
Когда руки будут грязные, мы будем учиться мыть их правильно, а помогут нам вот эти схемы. (Воспитатель обращает внимание на алгоритм, с которым ближе познакомятся перед вторым завтраком или после прогулки).
4.Знакомство с игровой комнатой.
- Но самая любимая комната у всех детей - это групповая.
- Почему групповую любят все ребята? (Здесь мы играем, обедаем, спим, читаем сказки, занимаемся и т. д.).
- Ребята, посмотрите вокруг, какого цвета наша группа? (Дети называют все цвета, которые увидят).
- Какого размера наша группа? (Большая).
- Где пол? (внизу). Потопайте по полу ножками.
- Где потолок? (вверху). Достаньте ручками потолок, потянитесь выше.
Вот какая высокая у нас группа.
- А почему свет не горит, а в группе светло? (Потому что в группе есть окна, а стекла пропускают свет).
- Давайте назовем все слова, какая наша группа? (Большая, красивая, высокая, просторная, светлая, уютная, удобная).
5. Физминутка.
Потолок наверху, (потянулись руками вверх)
пол он низко, пол внизу, (потопали ногами)
Наша группа широка (руки в стороны)
Всем нам нравится она.(хлопки в ладоши)
6.Безопасность в группе.
- Вам понравилась наша группа? Я очень рада, что вам она нравится. Ребята, но если быть неосторожным, то здесь с кем-то из вас может случиться беда. Давайте вместе с вами подумаем, какая же беда может случиться?
- В нашей группе много окон. Они сделаны из стекла, а стекло очень хрупкий материал. Если попасть в него мячом или кубиком, оно разобьется. С ним нужно быть осторожным.
- Ребята, а в нашей группе еще есть предметы из стекла? (лампочки, ваза, очки у ребенка и воспитателя, посуда и т. д.)
- Все стеклянные предметы таят в себе опасность для здоровья человека! Они бьются и стеклом можно поранить свое тело. Запомните это, ребята, и будьте со стеклом всегда осторожны.
- Ребята, как вы думаете, а деревянные предметы могут быть опасными?
- Какие деревянные предметы есть в нашей группе? (Стол, стул, дверь, рама, шкаф и т. д.).
- Деревянные предметы не бьются, они твердые. (Дети с воспитателем ощупывают руками деревянные предметы). Из-за того, что они очень твердые, эти предметы могут быть очень опасными для человека.
- Представьте себе, что кто-то из вас очень быстро побежал, а на пути его стоит твердый деревянный стол. Что может случиться? (Ребенок ударится, набьет шишку, сломает руку или ногу, поранится до крови.)
- А двери могут быть опасными вот в какой ситуации. Воспитатель проводит опыт: подкладывает карандаш в то место, где крепятся петли и резко закрывает дверь - карандаш ломается.
- Ребята, никогда не беритесь рукой за это место на двери, потому что это очень опасно. Что может произойти?
- А теперь покажите мне, где еще у нас в группе опасные двери? (Дети показывают двери в раздевалке, умывальной, в шкафах и т. д.) Воспитатель вместе с детьми прикрепляет прикрепляет карточку «рука» на каждую дверь.
- Еще одна опасность подстерегает детей на высоте. Подумайте, что может случиться с ребенком? А как может случиться, что вы окажетесь на высоте? (Если залезть на стол, на стул, на шкаф.) Следует ли залезать на эти предметы?
7.Игра "Найди опасные предметы"
- Выбери на столе картинки с предметами из стекла - стеклянные. Прикрепи на доску справа. На доске картинка с разбитой чашкой. Дети по очереди выбирают и прикрепляют на доску карточки с изображением стеклянных предметов.
- Выбери и прикрепи на доску предметы из дерева – деревянные, с которыми надо быть осторожными. Дети выбирают и прикрепляют на доску карточки с деревянными предметами. На доске картинка с изображением дерева.
8.Итог. Правила поведения в группе
Ребята, как много опасных ситуаций подстерегают детей, которые не знают правила безопасности. Давайте вспомним, как же надо себя вести в группе, чтобы не произошел несчастный случай.
- по группе ходим, а не бегаем – прикрепить карточку
- не залезаем на высокие предметы – карточка
- аккуратно обращаемся с опасными предметами. – Какие это предметы? - карточка
- не кричим. – Почему? (будет болеть голова, уши, горло) – карточка
Конспект № 2
В мире опасных предметов
Программные задачи:
- Формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных предметах, встречающихся в жизни.
- Дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму.
- Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения.
Материалы: корзина с игрушками, «опасные предметы» - иголка, ножницы, таблетки, молоток, пассатижи, плакат с изображением опасных предметов, фломастер красного цвета, игровой персонаж – Хрюша. Ход:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, пока мы с вами ходили в спортзал, к нам кто-то приходил в гости и поиграл нашими игрушками, и почему-то от нас спрятался. Давайте мы его поищем (дети находят Хрюшу).
