Система управления образовательным учреждением»
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Экономический факультет
ОТЧЁТ ПО ПРАКТИКЕ
ТЕМА: «Система управления образовательным учреждением»
Преподаватель: Гарипова Г.Г.
Выполнил: слушатель курса
«Менеджмент
(управление персоналом)»
Кольцова И.Н.
Отчёт принят с оценкой:
_________________________
Подпись:__________________
г. Зеленодольск
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКАОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИНазвание ОУ (по уставу) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Тип (городское, сельское) городское
Количество учеников 540
Организационно-правовая форма муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Учредитель (учредители) Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
ФИО руководителя вышестоящего органа управления образования или учредителя Заместитель руководителя - начальник управления образования
исполнительного комитета
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан Афанасьева Р.В.
Телефон руководителя вышестоящего органа управления образования или учредителя (84371) 4-97-61
Сколько времени существует (в скобках укажите год основания) 74 года (1936 - год основания)
В 2011 году она переименована в МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ».
Учебная неделя (пятидневная, шестидневная) шестидневная
Наличие 2-й смены (да, нет) нет
Адрес сайта в Интернете
http://edu.tatar.rue-mail: sch184@inbox.ruЛицензия на право ведения образовательной деятельности РТ 000580 от 23.08.2011
Свидетельство о государственной аккредитации ОП 026925 от 22.11.2011
1.Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения
1.1. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (в новой редакции) принят общим собранием трудового коллектива (протокол № 4 от 24.03.2011), согласован с Муниципальным казенным учреждением «Управление образования Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» в лице начальника Нагумановой Е.В, утверждён Постановлением Руководителя Исполнительного комита Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Гарифуллиным Р.М.1.2. Юридический адрес ОУ, фактический адрес ОУ.
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, улица Украинская, дом 4
Фактический адрес: Российская Федерация, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, улица Украинская, дом 4
1.3. Наличие свидетельств:
а) Свидетельство Серия 16 № 006208583 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, зарегистрированном, за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1021606755940, за государственным регистрационным номером 2111673015683. Регистрирующий орган - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Республике Татарстан. Дата внесения записи 28 апреля 2011 года.
б) Свидетельство Серия 16 № 006053620 о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации и присвоении ему Идентификационного номера налогоплательщика ИНН/КПП 1648007600/164801001. Регистрирующий орган Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан. Дата внесения записи 28 апреля 1998 года.
в) Свидетельство Министерства образования и науки Республики Татарстан. Серия АА № 6014 о государственной аккредитации, по результатам которой присвоен государственный статус: общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа.
1.4. Документы, на основании которых осуществляет свою деятельность ОУ:
а) год создания учреждения: 1997 год;
а) Лицензия. Серия РТ № 000580. Выдана Министерством образования и науки Республики Татарстан 23.08.2011 за регистрационным № 2156 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;
б) свидетельство о государственной аккредитации: серия ОП, регистрационный номер № 026925 от 22.11.2011 года.
1.5. Учредитель: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, договор № 8.14 от 12.03.2007 года
2. Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61"Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761Государственная программа Российской Федерации"Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075"О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10 Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.11 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
3. Локально-нормативные акты, регламентирующие деятельность ОУ.
Локальные акты в образовательном учреждении издаются в соответствии с утвержденной номенклатурой и в должной степени организуют учебно-воспитательный процесс.
