Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (авторы Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано
Заместитель директора_________Е.А. Якуничева
«__» августа 2016 года
Утверждено
Директор школы _________И.Л. Саленкова
Приказ № ___ от «30» августа 2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 2 класса В
Учитель: Богданова М.В.
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол № 1 от «25» августа 2016 г.
Руководитель школьного МО _____________ (Богданова М.В.)
2016/2017 учебный год
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета3-7стр.
Содержание учебного предмета8-12стр.
Тематическое планирование13-16стр.
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1», авторской программы по литературному чтению Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». – М.: ООО «Русское слово», 2009 в соответствии с учебником «Литературное чтение» в 2 ч. 2 класса. Меркин Г.С, Меркин Б.Г., Болотова С.А.- М.: «Русское слово», 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
знакомство с культурно историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика
(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность
(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художеств
Содержание учебного предмета
Тема I. Мы играем (20 часов)
Пословицы об игре.
Ирина Токмакова « В чудной стране», «Туман».
Корней Чуковский « Радость», « Загадки».
Эрих Распэ «Волк наизнанку».
Уолтерде ла Мэр « Сыграем в прятки».
Даниил Хармс « Врун».
Небылицы.
Считалки.
Скороговорки.
Заклички.
Приговорки.
Самуил Маршак « Улитка».
Александр Введенский « Дождик».
Загадки (народные и авторские)
Ирина Токмакова «Туман»
Внеклассное чтение
Стихи и рассказы о детских играх
Проверь себя сам
Николай Булгаков « Старая кукла».
Семейное чтение
Николай Носов «Фантазёры».
Тема II. У нас в школе (14 часов)
Пословицы.
Юрий Коринец «Научи, страница, хорошо учиться».
Лев Толстой «Филипок».
Александр Блок «Учитель».
Константин Ушинский «Дети в роще».
Борис Заходер « Перемена».
Ефим Ефимовский «Школьные частушки».
Э. Мошковская «Двойка в дневнике»
Сербская сказка «Век живи – век учись»
Внеклассное чтение.
Рассказы о школе и школьной жизни
Проверь себя сам
Василий Сухомлинский « Вьюга».
Семейное чтение
Николай Носов « Федина задача».
Тема III. У нас дома (24 часа)
Пословицы о семье.
Колыбельные песни (народные).
Украинская колыбельная песня «Ой, ходит Сон».
Таджикская колыбельная песня «Внучек»
Колыбельные песни (авторские).
А. Майков «Колыбельная песня».
А. Блок «Колыбельная песня».
К. Некрасова «Колыбельная моему сыну».
И. Токмакова «Усни-трава».
Е. Благинина «Ты зачем, плакун-трава»
Георгий Виеру «Мамин день».
Белорусская сказка «Старый отец».
Галина Лебедева «Мой папа».
Владимир Разумневич «Записи в старой тетради».
Елена Благинина « Бабушка-забота».
Эмма Мошковская « Дедушка и мальчик».
Галина Лебедева « Счастливое гнездо».
Русские народные сказки: «Хаврошечка», « Мальчик с пальчик».
Вильгельм и Якоб Гримм « Горшочек каши».
Николай Носов «Живая шляпа».
Внеклассное чтение.
Рассказы о семье
Проверь себя сам
Лев Толстой « Мать и дочь».
Семейное чтение
Виктор Драгунский « Арбузный переулок».
Тема IV. Наша природа (18 часов)
Загадки о природе.
Пословицы и поговорки о природе.
Русские народные сказки: «Лиса и Волк», «Петух и бобок».
Мекисканская сказка «Вежливый кролик».
Александр Шибаев «Сказку вспомнить нужно».
Максим Горький «Воробьишко».
Саша Чёрный « Кто?»
Иван Крылов « Слон и Моська».
Василий Сухомлинский « Пусть будет Соловей и Жук».
Виктор Астафьев « Куропатка и машина».
Внеклассное чтение.
Рассказы о животных
Проверь себя сам
Константин Паустовский « Барсучий нос (отрывок)».
Семейное чтение
Дмитрий Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Тема V. Времена года (37 часов)
Пословицы и загадки о временах года.