Хрюша: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости. У вас здесь так много разных игрушек. Пока вас не было, я немного поиграл.
Воспитатель: А все ли ты игрушки убрал на место? Давайте, ребята, проверим.
(дети проверяют в группе порядок и садятся на стульчики)
Воспитатель: Давайте проверим порядок в этом ящике. Ай-ай-ай, кажется, я укололась? Ой, как мне больно! Чем это я укололась?
Дети: иголкой, ножницами.
Воспитатель: А кто их сюда положил?
Хрюша: Это я их сюда спрятал. Я хотел пришить пуговицу кукле, но у меня ничего не получилось.
Воспитатель: Ребята, а почему у Хрюши ничего не получилось?
Дети: Потому, что он не умеет шить.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая тоненькая и острая иголочка, какие большие и острые ножницы. Нужно сначала научиться ими пользоваться. Если у вас, ребята, что нибудь порвется, кому вы обращаетесь за помощью?
Дети: К маме, папе, бабушке.
Воспитатель: Правильно, ребята, только взрослые умеют шить иголкой и пользоваться ножницами. А ты, Хрюша, запомни, что есть такие предметы, которые могут нанести вред вашему организму. Эти предметы называются - опасные. Ребята, какие опасные предметы мы нашли в корзинке с игрушками?
Дети: Иголку и ножницы.
Воспитатель: Давайте, ребята, проверим, а все ли в порядке в этой корзинке. Кто хочет проверить? (выходят 2-3 ребенка и находят таблетки). А для чего нам нужны лекарства?
Дети: Чтобы лечиться.
Воспитатель: А разве у нас кто-то заболел?
Дети: Нет, мы не болеем.
Хрюша: Это я их взял. Я играл мячиками, и у меня заболела спина. Я бы выпил таблетку и у меня бы все прошло.
Воспитатель: А разве ты знаешь, какую таблетку нужно выпить, чтобы вылечить спину.
Хрюша: Нет, не знаю.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете какую надо выпить таблетку?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если вы заболели, к кому обращаетесь за помощью?
Дети: К маме, папе, бабушке, врачу.
Воспитатель: Правильно, только взрослый знает, какое нужно выпить лекарство. Ой, ребята, а если бы Хрюша выпил бы эти таблетки, что бы с ним случилось?
Дети: У него бы заболел живот, он бы отравился
Воспитатель: Ты слышишь, Хрюша, что тебе дети говорят. Запомни, пожалуйста, правило: Никогда не бери лекарство и не пытайся сам себя лечить. Это очень опасно! А чтобы у тебя не болела спина, нужно каждое утро делать зарядку. Давайте, ребята, покажем Хрюше, как мы делаем зарядку.
Физкультминутка
Заходили, заходили
Ежики, ежики.
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте
Зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе
Девочки и мальчики.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим: все ли в порядке в последней корзинке. (Мальчики находят сломанную машинку).
Воспитатель: А кто же сломал машинку? Это вы мальчики?
Дети: Нет.
Хрюша: Это я ее сломал. Потом хотел отремонтировать, взял инструменты, а у меня ничего не получилось.
Воспитатель: А чем ты ее ремонтировал?
Хрюша: Вот этими инструментами. (Достает тяжелый молоток и пассатижи).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие тяжелые инструменты взял Хрюша. (3-4 детей пробуют их взять в руки). Кто может работать с такими инструментами, ребята?
Дети: Только папа или дедушка.
Воспитатель: А можно сказать, что это опасные предметы?
Дети: Да
Воспитатель: Что может случиться, если вы возьмете тяжелый молоток?
Дети: Он может упасть на ногу и сломать палец, а пассатижи могут прижать его. Будет очень больно.
Воспитатель: Теперь ты понял, Хрюша, почему у тебя ничего не получилось. Эти инструменты очень тяжелые и опасные.
Хрюша: Ребята, я все понял, теперь я не буду брать в руки опасные предметы. А давайте немного поиграем.
Игра «Путешествие»
(Дети произносят слова и одновременно выполняют движения)
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Т-р-р! Стоп! Поворот! На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не идет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит. У-у-у.
Покачаемся слегка, ведь над нами облака.
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Давайте, ребята, еще раз напомним Хрюше, какие опасные предметы мы с вами нашли. (Выставляет плакат с изображением опасных предметов)
- Теперь мы их зачеркнем красным фломастером, чтобы Хрюша лучше запомнил правила (Дети выходят по очереди и зачеркивают опасные предметы) . Воспитатель: Давайте погрозим пальчиком Хрюше и скажем: «Нельзя брать иголки, ножницы, лекарство и тяжелые инструменты. Это очень опасные предметы».
Конспект № 3
Знакомство с улицей города
Программные задачи:
- учить детей правилам поведения на улице.
- Познакомить с названием частей улицы, их особенностями.