3.1 Локально-нормативные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности МБОУ: Правила приема в МБОУ (включая порядок оформления возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений);
Правила внутреннего распорядка учащихся;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Требования к одежде учащихся;
Порядок пользования объектами инфраструктуры МБОУ;
Штатное расписание МБОУ;
Программа развития МБОУ;
Порядок разработки и утверждения ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств в МБОУ;
Порядок организации и проведения самообследования в МБОУ;
Локально-нормативные акты, регламентирующие порядок управления МБОУ: Положение об общем собрании работников образовательной организации;
Положение о педагогическом совете;
Порядок учета мнения совета учащихся, совета родителей (законных представителей), при принятии ДНА, затрагивающих интересы учащихся, при выборе меры дисциплинарного взыскания для учащегося;
Положение о комитете учащихся;
Положение о родительском комитете;
Положение о Совете МБОУ;
Локально-нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса: Основная образовательная программа начального общего образования;
Основная образовательная программа основного общего образования;
Основная образовательная программа среднего общего образования;
Положение о формах обучения в МБОУ;
Положение о языках образования МБОУ;
Положение об индивидуальном учебном плане;
Положение об организации обучения учащихся на дому;
Порядок освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, не входящих в осваиваемую образовательную программу;
Порядок зачета МБОУ результатов освоения учащимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Порядок/Правила пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и/или получающими платные образовательные услуги;
Локально-нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений учащихся Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ;
Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в МБОУ;
Положение о портфеле/портфолио достижений обучающихся МБОУ;
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ;
Порядок хранения в архивах МБОУ на бумажных и/или электронных носителях результатов освоения обучающимися образовательных программ;
Приказ утверждающий форму справки об обучении в МБОУ о периоде обучения в МБОУ;
Локально-нормативные акты, регламентирующие организацию воспитательной работы:
Положение о внеурочной деятельности;
Порядок/Правила посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом МБОУ;
Положение о детской организации;. 3.6 Локально-нормативные акты, регламентирующие деятельность МБОУ по исполнению требований Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
Основания и порядок постановки учащихся МБОУ на внутришкольный учет;
Положение об отряде профилактики правонарушений;
4. Право владения. Использование материально-технической базы.
4.1. На каких площадях ведётся образовательная деятельность (собственность, оперативное управление, аренда)
Общая площадь, занимаемая МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ» составляет 14892 м2Образовательная деятельность ведется на площадях определенных согласно договору №08-006-0036 оперативного управления от 17.03.2008 г.
Свидетельство о государственной регистрации права серия 16 АЕ № 588311 от 15 ноября 2010 года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан за регистрационным № 16-16-22/071/2010-394. Кадастровый номер 16:49:010503:10:18.
4.2. Территория образовательного учреждения.
Общая площадь земельного участка 14892 кв.м. На земельном участке выделяются
4.3. Требования к зданию образовательного учреждения.
На ведение образовательной деятельности имеется санитарно-эпидемиологическое заключение № 16.20.01.110.М.000075.06.11 от 21.06.2011 года, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Зеленодольском районе и г.Зеленодольске, подтверждающее, что образовательное учреждение соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам при осуществлении образовательной деятельности на неограниченный срок. Заключение о соблюдении на объектах требований пожарной безопасности № 110 от 19 августа 2011 года, выданное заместителем начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан – начальником управления надзорной деятельности, что противопожарное состояние объектов МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ» позволяет обеспечить ему соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Заключение действует постоянно при соблюдении требований пожарной безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
Школа имеет типовое 4-х этажное здание на 1260 мест, введено в эксплуатацию в 1971 году. В школе 2 спортивных зала, спортплощадка, беговая дорожка, полоса препятствий, столовая аттестована на «Сертификат соответствия» и рассчитана на 260 посадочных мест. Работают 2 компьютерных класса, имеется подключение к Интернету. Функционируют 2 кабинета домоводства и 2 мастерские: столярная и слесарная. Действуют 2 музея: музей Боевой и Трудовой славы и музей Родного края. Имеются актовый зал, видеосалон, библиотека, читальный зал и 36 учебных кабинетов.Для образовательной деятельности используются:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан » реализует спектр образовательных услуг по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, профильного и дополнительного образования.
Общедоступность образования обеспечивается благодаря тому, что в школе: имеются общеобразовательные классы, создана группа полного дня на базе 1-х классов, реализуется программа адаптации будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника «АБВГДЕйка», организуется обучение на дому больных детей и детей-инвалидов, предлагаются 9 элективных курсов профориентационной и предпрофильной направленности по выбору (для обучающихся 9-х классов); широкий выбор направлений дополнительного образования.