Зима
Загадки, заклички, народные приметы о зиме
Полина Рожнова «Зима – прибериха».
Самуил Маршак «Декабрь», «Январь», « Февраль».
Николай Некрасов «Мороз, красный нос (отрывок из поэмы)».
Виталий Бианки «Холодно в лесу, холодно!»
А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок из романа). « Зимний вечер (отрывок)».
Евгений Баратынский. «Где сладкий шёпот»
Михаил Пляцковский «Какая бывает зима».
Внеклассное чтение.
Рассказы и сказки о зиме
Проверь себя сам
Михаил Пришвин « Первый мороз».
Семейное чтение
Русская народная сказка «Морозко».
Весна
Загадки, заклички: «Весна, весна красная»; «Дождь, дождь, припусти».
Народные поверья о весне
Георгий Скребицкий «Весна».
Сергей Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии (отрывок)».
Василий Жуковский « Жаворонок».
Внеклассное чтение.
Рассказы о весне
Проверь себя сам
Иван Соколов-Микитов « Черёмуха».
Семейное чтение
Русская народная сказка «Снегурочка».
Лето
Загадки и песни о лете. Русская народная песня «Гори, гори ясно»
Георгий Скребицкий «Лето».
Лев Толстой «Какая бывает роса на траве (описание)».
Аполлон Майков «Летний дождь».
Ирина Рожнова « Июнь», « Август».
Самуил Маршак « Июль».
Михаил Исаковский. «Попрощаться с тёплым летом».
Внеклассное чтение.
Рассказы о лете
Проверь себя сам
Эдуард Шим «Муравейник».
Семейное чтение
М. Пришвин «Золотой луг».
Осень
Загадки об осени.
Приговорка «Гуси, гуси, га-га-га»
Иван Соколов-Микитов « Золотая осень».
Самуил Маршак « Сентябрь», « Октябрь».
Александр Твардовский «Лес осенью».
Георгий Скребицкий « Осень».
А. Плещеев «Скучная картина!..»
Сергей Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы»
Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Внеклассное чтение.
Русские писатели об осени
Проверь себя сам
М. Пришвин «Осинкам холодно».
Семейное чтение
О. Болтогаев. «Осенний полет».
Тема VI.Мы трудимся (12 часов)
Пословицы о труде.
Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Владимир Даль «Ось и чека».
Сергей Погореловский « Слава хлебу».
Анатолий Митяев « Как хлеб ищут».
Юлиан Тувим « Всё для всех».
Эди Огнецвет « Кто начинает день?».
Евгений Пермяк «Смородинка».
Андрей Некрасов « Маяк».
Внеклассное чтение.
Рассказы и сказки о труде
Проверь себя сам
Валентин Голявкин « Сорняк».
Семейное чтение
Словенская сказка «Три сына».
Тема VII. Наше Отечество (11 часов)
Пословицы о родине.
Михаил Пришвин « Моя Родина».
Николай Рубцов. «Привет, Россия Родина моя!».
Спиридон Дрожжин « Привет».
Сергей Есенин « Берёза».
Сергей Васильев « Белая берёза».
Внеклассное чтение.
Рассказы о родине
Проверь себя сам
А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отрывок)
Семейное чтение
Евгений Осетров «Откуда Москва пошла».
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Дата проведения
Тема I. Мы играем (20 часов)
1
Вводный урок «Мы играем». Пословицы об игре.
01.09
2
И. Токмакова «В чудной стране»
02.09.
3
К. Чуковский «Радость»
05.09.
4
Р.Э. Распе «Волк наизнанку» (отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»)
07.09.
5
Уолтер де ла Мэр «Сыграем в прятки»
08.09.
6-8
Д. Хармс «Врун»
09,12,14.09.
9
Небылицы
15.09.
10
Считалки
16.09.
11
Скороговорки. Т. Белозеров. И. Бурсов «Скороговорки»
19.09.
12-13
Заклички. Приговорки. С. Маршак «Улитка». А. Введенский «Дождик»
21.09,22.09.
14
Загадки. Русские народные загадки
23.09.
15
Загадки. Авторские загадки
26.09.
16
И. Токмакова «Туман»
28.09.
17
Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о детских играх
29.09.
