Информационное обеспечение процессов управления образовательным учреждением

ОГЛАВЛЕНИЕ

13 TOC \o "1-2" \u 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc327454093 \h 14315
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 13 PAGEREF _Toc327454094 \h 14615
1.1. Сущность информационного обеспечения образовательных учреждений 13 PAGEREF _Toc327454095 \h 14615
1.2. Технология информационной деятельности 13 PAGEREF _Toc327454096 \h 141015
1.3.Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения 13 PAGEREF _Toc327454097 \h 141315
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ «КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СОШ» 13 PAGEREF _Toc327454098 \h 141915
2.1. Характеристика деятельности МБОУ «Красноармейская СОШ» 13 PAGEREF _Toc327454099 \h 141915
2.2. Анализ информационного обеспечения управления МБОУ «Красноармейская СОШ» 13 PAGEREF _Toc327454100 \h 142915
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 13 PAGEREF _Toc327454101 \h 143215
3.1. Улучшение сетевой организации учреждения 13 PAGEREF _Toc327454102 \h 143215
3.2. Внедрение автоматизированной информационной системы 13 PAGEREF _Toc327454103 \h 143715
3.3. Использование Интернет технологий 13 PAGEREF _Toc327454104 \h 144015
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc327454105 \h 144215
ЛИТЕРАТУРА 13 PAGEREF _Toc327454106 \h 14451515
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы (исследования). Современная социокультурная ситуация требует подъема образовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях.
Информатизация управления образованием способствует моделированию высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности современного общества.
Такие ученые, как Ю.К. Бабанский, П.И. Конаржевский, П.В. Худоминский и другие в своих трудах разработали известную модель управления, основными компонентами которой стали: изучение дел в образовании; постановка задач; планирование и выбор средств по достижению плана; организация выполнения намеченных дел; корректировка деятельности; анализ результатов и постановка новых задач. Методологические ориентиры новых подходов к управлению в переходный период стали предметом исследований ученых, сочетающих теоретико-прогностическую работу с концепцией развития управления современными образовательными учреждениями (Т.А. Орлова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). В исследованиях Б.С. Гершунского и других рассматривается круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования.
Однако на практике реализация информационных технологий управления школой выявляет ряд противоречии:
между потребностями в компьютеризации управления школой и возможностями образовательного учреждения в разработке управляющей информационной системы;
между насущной потребностью педагогической науки и практики в разработке эффективного управления образовательной школой и недостаточной научной обоснованностью таких механизмов.
Объект исследования – информационное обеспечение управления образовательными системами.
Предмет исследования – информационное обеспечение процессов управления образовательным учреждением.
Цель работы – изучение процесса управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи работы:
определить сущность информационного обеспечения образовательного учреждения;
выявить технологию информационной деятельности и нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения;
дать характеристику деятельности МБОУ «Красноармейская СОШ»;
проанализировать информационное обеспечение управления МБОУ «Красноармейская СОШ»;
дать характеристику внедрения автоматизированной информационной системы;
описать использование Интернет технологий.
Теоретическую и методологическую базу работы составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими. Поддержка образовательных инициатив и нововведений, создание условий, обеспечивающих выживание и развитие образовательных учреждений, изложенных В.А. Сластениным и Т.И. Шамовой, целеполагание и регуляция социального управления в образовании, рассмотренные М.М. Поташником, П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой. Рассмотрение круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования в трудах Б.С. Гершунского и других.
Методы данной работы. В ходе исследования использовался комплекс различных методов: объект исследования изучен методом системного анализа, методами исключенного и включенного наблюдения, изучения документов, регламентирующих управление школой, экспертных оценок, проведения социологических опросов. Широко использован метод вторичного анализа результатов исследований, ранее проведенных в этой области. Опытно-экспериментальная работа по организации управления школой на основе использования автоматизированных рабочих мест (АРМ). Анализ и обобщение опыта экспериментальной работы по проверке эффективности использования АРМ.
Нормативно-правовая база составляет: Конституция Российской Федерации (с изменениями на 1 марта 2012 г.), Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (принят ГД ФС РФ 15.03.2000) (с изменениями от 26 июня 2007 г.), Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г.)
Эмпирическая база работы – мероприятия по внедрению информационных технологий МБОУ «Красноармейская СОШ».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
1.1. Сущность информационного обеспечения
образовательных учреждений
Необходимым условием управления образовательным учреждением является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления учреждением состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы [5, C. 38].
Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения состоят в следующем:
удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;
информировать о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей;
передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно-направленные им;
систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся;
информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.
Существуют два канала информационного обеспечения руководителей:
- формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности);
- стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные обращения или ответы и др.).
В практике управления образованием пока превалирует второй канал. Важно, чтобы обеспечение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения, поступающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала.
Промежуточное положение в системе информационного обеспечения руководителей системы образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемая по их заданию специалистами по тому или иному вопросу в виде справок, аннотаций, целевых анализов. При правильной организации информационного обеспечения потребность в них значительно уменьшается.
Логическая структура информационных потоков в общем случае не связана с физической структурой транспорта информации и связи, которая имеет звездообразную структуру типичной региональной образовательной сети.
Для осуществления транспорта информации в системе мониторинга используют следующие каналы связи:
Интернет-каналы - для передачи данных от коммуникационного сервера региональной образовательной сети в Министерство образования, а также из районных и городских органов управления образования и общеобразовательных учебных заведений, находящихся в регионе вне регионального центра, связь с которыми по коммутируемым телефонным каналам (внутриобластным) оказывается слишком дорогостоящей и недостаточно надежной и устойчивой;
Коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up - для связи в черте регионального центра и передачи данных субъектами мониторинга на коммуникационный сервер региональной образовательной сети, а также для передачи данных общеобразовательными учебными заведениями в районах местным провайдерам Интернет;
При небольшой скорости передачи данных из малооснащенных школ в сельских районах информация может передаваться на дискете в районный орган управления образованием с курьером для последующей отправки на коммуникационный сервер региональной образовательной сети;
В отдельных случаях (при отсутствии проводной телефонной сети) для передачи данных могут использоваться радиосредства - радиомодемы, однако, при высокой стоимости и сравнительно небольшом радиусе действия такие средства остаются неэффективными.
Вся информация, накапливаемая в образовательном учреждении подразделяется на внешнюю и внутреннюю [9, C. 103].
Внешняя - директивы и нормативные документы о системе управления в городе, округе, школе (приказы, распоряжения и др.), учебные планы и программы, общественно политическая и научно-педагогическая информация.
Внутренняя информация помогает представить состояние и результаты обучения, воспитания и развития учащихся, сведения о руководителях учреждения и учителях, их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связях школы и других учреждениях.
Вся информация еще делится по времени на оперативную и стратегическую (тематическую и школьную).
Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении. Это те данные, которые нужны руководителю образовательного учреждения, чтобы оценить работу образовательного учреждения за день, неделю, месяц, четверть и т.д.
Стратегическая информация - это данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплексные программы развития образовательного учреждения, директивные документы государственной Думы, постановления правительства и др. Тематическая и оперативная информация, как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию являются составной частью итоговой информации.
В последнее время в управлении большое распространение получает использование телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении, что позволяет более оперативно осуществлять:
дифференцированный подход к обучению;
разрабатывать новые системы контроля;
проводить групповые занятия;
организовывать интерактивное общение для обобщения и обмена мнениями с педагогами других регионов;
обучаемые получат возможность с помощью компьютера связаться с учителем-консультантом (тьютором), участвовать в международных олимпиадах, конференциях.
Дистанционное обучение станет хорошим инструментом как для повышения квалификации, так и для самообразования учителя, воспитателя и руководителя образовательного учреждения. Технологии управления образовательным учреждением приобретает новую модель.
1.2. Технология информационной деятельности
В конце XX века  человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Применение информационных технологий в процессе обучения в  учреждениях дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать [38].
Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.
Во всех средних общеобразовательных школах есть свои сайты, это становится для школы важным и престижным делом. 
Однако, в новый век тысячелетие российское образование вошло более свободно, проявляя инициативу и пытающееся самостоятельно формировать свою образовательную политику, искать новые формы организации учебного процесса, оказания дополнительных образовательных услуг и привлечения внебюджетных средств финансирования.
В средней школе энергично внедряющие новые информационные технологии, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей.
Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения учащимися информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Развитие информационных образовательных технологий позволит работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами, людям, находящимся далеко друг от друга.
Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.