Школа I ступени работает в режиме пятидневной недели; II и III ступеней - обучаются в режиме шестидневной недели.
Основной формой получения образования в школе является очная форма. Наполняемость классов на протяжении трех последних лет составляет 24-25 человек. Миссия школы: обеспечение реализации права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями, продолжение педагогической деятельности, направленной на повышение качества образования школьников через внедрение современных образовательных технологий, усиление влияния школы на социализацию и самоопределение личности учащегося.
В школе за годы работы сложился дружный и творческий коллектив, который отличается добросовестностью, вниманием к учащимся и родителям, терпением, выдержкой, личной заинтересованностью каждого в работе школы. Доля педагогов, имеющих базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам – 100%.
Работу педагогического коллектива направляет директор школы высшей квалификационной категории Сафин Илшат Зайнуллович.
Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%. Среди учителей есть выпускники школы № 4 – 10 человек (25%) Анализируя состояние педагогической культуры коллектива школы, можно сделать следующие выводы:
- позиция учителей является условием для создания атмосферы доверия, поддержки и педагогической помощи учащимся в их развитии;
- профессионализм педагогического коллектива, опирающийся на потенциальные
возможности в творческом развитии, представляется достаточным для инновационных преобразований;
- гибкость педагогического мышления, присущая основной массе учителей школы, открывает возможности для совместного творчества обоих субъектов педагогической системы (учащихся и учителей);
- эффективность нововведений также зависит и от способности к саморегуляции учителей школы.
Из анализа видно, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное, наблюдается постепенное старение учительских кадров. Уровень квалификации и образования высокий. Ежегодно более 20% учителей повышают свою квалификацию на курсах в ИРО РТ и других учреждениях.
Педагогический коллектив имеет высокий профессиональный уровень: « Отличник народного просвещения» - 1, «Почетный работник общего образования РФ» - 2, « За заслуги в образовании РТ» - 4, Победители ПНПО – 3, «Наш лучший учитель» -7
Структура управления школой представлена шестью уровнями управления
-189865292925500-2482851007745002117090175260Директор
00Директор
10433051205865Педагогический совет
00Педагогический совет
44513503076575Методический совет
00Методический совет
16567152116455Координационный совет
00Координационный совет
21570951205865Общее собрание членов трудового коллектива
00Общее собрание членов трудового коллектива
-908053076575Зам.директора по учебной работе
00Зам.директора по учебной работе
12477753076575Зам.директора по воспитательной работе
00Зам.директора по воспитательной работе
30067253076575Зам.директора по АХР00Зам.директора по АХР-189865405511000-444504186555Психологическая служба
00Психологическая служба
11023604186555Библиотечная служба
00Библиотечная служба
14293854745355Служба информатизации
00Служба информатизации
47180504186555Служба питания
00Служба питания
34480504186555Социальная служба
00Социальная служба
298454745355Воспитательная служба
00Воспитательная служба
30067254745355Методическая служба
00Методическая служба
44513504745355Медицинская служба
00Медицинская служба
-2501906447155Ученический коллектив
00Ученический коллектив
51054051739800031026105173980003834765517398000298455578475МО классных руководителей
00МО классных руководителей
37477705578475Предметные МО
00Предметные МО
24542757613650036372801205865Родительский комитет
00Родительский комитет
47631351205865Профсоюзный комитет
00Профсоюзный комитет
245427518732500024593552686050002454275381762000250888562045850015976606606540Школьная республика «ШАР»
00Школьная республика «ШАР»
361956606540Совет школы
00Совет школы
-746760137096500-746760137096500-746760701929000-746760497395500-746760333565500
Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Управляющим советом стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива согласовывает Программу развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями . В процессе управления директор осуществляет ряд конкретных функций: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных, контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в области образования, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; принятие решений, когда директор ищет новые пути достижения целей и берущий на себя ответственность за риск, связанный с ними; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; взаимодействие с вышестоящими и общественными организациями, другими образовательными учреждениями; знакомство с текущей корреспонденцией; выполняет роль координатора; информатора, обеспечивающего приём, передачу и обработку различного рода информации; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании которого разработан Устав. Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
- несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
- представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
- создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
- проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
- принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
- организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований; -
- по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
- создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;
- несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.
Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: педагогический совет, родительский комитет, общее собрание трудового коллектива, профсоюзный комитет.
Компетенция педагогического совета
Педагогический совет определяет: основные направления образовательной деятельности МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», в том числе теоретико-методологические аспекты и основания нововведений и инноваций, планируемых к реализации в МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»;
пути дифференциации образовательного процесса;
направления и пути реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий, допущенных (рекомендованных) к использованию при реализации указанных образовательных программ;
формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации учащихся;
направления работы по предупреждению и ликвидации академической неуспеваемости учащихся;
пути совершенствования воспитательной работы;
Педагогический совет осуществляет: изучение и внедрение в практику работы МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» новых технологий, методик, методов и приемов;
анализ степени достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»;
информационно-аналитическую работу на основе достижений психолого-педагогической науки и практики образования, в том числе анализ качества подготовки учащихся и выпускников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», анализ работы МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»;
изучение, обобщение результатов деятельности педагогического коллектива в целом и по определенному направлению;
выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий;
координацию внутренней системы оценки качества образования в МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» ; контроль реализации своих решений, соблюдения локальных нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс;
организацию методической работы, в том числе участие в организации и проведении методических мероприятий.
Педагогический совет участвует: в разработке основных образовательных программ МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» начального общего, основного общего и среднего общего образования;
в разработке программы развития МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»;
в разработке локальных нормативных актов МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
в определении и анализе условий, необходимых для реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
в разработке различных программ и планов развития МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», в том числе долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных;
в разработке локальных нормативных актов МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», регламентирующих организацию образовательного процесса
Педагогический совет рассматривает/заслушивает: отчет директора МБОУ с анализом работы за учебный год;
отчеты председателя методического совета, руководителей методических объединений;
отчеты педагогических работников;
доклады представителей организацийи учреждений, взаимодействующих с МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» по вопросам образования;
итоговые документы контрольно-надзорных органов о результатах контрольно-надзорных мероприятий.
Педагогический совет принимает: основные образовательные программы МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» начального общего, основного общего и среднего общего образования;
программу развития МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»;
план учебно-воспитательной работы МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» на учебный год;
локальные нормативные акты МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», регламентирующие организацию образовательного процесса.
Педагогический совет принимает решения: о проведении промежуточной аттестации учащихся;
о проведении итоговой аттестации учащихся 4 классов;
о допуске учащихся 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации;
о переводе учащихся в следующий класс, условном переводе в следующий класс или об оставлении их на повторный год обучения;
о зачете результатов освоения учащимися МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
о выдаче документов установленного образца об образовании (аттестатов об основном общем и среднем общем образовании);
о награждении учащихся переводных классов похвальным листом «За отличные успехи в учении», выпускников 9 и 11 классов - похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
о награждении учащихся МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» ; об отчислении учащегося, достигшего 15 лет, как меры дисциплинарного взыскания (в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»);
о поддержании творческих поисков и опытно экспериментальной работы педагогических работников;
о создании рабочих групп педагогических работников по отдельным, направлениям деятельности;
- о представлении педагогических работников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» к награждению отраслевыми и ведомственными наградами;
о применении к учащимся мер воспитательного воздействия, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»
о создании временных творческих объединений с приглашением специалистов различного профиля.
Компетенция общего собрания трудового коллектива
Определяет перспективные направления функционирования и развития МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ».
Принимает решение о необходимости заключения с администрацией МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» коллективного договора.
Принимает текст коллективного договора, вносит изменения и дополнения в коллективный договор.
Заслушивает отчет директора МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ». о реализации коллективного договора.
Вносит предложения директору МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ». о внесении изменений в трудовые договоры с работниками.