- Развивать представление детей о правилах дорожного движения.
- Воспитывать привычку самосохранения.
Материалы: картинки улицы, дороги, фотографии улиц города, карточки с сигналами светофора.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит.
(Улица)
(Если дети затрудняются загадать вторую загадку)
- Где это бывает:
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(На улице)
Воспитатель показывает картинку улицы.
Воспитатель: Мы с вами живем в большом и красивом городе. Как он называется? (ответы детей). В Тихорецке много красивых улиц, вы знаете какие-нибудь названия? (ответы детей). Сегодня мы с вами будем путешествовать по улицам Тихорецка и узнаем много нового и интересного.
Воспитатель показывает картинки улиц Тихорецка.
Воспитатель: Улицу можно разделить на две части: одна, по которой едут машины, автобусы, троллейбусы. Ребята, вы знаете, как она называется? (дорога). Правильно, дорога или проезжая часть. Другая - та, по которой идут люди – тротуар.
Воспитатель показывает картинку дороги.
Воспитатель: Все люди, которые идут по улице называются – пешеходами.
Воспитатель показывает картинку.
Послушайте стихотворение:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: Мы с вами каждый день приходим в детский сад и возвращаемся домой, мы идем по улице, а значит мы - … (пешеходы).
Подвижная игра «Светофор»
Детям показываются карточки с сигналами светофора. На зеленый дети осуществляют движение по группе, на красный – стоят.
- Для пешеходов на улицах города существуют определенные правила, которые каждый из вас должен знать и выполнять.
- Пешеход должен идти (по тротуару), если это ребенок, он должен (держать взрослого за руку).
- Играть рядом с проезжей частью – опасно! Для игр и прогулок существуют специально отведенные места, как вы думаете какие? (ответы детей)
- Переходить через проезжую часть нужно только там, (где есть светофор) или (пешеходный переход).
- Ребята, переходы бывают разные и вы их наверняка уже видели, давайте вспомним, как они называются («зебра» - наземный пешеходный переход, подземный, надземный)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня мы с вами совершили первое большое путешествие по улицам нашего города и усвоили некоторые правила поведения на них.
Конспект № 4
Кошкин дом
Программные задачи:
- Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
- Рассказать, как надо действовать в различных ситуациях.
- Развивать речь, память, мышление.
- Учить детей отвечать на вопросы.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о правилах пожарной безопасности, заучивание потешки «Тили - бом», чтение отрывка из стихотворения «Пожар».
Словарная работа: Спички, мольберт, терем, окошки резные, ставни расписные.
Оборудование: Мольберт, плакат по пожарной безопасности, иллюстрации из серии «Уроки безопасности», макет «Спички детям – не игрушка!», конструктор.
Персонажи: Кошечка.
Ход:
Дети сидят полукругом на стульчиках. На мольберте плакат по пожарной безопасности. На столе – макет «Спички детям – не игрушка!». Воспитатель читает детям потешку «Тили - бом», рассматривают иллюстрации.
Воспитатель:
Тили - бом, тили - бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром.
Заливать кошкин дом.
А лошадка с фонарем.
Серый заюшка, с листом,
Раз, раз, раз, раз,
И огонь погас!
Воспитатель:
- Ребята, почему загорелся Кошкин дом? (Ответы детей.)
- Почему надо обращаться со спичками очень, очень осторожно? (Ответы детей)
Помните! Пользоваться спичками должны только взрослые! При шалости со спичками может случиться пожар. А это очень опасно для жизни!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости обещала прийти Кошечка. Да вот же, она идет.
Кошечка: «Мяу - Мяу!» Здравствуйте, ребята! Я Кошечка не простая! Я пришла к вам из сказки. Я вам сейчас расскажу, что со мной случилось. А случилась у меня страшная беда. Ай - ай - ай!
Спички, детки не игрушки,
Очень уж опасны.
Помнить правило должны,
Взрослые и дети,
Что огонь таит в себе
Опасность на всем свете.
Воспитатель: Кошечка, а мы с ребятами сейчас говорили, что очень опасно играть с огнем и брать спички без спроса.
Кошечка: Ребята, я вам принесла интересные картинки, называются они «Уроки безопасности». Давайте мы с вами их рассмотрим, и будем поступать правильно. (Дети рассматривают иллюстрации из серии «Уроки безопасности».)
Воспитатель: Кошечка, поиграй, пожалуйста, с ребятами!
(Поводится игра «Бегите ко мне».)
Кошечка: Вижу, вы меня, ребята, слушаете. Молодцы! А знаете ли вы, какая приезжает машина, если начинается пожар? Давайте послушаем стихотворение.
Спешит машина красная
Не выключая фар,
На службу, на опасную
Спешит тушить пожар.
Воспитатель: Ребята, запомните, пожарная машина красного цвета. Вот она, посмотрите. И номер у нее свой есть 01. Этот номер должны знать все и взрослые и дети. Запомните его, пожалуйста!!!