Компьютер и информатика как компонент системы образовательно-педагогического управления. Это направление информатизации связано с процессом принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности - от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях. Информационные образовательные технологии являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных - обучающей, воспитательной и развивающей - функциях.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды.
При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.
При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности - познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями.
Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс с использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения в образовательных учреждениях будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности обучающихся.
1.3.Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения
Информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (статья 128); так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективную форму выражения, т.е. закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе. В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.
Термин «право человека и гражданина на информацию» появился впервые во Всеобщей декларации прав человека 1948 году, где в качестве задачи, к которой должны стремиться все народы и государства, определяется право каждого искать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо от государственных границ.
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
ФЗ регулирует отношения, возникающие при:
осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
применении информационных технологий;
обеспечении защиты информации.
Положения ФЗ не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
установление ограничений доступа к информации только ФЗ;
открытость информации о деятельности государственных органов и органов МСУ и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных ФЗ;
равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
достоверность информации и своевременность ее предоставления;
неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена ФЗ.
Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего ФЗ и других регулирующих отношения по использованию информации ФЗ.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
От имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами МСУ в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено ФЗ, вправе:
разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
соблюдать права и законные интересы иных лиц;
принимать меры по защите информации;
ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена ФЗ.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных ФЗ ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Не может быть ограничен доступ к:
нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов МСУ;
информации о состоянии окружающей среды;
информации о деятельности государственных органов и органов МСУ, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ.
Государственные органы и органы МСУ обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и НПА органов МСУ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов МСУ, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Ограничение доступа к информации устанавливается ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен ФЗ.
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено ФЗ.
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
В РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.
Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если ФЗ или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном ФЗ, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим ФЗ;
развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов МСУ информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
создание условий для эффективного использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.
Режим защиты информации установлен общими и специальными нормативно-правовыми актами. За нарушение режима защиты информации виновные лица привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ «КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СОШ»
2.1. Характеристика деятельности МБОУ «Красноармейская СОШ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красноармейская СОШ была основана в 1988 году. В 2001 году школа была переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноармейской средней общеобразовательной школы», затем в 2011 году переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноармейской средней общеобразовательной школы» [36].
Приоритетными направлениями развития школы являются:
непосредственно в отношении учащихся - подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, введение профильного обучения; поддержка мотивации учения у учащихся;
в отношении педагогического коллектива - повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;
в отношении социального окружения - формирования соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;
в отношении обеспечения образовательного процесса - улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе.
Основная масса детей – жители микрорайона Финский поселок, проживают в благоустроенных квартирах. Основная масса родителей учащихся представляет в социальном плане рабочих и служащих (77%), доля предпринимателей и безработных составляет соответственно 14% и 9%. Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования). В социальном плане школа объективно находится на передовой обеспечения социальной мобильности, содействуя проектированию будущего различных социальных слоев: рабочих, бизнесменов, интеллигенции.
Занятия проводятся в одну смену. Режим работы – шестидневная учебная неделя, который обеспечивает занятость обучающихся по интересам во второй половине дня.
Школа является опорной, базовой, а также экспериментальной площадкой на муниципальном и республиканском уровне.
В школе работает достаточно квалифицированный и стабильный педагогический коллектив.
Общее количество учителей – 32, из них:
высшей квалификационной категории - 12
I кв. категории - 12
II кв. категории - 4
Заслуженный учитель школ ЧР - 1
Отличник народного образования - 2
Почетный работник общего образования ЧР - 9
Победитель конкурса на соискание Премии Президента РФ - 10
Победитель конкурса на соискание Гранта Президента ЧР- 3
Победитель республиканского конкурса на звание «Самый классный классный» в номинации «Семья и школа» - 1
Средний стаж работы: 23 года.
Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися. В школе оборудован кабинет информатики, в котором находятся мобильный класс (11 ноутбуков), интерактивный комплект, 2 компьютера типа Pentium 4. 97% учителей прошли обучение на персональном компьютере и курсы переподготовки с целью использования компьютерных обучающих программ. В перспективном плане стоит задача дальнейшего обучения учителей работе с компьютерным оборудованием через районную систему компьютерного всеобуча и Центр новых образовательных технологий.