Принимает правила внутреннего трудового распорядка МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ».. Принимает локальные нормативные акты МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»., конкретизирующие и детализирующие нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Вносит предложения Учредителю МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ». по вопросам улучшения функционирования МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», совершенствования трудовых отношений и условий труда работников, в том числе по вопросам охраны и безопасности условий образовательного процесса и трудовой деятельности, охраны жизни и здоровья учащихся и работников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ».. Создает при необходимости временные и постоянные комиссии для решения вопросов, отнесенных настоящим Положении к компетенции Общего собрания, и устанавливает их полномочия.
Осуществляет контроль за выполнением решений Общего собрания, информирует коллектив МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ». об их выполнении, реализует замечания и предложения работников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ». по совершенствованию деятельности МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ».
Заслушивает информацию директора МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», заместителей директора МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», иных ответственных лиц о выполнении решений Общего собрания.
Осуществляет общественный контроль за работой администрации МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ». по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания работников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ», созданию безопасных условий труда.
Осуществляет общественный контроль за работой администрации МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, оборудованию помещений в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Рассматривает итоговые документы контрольно-надзорных органов о результатах контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ».
Избирает представителей работников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» в комиссию по трудовым спорам.
Утверждает требования, выдвинутые работниками МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» или представительным органом работников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ». при коллективных трудовых спорах.
Принимает решение об объявлении забастовки.
Принимает меры мер по защите чести, достоинства и профессиональной репутации работников МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»., по предупреждению противоправного вмешательства в их трудовую деятельность
Обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» и мероприятия по ее укреплению, рассматривает факты нарушения трудовой дисциплины работниками МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ».
На третьем уровне структуры управления – действует совет школы, координирует деятельность всех структурных подразделений, осуществляющих реализацию ФГОС второго поколения.
Совет школы выполняет следующие функции:
- организует выполнение решений конференций школьного коллектива;
- утверждает план развития школы;
- совместно с директором представляет интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту несовершеннолетних;
- по представлению методического (педагогического) совета школы определяет содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, программы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований к образованию;
- устанавливает режим работы школы;
- осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;
- поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания;
Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.
Таким образом, Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся
Четвёртый уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.
В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.
Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений.
Пятый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.
Шестой уровень организационной структуры – уровень обучающихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство. В школе создан орган ученического самоуправления. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.
В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы.
Из этой иерархической системы видно, что каждый нижестоящий уровень является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню. Структуризация школы необходима для децентрализованного управления, к сожалению, в школе сложилась такая структура управления, которую можно назвать плоской, когда все субъекты управления, начиная с заместителей и заканчивая техперсоналом подчинены только одному человеку – директору. Традиционная школа является скорее централизованной организации. Взаимосвязи осуществляются по принципу "команд и контроля". Управление в школе осуществляется в форме законной власти. Стиль управления скорее смешанный: демократичный, т.к. основывается на потребностях высокого уровня: творческая реализация, проявление интеллектуального потенциала, любовь к детям; автократичный, т.к. сама система образования предусматривает чёткие рамки программы и централизацию. Децентрализация приведёт ко многим преимуществам. А именно, развитию навыков руководителей, полномочия и ответственность которых возрастёт; соревнование в организации усилит стимул руководителей к созданию атмосферы конкуренции и большей самостоятельности; а это поможет раскрыть творческие способности руководителей, приведёт у росту и развитию школы в целом, коллектив станет командой единомышленников.
Образование - это управляемый процесс, и от эффективности управления зависит и качество обучения, и жизнеспособность школы, и ее конкурентноспособность.
Управление в школе осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.
Административный аппарат школы отличают деловые коммуникации, высокий профессионализм, понимание роли науки в современных условиях, уровень культуры, честность, решительность характера и в то же время рассудительность, способность быть во всех отношениях образцом для окружающих, устанавливать контакты с партнерами и властями, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты.
Единство взглядов руководителей на совместно решаемые учебно-воспитательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и в оценке деятельности учителей – все это обеспечивает правильную организацию учебно-воспитательным процессом в школе.