18
Обобщение по теме «Мы играем»
30.09.
19
Контрольный урок. Н. Булгаков «Старая кукла»
03.10.
20
Семейное чтение. Н. Носов «Фантазеры»
05.10.
Тема II. У нас в школе (14 часов)
21
Вводный урок «У нас в школе».
Пословицы. Ю. Коринец «Научи, страница, хорошо учиться
06.10.
22-23
Л. Толстой «Филипок» (Быль)
07.10,10.10.
24
А. Блок «Учитель»
17.10.
25-26
К. Ушинский «Дети в роще»
19.10.,20.10.
27
Б. Заходер «Перемена»
21.10.
28
Частушки. Е. Ефимовский «Школьные частушки»
24.10.
29
Э. Мошковская «Двойка в дневнике»
26.10.
30
Сербская народная сказка «Век живи – век учись»
27.10.
31
Внеклассное чтение. Рассказы о школе и школьной жизни
28.10.
32
Обобщение по теме «У нас в школе»
31.10.
33
Контрольный урок. В. Сухомлинский «Вьюга»
02.11.
34
Семейное чтение. Н. Носов «Федина задача»
03.11.
Тема III. У нас дома (24 часа)
35
Вводный урок «У нас дома». Пословицы о семье
07.11.
36
Народные колыбельные песни.
09.11.
37
Народные колыбельные песни.
Украинская колыбельная песня «Ой, ходит Сон».
Таджикская колыбельная песня «Внучек».
10.11.
38
Авторские колыбельные песни. А. Майков «Колыбельная песня»
11.11.
39
Авторские колыбельные песни. А. Блок «Колыбельная песня».
К. Некрасова «Колыбельная моему сыну».
14.11.
40
Авторские колыбельные песни. И. Токмакова «Усни-трава».
Е. Благинина «Ты зачем, плакун-трава»
16.11.
41
Г. Виеру «Мамин день».
17.11.
42
Белорусская народная сказка «Старый отец».
18.11.
43
Г. Лебедева «Мой папа».
В. Разумневич «Записи в старой тетради».
21.11.
44
Е. Благинина «Бабушка-забота».
22.11.
45
Э. Мошковская «Дедушка и мальчик».
28.11.
46
Г. Лебедева «Счастливое гнездо».
30.11.
47-48
Русская народная сказка «Хаврошечка».
01.12.,02.12.
49-50
В. и Я. Гримм «Горшочек каши».
05.12.,07.12.
51-52
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик».
08.12.,09.12.
53-54
Н. Носов «Живая шляпа».
12.12.,14.12.
55
Внеклассное чтение. Рассказы о семье
15.12.
56
Обобщение по теме «У нас дома»
16.12.
57
Контрольный урок. Л. Толстой «Мать и дочь»
19.12.
58
Семейное чтение. В. Драгунский «Арбузный переулок»
21.12.
Тема IV. Наша природа (18 часов)
59
Вводный урок «Наша природа». Загадки и пословицы о природе
22.12.
60-62
Русская народная сказка «Лиса и Волк».
23,26,28.12.
63-64
Русская народная сказка «Петух и бобок».
29.12.,30.12.
65
Мексиканская народная сказка «Вежливый кролик».
09.01.
66
А. Шибаев «Сказку вспомнить нужно».
11.01.
67-68
М. Горький «Воробьишко».
12.01.,13.01.
69
С. Чёрный «Кто?»
16.01.
70
Басня. И. Крылов «Слон и Моська».
18.01.
71
Басня. В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук».
19.01.
72
В. Астафьев «Куропатка и машина».
20.01.
73
Внеклассное чтение. Рассказы о животных.
23.01.
74
Обобщение по теме «Наша природа».
25.01.
75
Контрольный урок. К. Паустовский «Барсучий нос» (отрывок)
26.01.
76
Семейное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
27.01.
Тема V. Времена года (37 часов)
77
Вводный урок «Времена года».
Пословицы о зиме, весне, лете, осени
30.01.
Зима (10 ч)
78
«Зима». Загадки и заклички о зиме.
П. Рожнова «Зима-Прибериха».
01.02.
79
Народные приметы о зиме.