Большинство учебных кабинетов имеют специальное оборудование и компьютеризированное рабочее место. Кабинеты химии, физики, технологии, информатики, биологии оборудованы в соответствии с рекомендациями. Школьный комплекс располагает актовым залом на 120 мест, 1 спортивным залом, спортивной коробкой, 1 столовой на 125 посадочных мест, библиотекой с книжным фондом в 11 383 экземпляров, медицинским и процедурным кабинетами для оказания экстренной медицинской помощи.
Педагогический коллектив работает по типовым программам, утвержденным Министерством образования РФ и ЧР.
Профили обучения 10-11 классов – филологический, физико-математический, информационно-технологический, социально-экономический, естественнонаучный, технологический. В профильных классах обучение на курсах по выбору ведется по авторским программам, рассмотренным научно-методическим советом ресурсного центра «Траковская чувашско-немецкая гимназия» и одобренным ИМЦ Красноармейского района.
В 1-4 классах занимаются по программе «Перспективная начальная школа».
Иностранный язык - английский. Обучение со 2-го класса.
С 2004 года поддерживается высокое число участников интеллектуальных состязаний, в том числе международных и всероссийских конкурсов «Кенгуру», «Кенгуру – выпускникам», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Чувашская ласточка – языкознание для всех», «Золотое руно», «Британский бульдог», «КИТ», «Инфознайка».
Учащиеся школы ежегодно участвуют и становятся призёрами в районных и республиканских конкурсах.
Результаты олимпиад и конференций позволяют сделать вывод, что коллектив МБОУ «Красноармейская СОШ №2» целенаправленно работает по выполнению программы «Одаренные дети»: выявляет одаренных детей и ведет с ними целенаправленную, плодотворную работу, однако, анализ показывает, что у коллектива нет системы подготовки детей к участию в республиканских олимпиадах и конкурсах..
МБОУ «Красноармейская СОШ №2» является конкурентоспособным общеобразовательным учреждением. В данной школе формируется высокий уровень знаний, умений и навыков обучающихся благодаря внедрению новых технологий обучения на основе гуманистических ценностей, и поэтому здесь созданы все условия для эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в образовательном процессе. Следует отметить, что укрепление материально-технической базы школы произошло за счет вложения внебюджетных средств и участия в конкурсах, проектах, Грантах и экспериментах: 2000 год – 1 место в республиканском конкурсе «Школа года» в номинации «Школа радости» (1 комплект компьютерной техники), 2001 год – Грант «Открытое общество» – «Школа - социокультурный центр села» (1 комплект компьютерной техники с принтером, сканером, ксероксом и телефаксом); 2005 год - эксперимент по совершенствованию структуры и содержания предмета «Физическая культура» (спортивный инвентарь на сумму 142 тыс. рублей); 2006 год – проект Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по профильному обучению чувашского языка и литературы (1 комплект компьютерной техники с принтером); 2007 год – Грант Президента Российской Федерации (модернизация материально-технической учебной базы школы на сумму 1 миллион рублей).
Педагогический коллектив участвует в проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения, что значительно расширяет и улучшает качество предлагаемых населению образовательных услуг, позволяет создавать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников, разрабатывать и апробировать новые учебные программы, элективные курсы, активно внедрять технологии психологического сопровождения. В настоящий момент в районе работает модель сетевого взаимодействия с ресурсным центром, в которую включены не только учащиеся профильных классов, но и учителя нашей школы, организующие обучение по индивидуальным планам и программам, утвержденным директором ресурсного центра МОУ «Траковская чувашско-немецкая гимназия».
Воспитательный процесс организован в соответствии с требованиями нормативных документов и направлен на максимальное раскрытие личностных достижений. Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей ее активизации в современных условиях стала деятельность по реализации концепции воспитательной системы - школы творческого самовыражения личности. В концепции определены ведущие приоритеты, подходы, формы и средства воспитания школьников. В соответствии с данной концепцией разработаны положения, локальные акты.
Немалое значение в воспитательной деятельности уделяется развитию школьной детско-юношеской общественной организации «Ростки Яковлева». Основными формами являются: заседания Малого и Большого советов, ученические собрания по итогам учебных четвертей, школьный фестиваль детско-юношеских общественных организаций «Ростки Яковлева», прием первоклассников в ряды школьной организации «Ростки Яковлева», культурно-массовые и спортивные мероприятия.