Четкое распределение административных обязанностей на основе знания директором школы индивидуальных особенностей каждого заместителя позволило умело сформировать управленческий коллектив и эффективно организовывать его деятельность. Совместное планирование деятельности, организация контроля за деятельностью заместителей и постоянная оценка ее результативности, анализ и оценка деятельности учителей и самооценка личной деятельности, участие заместителей в тех видах деятельности, которые проводятся директором; обмен опытом работы и взаимной информацией о трудностях в организации личного труда и труда педагогического коллектива; совместный поиск оптимально верного пути их преодоления способствует успеху деятельности аппарата управления школы.
Аналитические материалы заместителей директора по итогам учебных периодов указывают на их умение достаточно полно представить успехи, достижения и проблемы в организации учебного и воспитательного процесса и на то, что деятельность всех участников образовательного процесса осуществлялась в соответствии с поставленными задачами.
В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:
полный охват направлений работы;
координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;
использование в управлении школой современных информационных технологий;
оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
Управляющая система школы способствует мобилизации материальных, социальных, психологических и педагогических факторов воспитания и обучения. Усилия управляющей системы направлены на создание комплексных условий проведения учебно-воспитательной работы: хороших материальных условий работы и отдыха, условий для дополнительных занятий физкультурой и спортом, интеллектуально-содержательного проведения свободного времени, занятий по интересам.
В основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШК (внутришкольного контроля), в системе которого выделяются два направления: Учебно-воспитательный процесс:
контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных
программ и достижения государственного стандарта образования;
контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;
контроль за внеклассной работой по предметам;
контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе. Педагогические кадры:
контроль за состоянием методической работы;
контроль за повышением квалификации учителей.
Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения. Школа уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Это временные проблемные или творческие группы. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Могут создаваться структуры, куда входят педагоги и учащиеся. Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимают так называемые совещания при директоре, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива. Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и управленческого аппарата. Усложнение функций современной образовательной школы, изменение содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности директора школы, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в системе "администрация - учитель - учащийся - родитель". Все это поднимает функционирование школы на новую, более высокую ступень и предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их организационно-педагогической деятельности. Эффективное управление образовательным процессом в школе облегчает достижение образовательных целей, гармонизирует положительные факторы и компенсирует негативные эффекты, носит прогностический, оперативно-предупредительный характер, активизирует и оптимизирует инновационные процессы, обеспечивает технологическую корректность организации, предусматривает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет функции, информационную, кадровую поддержку.
Управляющая система школы реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности.
Перспективы развития школы определены «Программой развития школы на 2014-2018 годы», которая является документом, определяющим цель и задачи образовательной деятельности школы, стратегию, необходимые для этого организационные условия, интеллектуальные, информационные, материально-финансовые.
Цель: формирование творческой личности с развитым интеллектом, высоким уровнем информационной культуры, лидерскими качествами, навыками управления, адаптированной к жизни в обществе, готовой к осознанному выбору профессии.
Задачи:
1. Обновление образовательных программ обучения.
2. Создание комфортной образовательной среды для учащихся, способствующей формированию широкого спектра компетентностей школьника.
3. Расширение социального партнерства школы в целях повышения возможностей для индивидуализации обучения .
4. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового образа жизни.
Приоритетные направления реализации Программы развития:Достижения современного качества образования.
Развитие личности школьника.
Совершенствование воспитательной системы.
Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.
Проблемы МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»Недостаточная работа по реализации потенциала одаренных детей.
Недостаточный уровень овладения учащимися надпредметными, предметными умениями и навыками, выражающийся в неготовности части выпускников 9 классов к независимой экспертизе на ГИА.
Недостаточно эффективное использование информационных технологий в управлении качеством образования.
Недостаточная эффективность работы педагогического коллектива по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Ухудшение состояния здоровья обучающихся в процессе обучения в школе.
Приоритетные направления деятельностиРеализация Программы развития школы.
Формирование комфортной среды в образовательном процессе.