Кошечка: Ребята, я все поняла. Я теперь буду очень аккуратно обращаться с огнем.
Воспитатель: Кошечка, а почему ты такая грустная?
Кошечка: Мне грустно, потому что мой дом сгорел, и мне негде даже переночевать.
Воспитатель: Не грусти, Кошечка, мы с ребятами тебе сейчас построим новый дом, лучше прежнего.
Тили - бом, тили - бом.
Мы построим новый дом,
С окошками резными,
Ставнями расписными.
Кошка будет всех встречать
О правилах безопасности
Предупреждать!
(Дети строят из крупного конструктора дом для Кошечки. Им помогает воспитатель и Кошечка)Кошечка:
- Строили мы, строили, и наконец, построили! Да этот дом лучше прежнего! Здесь и окошки резные и ставни расписные! Ну, просто чудо из чудес! Мне приятно будет жить в этом тереме. Я приглашу на новоселье всех своих знакомых зверюшек. Но я всех должна предупредить, что спички - это не игрушки. И с электроприборами надо обращаться очень аккуратно, чтобы сберечь свое здоровье. Ребята, мне пора идти. Пойду приглашать друзей к себе в гости. До свидания! (Дети прощаются.)
Анализ. Итог.
Воспитатель:
- Ребята, кто к нам приходил в гости?
- Что случилось у Кошечки?
Правильно, спичками могут пользоваться только взрослые! Надо оберегать свое здоровье!
Каждый ребенок должен знать:
Нельзя со спичками играть!
Ведь может загореться дом,
И все сгорит, что было в нем!
Конспект № 5
Электроприборы
Программные задачи:
- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.
- Воспитывать аккуратное обращение с электроприборами.
- Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
- Рассказать, как надо действовать в различных ситуациях.
- Развивать речь, память, мышление.
- Учить детей отвечать на вопросы.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о правилах пожарной безопасности.
Словарная работа: Электроприборы, утюг, пылесос, электросамовар, электроплитка, электрическая лампа, электромиксер, магнитофон, телевизор, электрошнур, розетка, вилка.Оборудование: Мольберт, плакат по пожарной безопасности, электрические приборы, картинки на тему «Электроприборы», карточка 01
Ход:
Дети сидят полукругом на стульчиках. На мольберте плакат по пожарной безопасности.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе находится электроприборов. Какие электроприборы вы знаете? Назовите их.
Дети: Утюг, чайник, кипятильник, фен, миксер, зажигалка и т.д.
Воспитатель: Для чего они необходимы?
Дети: Чтобы греть воду, гладить белье, сушить волосы и т.д.
Воспитатель: Эти приборы называются электрическими. Они в доме очень нужны. Утром папа бреется электробритвой, мама мелет кофе в кофемолке, сестра завивает локоны электрощипцами. Бабушка убирает в квартире с помощью пылесоса, а белье стирает в стиральной машине. Яйца для пирога взбивают миксером. Если нужно погладить юбку, брюки или платье, мы пользуемся утюгом. Вот какие полезные электроприборы! Ребята, как вы думаете, с помощью чего работают электроприборы?
Дети: С помощью тока.
Воспитатель: Правильно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку.
Подвижная игра «Чайник»
Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.Я вам напоказ выставляю живот.Животик надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:Топают обеими ногами.
«Эй, люди, я с вами почайпить хочу».Делают призывные движения
правой рукой.
Американская народная песенка
Воспитатель: Но электроприборы и очень опасны. Эти приборы могут вызвать пожар, при неправильном их использовании. Чем же они могут быть опасны? (ответы детей). Дети, запомните ряд важных правил с использованием электроприборов.
- Почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок, немедленно что нужно сделать?
Дети: Сказать взрослым!
- Никогда не трогайте провода и включенные электроприборы мокрыми руками.
- Не пользуйтесь водой вблизи электроприборов (не поливайте цветы в кашпо, висящим над телевизором).- Не пользуйтесь самостоятельно розеткой, просите кого?
Дети: Взрослых включить или выключить электроприбор.
- Не дотрагивайтесь до включенных электроприборов металлическими предметами (отвертками, ножницами, шпильками и т.д.).
Воспитатель: Дети, а что еще может стать причиной пожара? (ответы детей). Причиной пожара может стать наша забывчивость (забыли выключить утюг), невнимательность. Уходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить повсюду свет.
Воспитатель: Ребята, а если уже случился пожар? Что делать?
Дети: Тушить.
Воспитатель: Сначала нужно сообщить взрослым. Если нет взрослых, позвонить пожарным и сообщить о пожаре.
Воспитатель показывает карточку с номером Службы спасения 01
Если вьется пламя,
Дым стоит столбом,
«Ноль – один» мы наберем,
И пожарных позовем!
Воспитатель: Дети, отгадайте загадки!