Школа поддерживает тесное сотрудничество:
с МУЗ «Красноармейская ЦРБ»: плановые медосмотры, подготовлены медицинский и процедурный кабинеты, вакцинация детей и учителей, организация лектория по профилактике заболеваний, наркозависимости, табакокурения через личные беседы, педагогические всеобучи, классные часы и т.д.;
с ДЮСШ: работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, футболу, проводимых на базе нашей школы; активное и результативное участие учащихся и педработников в районных соревнованиях;
со спортивным комплексом филиала ООО «Газпром Нижний Новгород Волготрансгаз» «Заволжский» - ЛПУМГ: проведение уроков физической культуры, работа секций;
с РОВД: регулярно проводятся беседы со специалистами РОВД по вопросам профилактики преступности и правонарушений. В последние 4 года в микрорайоне нет безнадзорных детей. Есть дети, находящиеся под опекой и дети, не получающие должного воспитания, как правило, это дети из малообеспеченных семей;
с центром диагностики и консультирования: регулярная работа по оказанию психологической помощи учащимся; проведение психологических тренингов и семинаров для учителей и учащихся;
с районной и детской библиотеками: проведение классных часов, конкурсов, викторин с целью формирования художественной культуры учащихся;
с клубом «Заволжский»: сеть кружков – «Бисероплетение», «Умелые ручки», «Танцевальный», «Театральный», «ВИА» и др.;
с РДНТ: кружки «Хореографический», «Хоровой», «Вокальный» и др.;
со школой искусств;
с родителями: через проведение индивидуальных бесед со всеми участниками образовательного процесса, педагогический всеобуч, лекторий, родительские собрания, классные часы, открытые творческие отчеты детских кружков, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», организацию медико-социально-психолого-педагогического мониторинга, анкетирование;
с учреждениями науки: ЧГУ им. И.Н. Ульянова (с 2004 года «Школа будущего инженера»), ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (с 2003-2004 учебного года – педагогический класс, с 2006-2007 учебного года – подготовительные курсы в ресурсном центре), Чебоксарским кооперативным институтом – подготовительные курсы на базе школы). В 2007-2008 учебном году начато сотрудничество с Образовательным центром «Школьный университет» ТУСУР г. Томска – ИТ-класс для обучающихся 7-11-х классов.
Проектирование оптимальной системы управления образовательным учреждением осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
В основу управления школой положена многоуровневая структура управления.
1 уровень представлен администрацией школы, в которую входят директор и его заместители. Директор школы определяет совместно с Управляющим советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях, несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы. Администрация школы координирует деятельность, подводя итоги и внося необходимые коррективы в процесс реализации программы развития школы уровень директора.
2 уровень: Совет школы определяет тактику развития и функционирования образовательного учреждения; утверждает программы развития образовательного учреждения; решает спорные вопросы, в том числе формирует независимую экзаменационную комиссию в случае несогласия обучающегося и его родителей с годовой оценкой; принимает решения об исключении учащихся, решает вопросы организации детского питания, развития материальной базы школы, принимает участие в развитии учебного заведения.
Управляющий совет в соответствии с Уставом и Положением об Управляющем совете является одной из форм самоуправления по защите прав и интересов обучающихся. Его задачи: создание благотворительных условий для совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей, учителей; создание условий для развития способностей обучающихся, их творческого, интеллектуального и нравственного потенциала; содействие в укреплении материально-технического обеспечения учебно-методического комплекса.
Педагогический совет организует и контролирует учебно-воспитательный процесс.
Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители творческих групп. МС руководит работой творческих групп учителей, методическим объединением классных руководителей, является главным консультативным органом школы по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности коллектива. МС содействует повышению профессионального и методического уровня учителя и классного руководителя.
Профсоюзным комитетом представлена общественная учительская организация школы, которая принимает участие в организации жизнедеятельности педагогического коллектива, стоит на защите прав учителей. Профсоюзный комитет осуществляет мероприятия по охране труда и соблюдению техники безопасности, оздоровлению работников школы.
3 уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления).
Творческие группы – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области. ТГ ведут методическую работу по предмету, организуют внеклассную деятельность учащихся, проводят анализ результатов образовательного процесса.
Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение методической службы школы, объединяющее классных руководителей всех параллелей.
4 уровень организационной структуры – уровень обучающихся.
Высшим органом детско-юношеской организации «Ростки Яковлева» является конференция, которая созывается не реже 1-2 раз в год. Контроль и руководство осуществляет Большой Совет. Оперативную координационную работу ведет Малый Совет.