Совершенствование педагогического мастерства в свете требований ФГОС второго поколения.
Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.
Усиление воспитательного потенциала предоставляемого образования.
Постепенное введение ФГОС второго поколения.
Задачи на 2015-2016 учебный год.
Информатизация образовательного процесса:
использование ресурсов информатизации как действенного инструмента совершенствования качества образования, повышения эффективности управления образовательным процессом;
обеспечение информационной открытости образовательной системы ОУ;
дальнейшая компьютеризация школьной системы образования, совершенствование школьной локальной сети;
совершенствование школьной системы оценки качества образования на основе информационных технологий;
дальнейшее формирование информационной компетентности педагогов и обучающихся;
развитие информационно-аналитической службы школы;
развитие школьного сайта.
Обеспечение комфортных условий образовательной среды:
участие в реализации муниципальной комплексной программы модернизации системы питания школьников на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов;
совершенствование механизмов управления системой школьного питания и контроля за его качеством;
пропаганда культуры правильного питания, обеспечение условий для формирования позитивного отношения к нему детей, родителей, педагогов, работников сферы питания и т.д.
создание условий безопасности и комфортности образовательного процесса;
обеспечение комплекса мер по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Усиление воспитательной функции образования:
совершенствование программ воспитания и социализации обучающихся, нацеленных вкупе с программами обучения на формирование таких ценностных ориентиров, как патриотизм, гражданская ответственность, толерантность, семейные ценности, личностная, социальная и государственная безопасность, ценность человеческой жизни через внедрение ФГОС;
внедрение системного, программно-целевого подхода к воспитанию обучающихся;
разработка Программы воспитания школьников в целях создания единого воспитательного пространства в рамках муниципальных воспитательных программ: «Я - зеленодолец. Я - гражданин России», «СемьЯ», «Я и мир вокруг меня», «Я и мое здоровье»
Сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов:
усиление в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;
оптимизация системы психологического сопровождения учебного процесса;
создание условий для формирования здорового образа жизни;
совершенствование системы мониторинга состояния здоровья;
обеспечение охраны труда и безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
Повышение профессионализма педагогических кадров:
усиление мотивации педагогов на использование различных форм обучения, освоение новых методик обучения;
организация учебно-методической работы в школе для обеспечения оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы;
повышение квалификации педагогов в области информационных технологий.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
обеспечение сохранности школьного здания, оборудования, имущества и их рациональное использование;
изыскание и рациональное использование внебюджетных средств;
дальнейшая гуманизация образовательного пространства школы.
Подготовка педагогического коллектива к работе в свете перехода на обучение по ФГОС основного общего образования
осознание индивидуального педагогического опыта, выявление, оформление образцов личностно ориентированного педагогического опыта;
оценка и самооценка результативности педагогического опыта; выявление индивидуальных педагогических затруднений
создание основ банка педагогических находок школы;
диагностика эмоциональной сферы учащихся, приемов педагогической работы в школе нового типа;
теоретическое изучение основ современных образовательных технологий на личностно ориентированной основе: интергальные технологии, коммуникативные технологии, психологические технологии, проблемно-поисковые технологии, рефлексивные технологии, эвристические технологии, метатехнологии, деятельностные технологии;
согласование новых образовательных целей и способов их достижения средствами разных учебных предметов;
формирование мотивации большей части педагогического коллектива на деятельность в русле идей модернизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предназначение инновационных процессов - развитие школы как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности общеобразовательного учреждения.
Развитие школы на основе нововведений представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Управление инновационной деятельностью - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.
Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.
Новые условия управленческой деятельности определяются значительными изменениями, происходящими в системе образования: новыми образовательными стандартами, индивидуализацией образования, новой системой оценки качества образования, становлением новых организационно-правовых форм в общем образовании, новой системой отраслевой оплаты труда, введением нормативно - подушевого финансирования. Каждая из этих позиций напрямую затрагивает деятельность управленческих кадров и мотивирует руководителей образовательных учреждений на переподготовку по специальности менеджер образования.