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)
Плывет пароход
То взад, то вперед. (Утюг)
Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос)
На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок –
Развеселый огонек. (Настольная лампа)
Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Электроплита)
Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий,
Если только захочу,
Кипяточку вскипячу. (Самовар)
Анализ. Итог.
Воспитатель:
- Какие электроприборы вы знаете?
- Как надо обращаться с электроприборами?
Правильно, с электрическими приборами надо обращаться очень аккуратно. Надо выучить правила обращения с ними. Надо оберегать свое здоровье!
Конспект № 6
Один дома
Программные задачи:
- Научить детей определять незнакомых людей, как вести себя, если кто-то звонит в дверь или по телефону; помочь детям запомнить номер полиции.
- Развивать у детей навыки безопасного поведения дома (если ребёнок остался один дома), восприятие, мышление, внимание, память, речь.
- Воспитывать у детей чувство самозащиты.
Предварительная работа: чтение книги О.М. Журавлёвой, Г.П. Шалаевой «Новые правила поведения для воспитанных детей»; заучивание стихотворений.
Словарная работа: полицейский, незнакомец.
Материал: фуражка полицейского, игрушка поросёнок, телефон, карточки с цифрами 0 и 2.
Ход:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в гостях у полицейского.
Полицейский (переодетый взрослый или выбрать для этой роли ребёнка). Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас научу, как определять незнакомого человека и стоит ли с ним разговаривать по телефону, или открывать ему дверь, если кто-то из вас остался один дома.
Я видел, что у вас в группе есть альбом с фотографиями ваших друзей, родных и близких. Вы их знаете в лицо, кого как зовут. Но в жизни можно встретить много разных людей, незнакомых вам.
Внимание! (говорит полицейский) Незнакомец – это тот, кого мы не знаем! При встрече с незнакомцами вы, ребята, должны прежде всего быть осторожны.
Если в дверь звонит звонок –Посмотри сперва в глазок, Кто пришёл к тебе, узнай,Но чужим не открывай!Если нет глазка, тогда«Кто там?» Спрашивай всегда,А не станут отвечать – Дверь не вздумай открывать!Если в дверь начнут ломиться –То звони скорей в полицию.
Воспитатель. Ребята, кто из вас знает номер полиции? (Выслушивает ответы). Правильно, номер полиции 02. Возьмите, пожалуйста, карточки с цифрами и составьте номер. (Воспитатель проверяет задание, хвалит детей).
Полицейский. А ещё незнакомцы могут звонить по телефону к вам домой.
Если телефон звонит,Кто-то в трубку говорит:- Как тебя зовут, малыш?Дома с кем сейчас сидишь?И куда же я попал?Номер я, какой набрал? –Ничего не отвечай, Срочно маму подзывай!Если взрослых дома нет,Не веди ни с кем бесед,- До свидания! – скажи,Быстро трубку положи.
Воспитатель. Вы, ребята, внимательно слушали полицейского. Мы уверены, что вы не подойдёте к двери, если родителей нет дома, и не будете разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, т.к. это гарантия вашей безопасности в жизни.
(Дети благодарят полицейского за интересный рассказ и прощаются с ним).
Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Дети имитируют движение машины).
Ребёнок читает стихотворение:
В красивой машинеВесело нам.Всех сосчитаем по именам:Настя и МашаВова и Витя,Юра и Коля,Вадик и Аня,Алёша, Андрюша и Поросёнок по имени Хрюша.
(Приехали, дети садятся на стульчики).
Воспитатель. Ребята, кто-то к нам стучится! (Стук в дверь). Что же делать? Вы помните, что говорил нам полицейский? (Ответы детей, воспитатель обобщает).
Воспитатель (изображает телефонный звонок). А теперь звонит кто-то! Я не знаю этот голос, слышу его в первый раз. Как же быть? (Ответы детей, воспитатель обобщает).
Хрюша. Я обязательно расскажу своим друзьям, как нужно вести себя в таких ситуациях.
Воспитатель. Теперь, ребята, я знаю, что вы не будете открывать чужим дверь и отвечать на телефонные звонки незнакомцам.
Конспект № 7
Гигиена всем полезна
Программные задачи:
- Побуждать к ведению здорового образа жизни.
- Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
- Вызывать речевую активность детей, закреплять представления о функциональном назначении предметов, называя их, используя слова в разных грамматических формах.
- Поддержать и поощрять инициативу детей.
- Учить детей, слушая знакомую потешку, активно помогать воспитателю, читать ее.
Предварительная работа:
- Заучивание потешек.
- Дидактическая игра «Умывайся правильно»
- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
- Подвижная игра «Пузырь»
Ход:
(Дети сидят на стульчиках расставленных полукругом. На столе у воспитателя емкость с водой, накрытая салфеткой)Воспитатель: Ой, ребята, я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что у меня может находиться на столе?
Дети: Конфеты
Воспитатель: Нет, ребята, давайте я вам немного помогу. Послушайте:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук.