Большой Совет:
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой; формирует органы самоуправления в школе;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.
Малый Совет:
координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
организует самообслуживание учащихся, их дежурства, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
готовит и проводит собрания и конференции;
организует выпуск стенной и радиогазет;
обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения мероприятий;
заслушивает отчеты руководителей центров по направлениям, членов Большого Совета;
решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
принимает решение об использовании учащимися заработанных ими денег;
организует соревнования между классами, подводит итоги;
утверждает состав делегации на районные совещания и конференции.
Классные органы самоуправления организуют внеурочную работу внутри класса, согласуя свою деятельность с Малым советом.
2.2. Анализ информационного обеспечения управления
МБОУ «Красноармейская СОШ»
В МБОУ «Красноармейская СОШ», как и в любой современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией школы встал вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им.
Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работа администрации школы организована с помощью персонального компьютера. Для более эффективного управления создана единая информационная среда, отвечающая соответствующим требованиям. Например, банк данных системы содержит максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса; предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием; многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях школа решает за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office. Использование перечисленных банков данных позволил минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионализма педагогов. Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и педагогам. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.
Педагоги регулярно используют ИКТ - технологии в своей работе. В школе достаточно широко используют ИКТ и в управлении:
Документооборот осуществляется с помощью электронной почты, что позволяет, во-первых: сократить время на движение документа от источника к получателю, во-вторых: перейти к безбумажному способу работы.
У школы есть свой сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сайт - это виртуальное представительство в мировом информационном пространстве. Решает задачу информированности общественности, открытости и прозрачности происходящего в школе, создание определенного мнения об учреждении, которое имеет огромное значение для выбора родителями дополнительного учебного заведения своим детям. На сайте школы помещается разного рода информация, которая может быть интересна всем участникам образовательного процесса (устав, положения, новости, информация о мероприятиях). Сайт помогает решать многие социальные задачи. Родители, ознакомившись с учебными возможностями школы, формируют свой социальный заказ на образование своих детей.
В своей работе администрация пользуется стандартным пакетом Microsoft Office, включающим в себя: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.
По данным представления информационного обеспечения управления школой можно сделать следующие выводы: материально-техническая база и уровень педагогической грамотности коллектива позволяют использовать в управлении школы компьютерные технологии, но данный уровень использования информационно-коммуникационных технологий в управлении учреждением не предусматривает: возможность обмена информацией между всеми пользователями:
доступ к базе данных для всех пользователей;
централизацию поступающей внешней и внутренней информаций;
ведение электронного журнала.
Объем информации, с которой работает учебное заведение, неуклонно растет, требуются все новые и новые формы отчетов. Требуется единая система информационного обеспечения, построенная на информационном пространстве школы, учитывающая все особенности и возможности данного учреждения.
Также следует отметить, что наибольшее влияние на эффективность использования информационных технологий оказывает дополнительное число учебных часов с использованием информационных технологий.
Из вышесказанного можно сделать вывод: грамотное использование информационных технологий в управлении школой – это инструмент оптимизации и автоматизации множества рутинных циклов, несомненно, повышающих эффективность управления образовательным учреждением.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Улучшение сетевой организации учреждения
Сетевая организация – это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети – значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.
Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений. Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой.
Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Основные свойства сетевой организации:
1. Форма. Горизонтальное взаимодействие: максимальное число связей, многоначалие, включение любого числа объектов.
Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы. Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики сетевой организации.
2. Процессы. Ориентированность на результат: мобильность перегруппировки, краткосрочность существования, консенсусные процедуры.
3. Управление. Использование «слабых» связей: частичное лидерство, аутсорсинг (использование внешних ресурсов).
4. Внутренняя сущность. Владение потоками информации: широкая специализация, информация – основной актив, децентрализация информационных потоков.
Сетевая организация обеспечивает полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей; согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия; реализует дифференцированный подход к работе с педагогическими и руководящими кадрами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями. И в этом смысле сети в образовательном пространстве выступают как механизм объединяющей, интеграционной политики.