С. Маршак «Декабрь» (отрывок), «Январь», «Февраль»(отрывок)
02.02.
80
Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы).
03.02.
81
В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!»
06.02.
82
А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок из романа),
«Зимний вечер» (отрывок)
08.02.
83
Е. Баратынский «Где сладкий шёпот»
09.02.
84
М. Пляцковский «Какая бывает зима»
10.02.
85
Внеклассное чтение. Рассказы и сказки о зиме.
13.02.
86
Обобщение по теме «Зима».
15.02.
87
Контрольный урок. М. Пришвин «Первый мороз»
16.02.
Семейное чтение. Русская народная сказка «Морозко»
Весна (7 ч)
88
«Весна». Загадки, заклички, народные поверья о весне
17.02.
89
Г. Скребицкий «Весна»
20.02.
90
С. Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». (отрывок)
27.02.
91
В. Жуковский «Жаворонок»
01.03.
92
Внеклассное чтение. Рассказы о весне
02.03.
93
Обобщение по теме «Весна»
03.03.
94
Контрольный урок. И. Соколов-Микитов «Черёмуха»
06.03.
Семейное чтение. Русская народная сказка «Снегурочка»
Лето (8 ч)
95
«Лето». Загадки и песни о лете
09.03.
96
Г. Скребицкий «Лето»
10.03.
97
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве (описание)»
13.03.
98
А. Майков «Летний дождь».
П. Рожнова «Июнь», «Август». С. Маршак «Июль»
15.03.
99.
М. Исаковский «Попрощаться с теплым летом»
16.03.
100
Внеклассное чтение. Рассказы о лете.
17.03.
101
Обобщение по теме «Лето»
20.03.
102
Контрольный урок. Э. Шим «Муравейник»
22.03.
Семейное чтение. М. Пришвин «Золотой луг»
Осень (11 ч)
103
«Осень». Загадки об осени. Приговорка.
И. Соколов-Микитов «Золотая осень»
23.03.
104
С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь». А. Твардовский «Лес осенью»
24.03.
105
Г. Скребицкий «Осень»
27.03.
106
А. Плещеев «Скучная картина!..»
29.03.
107
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
30.03.
108
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
31.03.
109
Внеклассное чтение. Русские писатели об осени.
03.04.
110
Обобщение по теме «Осень»
05.04.
111
Контрольный урок. М. Пришвин «Осинкам холодно»
06.04.
112
Обобщение по теме «Времена года».
07.04.
113
Семейное чтение. О. Болтогаев «Осенний полет»
17.04.
Тема VI.Мы трудимся (12 часов)
114
Вводный урок «Мы трудимся». Пословицы о труде
19.04.
115
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
20.04.
116
В. Даль «Ось и чека»
21.04.
117
С. Погореловский «Слава хлебу»
24.04.
118
А. Митяев «Как хлеб ищут». Ю. Тувим «Всё для всех»
26.04.
119
Э. Огнецвет «Кто начинает день?»
27.04.
120
Е. Пермяк «Смородинка»
28.04.
121
А. Некрасов «Маяк»
03.05.
122
Внеклассное чтение. Рассказы и сказки о труде.
04.05.
123
Обобщение по теме «Мы трудимся»
05.05.
124
Контрольный урок. В. Голявкин «Сорняк»
10.05.
125
Семейное чтение. Словенская народная сказка «Три сына»
11.05.
Тема VII. Наше Отечество (9 часов + 2 часа)
126
Вводный урок «Наше Отечество». Пословицы о родине
12.05.
127
М. Пришвин «Моя Родина»
15.05.
128
Итоговая работа на промежуточной аттестации
17.05
129
Н. Рубцов «Привет, Россия Родина моя!..»
18.05.
130
С. Дрожжин «Привет»
19.05.
131
С. Есенин «Береза». С. Васильев «Белая береза»
22.05.
132
Внеклассное чтение. Рассказы о родине
24.05.
133
Обобщение по теме «Наше Отечество»
25.05.
134
Контрольный урок.
А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отрывок)
26.05.
135
Семейное чтение. Е. Осетров «Откуда Москва пошла»
29.05.
136
Обобщение и систематизация изученного за год.
31.05.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
15