Дети: Вода
Воспитатель: Молодцы, конечно же это загадка про воду (воспитатель открывает салфетку). Послушайте ребята стихотворение:
Обижается водица –
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.
Воспитатель: Ребята, про что стихотворение?
Дети: Про воду
Воспитатель: Молодцы. Скажите для чего нужна вода?
Дети: Чтобы чай попить, суп сварить.
Воспитатель: Скажите, а чтобы одежда стала чистой. Что мы можем сделать?
Дети: Постирать одежду.
Воспитатель: Если посуда грязная, что нужно сделать?
Дети: Помыть посуду.
Воспитатель: Ребята, а кому еще нужна вода?
Дети: Животным
Воспитатель: Зачем нужна вода животным?
Дети: Пить, умываться.
Воспитатель: Правильно
Рано утром на рассвете
Умываются мышата
И котята, и утята,
И жучки и паучки.
Воспитатель: Ребята, скажите кому еще нужна вода?
Дети: Цветам.
Воспитатель: А как называются цветы которые растут дома?
Дети: Домашние.
Воспитатель: Нет, ребята, цветы, которые растут дома, называются комнатные. Скажите, а для чего нужна вода цветам?
Дети: Чтобы не засохли.
Воспитатель: Правильно. Вода нужна не только людям, но и животным, и цветам. Без воды невозможно прожить. А что мы с вами делаем по утрам?
Дети: Умываемся.
Воспитатель: Правильно. Давайте немного отдохнем
ФизминуткаЛьется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем,
Моем уши, моем шею,
На глазах мы хорошеем.
Воспитатель: Давайте поиграем еще раз. Ребята, зачем человек умывается?
Дети: Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным.
Воспитатель: Правильно! А еще, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой. Человек моет все тело когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные.
Воспитатель: Всех зову я вас к воде, есть она у нас везде – и в реке, и в океане, в озере, ручье и ванне. Проведем игру сейчас. Я вам раздаю голубые ленточки – это у нас ручейки. Под музыку давайте создадим из ручейков большую речку (воспитатель незаметно для детей кладет мыло на речку).
Воспитатель: Какую вы большую речку собрали, молодцы! Ой, а что это плывет по речке?
Дети: Мыло
Воспитатель: Правильно, это мыло! Мыло и вода настоящие друзья! Ребята, а что нам еще нужно чтобы быть чистыми, аккуратными?
Воспитатель: Какие принадлежности нам нужны?
Дети: Мочалка, мыло, вода.
Воспитатель: Вода, Миша, обязательно нужна для того чтобы быть чистым, но вода это не принадлежность. Еще какие принадлежности нужны каждому человеку?
Дети: Расческа, полотенце.
Воспитатель: Молодцы, сейчас мы поиграем. У меня на столе лежат предметы (мыло, щетка, зубная паста, полотенце, расческа). Кого я вызову тот должен отгадать, что я спрячу в мешочек. Вася, выходи посмотри внимательно на все предметы внимательно, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу один из предметов в мешочек (воспитатель кладет предмет в мешочек). А ты отгадаешь. Поворачивайся, отгадай, что я спрятала в мешочек.
Дети: Расческу.
Воспитатель: правильно, для чего нам нужна расческа?
Дети: Волосы расчесывать.
Воспитатель: Молодец. Теперь Лена выходи. Посмотри на предметы и запомни. Отвернись (воспитатель кладет предмет в мешочек). Поворачивайся. Что я убрала?
Дети: Мыло.
Воспитатель: Для чего нужно мыло?
Дети: Руки мыть.
Воспитатель: Молодец! Саша теперь ты выходи. Запоминай предметы. Отворачивайся (воспитатель кладет предмет в мешочек). Поворачивайся. Чего не стало?
Дети: Зубной пасты
Воспитатель: Правильно, для чего нужна зубная паста?
Дети: Зубы чистить.
Воспитатель: А чем еще мы чистим зубы?
Дети: Щеткой.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Посмотрите вот она (воспитатель показывает щетку). Все эти предметы нужны нам чтобы мы были чистыми и аккуратными.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Воспитатель: Ребята про что мы сегодня говорили?
Дети: Про воду, про предметы нужные человеку.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Пить, стирать, готовить.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня говорили о воде. Без воды нам не прожить. Вы хорошо знаете предметы, которые нам нужны, чтобы быть чистыми и аккуратными.
Конспект № 8
Путешествие на кораблике
Программные задачи:
- Закрепить представление детей об основных правилах безопасного поведения.
- Формировать умение правильно вести себя в опасных ситуациях.
- Познакомить с правилами поведения во время грозы и на воде.
- Закрепить знания детей о природных явлениях.
- Развивать познавательную деятельность.
- Обогащать словарь детей (природные явления, гроза, гром, молния, дождь).