В современных условиях модернизации российского образования, которая характеризуется с одной стороны существенным обновлением содержания и методик обучения, а с другой - стандартизацией образования, невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал муниципального методического учреждения в условиях ограниченности его ресурсов – недостаточное финансирование, небольшое количество штатных единиц. Традиционное содержание методической работы на муниципальном уровне: организация педагогических чтений, научно-практических конференций, «круглых столов» по темам, над которыми работают педагоги; представление на открытых семинарах инновационного опыта работы образовательных учреждений на настоящем этапе развития образования не может считаться достаточным для удовлетворения все возрастающих потребностей педагогической общественности. В то же время участие педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и профилизация образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию. В соответствии с этим многие ученые уделяют внимание изучению проблемы самоактуализации педагога в условиях современной образовательной парадигмы.
Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Механизмом повышения профессионального уровня педагога сегодня становится модель сетевого взаимодействия. Принцип сочетания индивидуального и коллективного, как показывает практика, позволяет обеспечить непрерывность профессионального образования педагога и как следствие повысить качество образовательной услуги муниципалитета. В свою очередь создание системы опорных школ, ресурсных центров - лидеров муниципального образования в решении приоритетных задач развития образования - позволяет одновременно разрабатывать несколько проблемных тем, в которых заинтересовано образование муниципалитета на определенном этапе развития. На базе каждой опорной площадки складывается рабочая группа из педагогов различных образовательных учреждений города. Участвуя в работе сетевой организации, педагоги разрабатывают методическую тему, заявленную опорной площадкой, и создают конкретный продукт, тем самым создаются условия для повышения квалификации педагогов, для формирования их исследовательской культуры.
Повышение профессионального уровня учителя идет и через работу в проектах, которые также реализуются посредством модели сетевого взаимодействия.
Модель сетевого взаимодействия и координации деятельности субъектов муниципальной системы образования может рассматриваться не только как инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров, но и как ресурс управления инновационными образовательными процессами в муниципалитете [37].
Под сетевой деятельностью мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т.д. Таким образовательным учреждениям присваивается статус сетевой опорной площадки. Опорное образовательное учреждение по направлению инновационной деятельности - учреждение, имеющее эффективный опыт работы по направлению деятельности. Ресурсный центр на базе образовательного учреждения – учреждение, имеющее опыт и ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические) для реализации одного из перспективных направлений развития муниципальной системы образования. Образовательные учреждения могут позиционировать себя в качестве опорных, ресурсных, учебно-методических центров, стажерских площадок при наличии эффективного опыта решения педагогических и управленческих задач, а также ресурсов высокого уровня.
Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия опорных учреждений может быть сформулирован следующим образом:
обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами;
активизация участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем в процессе работы опорных учреждений;
повышение эффективности использования методических ресурсов;
расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров;
повышение качества работы образовательных учреждений.
У педагогов появляется возможность получить консультацию и профессиональный совет, поделиться опытом. Сетевое взаимодействие позволит решать различные вопросы методической работы качественнее и быстрее. Можно сказать, что сетевая организация методической работы позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности заместителей директоров, обеспечивает информационную, методическую поддержку образовательным учреждениям. Сетевая организация является мощным стимулом позитивных изменений в системе образования, дает возможность решать разнообразные проблемы, как образовательного учреждения, так и методической работы на муниципальном уровне [35].
3.2. Внедрение автоматизированной информационной системы
В МБОУ «Красноармейская СОШ» в 2014-2015 учебном году планируется внедрение автоматизированной информационной системы «Электронный журнал».
Целью создания электронного журнала является:
1. Повысить качество образования за счет:
повышение уровня прозрачности учебного процесса;
автоматизации учетных функций;
повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся;
удобства ведения учета и анализа учебной деятельности повышение надежности хранения информации;
повышения уровня соблюдения прав всех участников учебного процесса (совершенствования контроля над вводом и изменением информации);
технологического развития учебного процесса.
2. Обеспечить предоставление государственной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведения электронного дневника и электронного журнала успеваемости».
Электронный журнал предназначен для учета выполнения учебных программ, в том числе:
учет проведенных занятий с отражением тематики, занятости педагогических сотрудников, отклонений от ранее запланированного графика;
учет домашних и иных учебных заданий;
учет результатов выполнения учебной программы обучающимися (успеваемость);
учет посещаемости занятий обучающимися.
Внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность предусматривает практическое использование электронного журнал в большинстве школ страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования РФ в целом.
Учет реализации учебных программ будут вестись распределенным образом всеми педагогическими работниками образовательного учреждения. В начале года классные руководители должны внести на все предметные страницы журнала списки учебных групп своего класса.