- Вызвать радость об услышанном.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать основы безопасного поведения на воде и во время грозы.
- Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Материалы и оборудование: Ноутбук (слайды, музыка, телевизор, DVD-плеер, магнитная доска; кораблик, изображения природных явлений, костюм лягушонка, панамы, зонт, шляпки «Зонтики», детали для составления панно «Природные явления»; песня «Дождя не боимся», «Звуки дождя», «Раскат грома», «Пение птиц», песня «Капитан», «Усатый нянь», «Барбарики», фрагмент мультфильма из серии «Ну погоди!» (18 выпуск, очки, альбомные листы, краски, вода, салфетки, надувной бассейн, лейка. Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации ранней весны, беседа с детьми о приметах. Заучивание стихов. Воспитатель с детьми пускают кораблики в воде.
Ход:
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в морское путешествие? Посмотрите, какой у нас кораблик. Я вам предлагаю отправиться в плавание. (Дети садятся на кораблик под песню «Капитан»)
А чтобы наш кораблик плыл, ему нужен капитан. Управлять кораблём будет Саша. (Воспитатель одевает на голову ребенку бескозырку.)
Ребенок: Плыл кораблик по волнам,
Парус рвался к облакам,
Волны к борту поднимались,
О кораблик разбивались.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой остров, называется он «Солнечный». Здесь всегда тепло, светит солнце, ярко греет своими лучами. Скажите, ребята, а какое оно? (Ответы детей. Подбор прилагательных слов - яркое, лучистое, теплое) Воспитатель: Я вас приглашаю посетить этот остров. Солнце не всегда ласковое, оно может быть и опасным. (включается отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»)
Воспитатель: Что случилось с волком? (Ответы детей)
Воспитатель: А чтобы этого не случилось с нами, разучим правила. Ребята, чем нужно прикрыть голову от горячих лучей солнца? (Ответы детей) Правильно, на голову мы наденем панаму. А ещё можно надеть тонкую светлую одежду с длинными рукавами, как у Алины. А глаза защитим очками, они называются солнцезащитные. Поиграв на солнце, можно отдохнуть в тени деревьев.
Воспитатель: мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик».(звучит музыка «Усатый нянь»)
Когда светит солнышко
Можно нам гулять,
Бегать, веселиться,
Прыгать и скакать. (дети гуляют, прыгают)
(звучит песня «Дождя не боимся»)
Если тучка хмуриться
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтик мы,
Дождик переждем.
(дети надевают шляпы «Зонтики»).
Воспитатель: (аудио запись «Звуки дождя») Дети, прислушайтесь, дождик всё льёт и льёт.
Из чего состоит дождь? (Из капель)
Как падают капли дождя? (Сверху вниз)
Ребята, подойдите к столу, и я покажу вам маленький весенний дождик.
(Дети подходят к столу, воспитатель поливает из лейки в бассейн с водой)
Ребята, наш дождик похож на настоящий? (да)
Что появляется после дождя? (лужи)
Я предлагаю вам нарисовать весенний дождь.
Прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Льётся дождик с высоты, (указательным пальцем правой руки по ладони)
Рады первые цветы, (ладони соединить у основания, пальцы растопырить)
Дождик лей, лей, лей! (указательным пальцем левой руки по ладони)
Свои капли не жалей! (хлопки в ладоши)
Воспитатель: Ребята пройдите за столы. Посмотрите, что нарисовано на ваших листках. (воспитатель показывает детям приемы рисования)
Приступайте к работе. (Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости. Звучит аудио-запись «Звуки дождя»). Возможна коллективная работа.
Воспитатель: Какой необычный дождик получился у вас!
(воспитатель, вместе с детьми рассматривают рисунки, обсуждают цвет дождя).
Молодцы! Выходите ко мне, и поиграем в игру.
Игра «Ласковое солнышко» (звучит музыка «Пение птиц»)
Встаньте в круг. Дождь прошел, и выглянуло ласковое солнышко! Его лучи ласкают наши щечки, наш нос, плечи, ноги. Солнышко любит нас и улыбается нам! Подарите улыбку солнышку и друг другу! (Появляется лягушонок на поляне)
Лягушонок: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй лягушонок.
Лягушонок: Я иду купаться, а вы со мной пойдете?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно купаться одним? (дети отвечают хором «нельзя»)
Воспитатель: Купаться можно на пляже, в бассейне, но обязательно рядом должны быть взрослые, мамы и папы. Нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду. И не устраивайте игры в воде.
Воспитатель: Лягушонок, обещай, что ты будешь соблюдать эти правила, и вы ребята тоже. Так какие же правила вы будете соблюдать? (показ картинок). А мы продолжаем наше путешествие и приглашаем тебя отправиться с нами в плавание. (Звучит фрагмент песни «Капитан», и дети садятся на кораблик)
Вышло солнце из-за туч
Протянуло детям луч,
Дети тронули рукою
Вот ты солнышко, какое.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: Ребята мы приплыли на остров – «Остров туч». Какие бывают тучи (ответы детей) Молодцы! Я предлагаю выйти на остров. (Дети выходят с кораблика, проходят на поляну, (музыка «Раскат грома»). Воспитатель: Что вы слышите? (Ответы детей)
Воспитатель: Приближается гроза, значит, скоро польет дождь. Мы с вами спрячемся под зонтом. Во время грозы нельзя пугаться, плакать и прятаться под деревом. Нельзя бегать и ложиться на землю! (показ картин) Запомните эти правила, чтобы знать, как вести себя во время грозы.
Воспитатель: Ребята, дождь закончился, значит можно повеселиться. (звучит песня «Барбарики», дети танцуют).
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). А теперь мы изобразим картину, где с вами побывали. (Дети берут со стола готовые картинки и прикрепляют их на магнитную доску)
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы отвечали, рисовали и играли.
Воспитатель: Спасибо ребята, вы молодцы, узнали много нового. И ты лягушонок все усвоил. Теперь нам не страшны природные явления, и мы отправляемся в детский сад. (Звучит песня «Капитан», дети усаживаются на кораблик.)
Конспект № 9
Обучение правилам поведения на воде
Программные задачи:
- Закрепить представление детей об основных правилах безопасного поведения.
- Формировать умение правильно вести себя в опасных ситуациях.
- Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.
Персонажи: Незнайка и Пончик.
Ход:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на речку, будем загорать, плавать и играть.
Появляются Незнайка и Пончик: И мы, и мы хотим! Ребята возьмете нас?
Дети: Да, возьмем.
Воспитатель: Только сначала нам нужно выучить правила поведения на воде.
Правила поведения на воде
Запрещается:
- самостоятельно входить в воду (бассейн, реку, озеро, море);
- прыгать в воду и подныривать;
- хватать, толкать друг друга в воде;
- садиться друг на друга;
- нырять навстречу друг другу;
- звать на помощь без причины.
Игровая ситуация
Незнайка и Пончик прыгают в воображаемую воду. Постепенно появляются из воды. Незнайка трет руку, а Пончик – лоб. Дети помогают им выбраться из воды.
Воспитатель: Дети, что же случилось с Незнайкой и Пончиком?
Дети: Они ударились, когда прыгали в воду. Они без спроса зашли в воду.
Воспитатель: Прежде, чем нам зайти в воду нужно провести разминку.
Подвижная игра «Речка»
К речке быстрой мы спустились,Дети идут к центру круга.
Наклонились и умылись.Наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре – На каждую строчку четыре движения
Вот как славно освежились.ладонями к лицу.
А теперь поплыли дружно.Идут по кругу, взявшись за руки.
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс,Показывают «брасс».
Одной, другой – это кроль,Показывают «кроль»
Все как один плывем как дельфин.Идут по кругу, сложив вытянутые руки.
Вышли на берег крутойМеняют направление движения,
И отправились домой.маршируют.
В.Волина
Игровая ситуация
Дети вместе с Незнайкой и Пончиком заходят в воображаемую воду. Дети видят, как Незнайка толкает Пончика, то теряет равновесие, уходит в головой под воду. Вылезает, кашляет и плачет.
Воспитатель: Дети, что случилось? Почему Пончик плачет?
Дети: Незнайка его толкнул, и Пончик упал.
Воспитатель: Ребята, а разве так можно делать?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: В правилах поведения на воде написано, что нельзя толкать и хватать друг друга в воде.
Игровая ситуация
Незнайка хватает Пончика за ноги, оба падают. Дети помогают обоим встать.
Воспитатель: Незнайка, зачем ты опять обидел Пончика?
Незнайка: Я, я, я думал…. (Незнайка задумался и опустил голову).
Игровая ситуация «свободное плавание»
Дети, имитируя различные приемы, плавают. Незнайка громко кричит и зовет на помощь, дети «подплывают», а он выпрыгивает из воды и говорит: «А я пошутил!»
Воспитатель: Дети, можно так делать?
Дети: Нет.
Незнайка и Пончик дают ребятам слово, что они никогда не будут нарушать правила поведения на воде, ведь они теперь знают, как надо себя вести. Благодарят детей и уходят.
Анализ. Итог.
Воспитатель: Дети, что вам сегодня запомнилось? Как нужно вести себя на воде? (ответы детей)
Используемые источники
Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 208 с.
Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. Сада / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 94 с.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с. (Кабинет логопеда.)
Островская Е.Н. Главные правила поведения для воспитания детей / Е.Н. Островская. – Москва: АВС; Минск: Харвест, 2008. – 96 с.: с ил.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с. – (Вместе с детьми).Круглова Альфия Конспект «В мире опасных предметов». http://doshkolnik.ru/pedagogika/7029-bezopasnost.htmlПопова Т.В. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. http://festival.1september.ru/articles/635959/