Распределение предметных страниц по журналу и закрепление их за преподавателями будет осуществляться на основании учебного плана и распределения нагрузки между педагогами.
Педагоги осуществят заполнение классных журналов в части информации о датах проведения занятий (в соответствии с расписанием занятий), темах уроков, заданных домашних заданиях, оценках учащихся и отметок об отсутствии учащихся на уроках.
В конце отчетных периодов Педагогические работники образовательного учреждения подведут итоги учебного процесса. Каждому ученику выставят итоговые оценки (или отметки), будет проведена статистическая оценка проведенных занятий на соответствие учебному плану, по типам занятий, по полученным результатам. В случае болезни ученика может быть назначена отсрочка выставления ему итоговой оценки. Итоговые оценки дублируются в сводную ведомость в конце классного журнала. Сводная ведомость должна быть передана в архив через 5 лет хранения журнала в образовательном учреждении. По итогам года составляется сводная статистическая таблица успешности учебного процесса.
Контроль над ведением учета учебно-педагогической документации и хранение журналов осуществляет Администрация образовательного учреждения (заместитель директора по учебной работе). При наличии кадровых ресурсов работа будет распределяться между несколькими сотрудниками учебной части. Контроль подразумевает несколько направлений:
проверка своевременности отражения в журнале занятий;
проверка своевременности выставления отметок;
проверка выполнения графика наполняемости отметок;
проверка отражения посещаемости занятий;
проверка выполнения учебного плана;
проверка своевременности проведения работы с отстающими обучающимися;
проверка выполнения домашних заданий;
проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся, требованиям по содержанию и объему;
учет замененных и пропущенных уроков (занятий) в соответствии с действующими нормативно-регламентирующими документами;
ведения табеля учета рабочего времени учителей.
В перспективе для полной замены традиционного документооборота школы на бумажных носителях необходимо обеспечить инструментарий для отражения в электронной форме, как минимум, тех же функций. Часть функциональных обязанностей при этом необходимо автоматизировать. Использование электронных способов обработки информации позволяет лучше отразить индивидуальную успеваемость учеников, избежать в ряде случаев вывода избыточной информации (например, успеваемости группы учащихся), когда в этом нет необходимости (например, при проверке успеваемости предполагаемых медалистов).
Развитие систем оценки качества образования требует поддержки в рамках автоматизированной системы различных видов оценивания. Деятельность Правительства РФ по переводу государственных услуг в электронный вид определяет необходимость информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса в электронном виде, в частности посредством портала государственных услуг.
3.3. Использование Интернет технологий
Учителя, использующие в образовательной деятельности Интернет технологии, с полной уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять современные педагогические технологии, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, развитие интегративного подхода, обучения в деятельности. Также развивает умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет и умение критически подойти к информации, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки постоянного самообразования.
Компьютер и Интернет помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию, кроме того Интернет технологии позволяют создавать на новом уровне профессиональное сообщество людей, объединенных общими интересами, позволяет решать и обсуждать актуальные вопросы независимо от расстояний, что на сегодняшний день является безусловно важным фактором, когда в прошлом остаются единые программы и учебники, когда вопросы снабжения методической литературой оставляют желать много лучшего.
Сегодня, когда организуется единое образовательное пространство, важно взаимодействие не только коллег-предметников, но и поддержка администрации школы, округа, официальных органов, т.е. взаимодействие в самых различных направлениях, которое можно условно определить как «горизонтальные» и «вертикальные».
Необходимо говорить сегодня и о значимости взаимодействия учителя-предметника и информатика, которое во многих школах является чуть ли не главным условием успешного развития процесса освоения Интернет технологий в «отдельно взятой школе».
Ведь позиция учителя информатики решает сейчас фактически доступ к компьютеру предметников. Если администрация организует свободный доступ учителей, учащихся к компьютеру, если в кабинете у учителя будет стоять хотя бы один компьютер, то можно говорить о возможности использования им Интернет технологий: обращения к образовательным сайтам, работы с электронной почтой, постоянного виртуального общения с коллегами через листы рассылки, в тематических чатах, конференциях.
При активном творческом взаимодействии и по горизонтали, и по вертикали, можно говорить о прорыве школы в образовательное пространство, что дает свои весомые результаты. Работа в такой школе не мыслится учителями без Интернет технологий.
На сегодняшний день совокупный объем информации в сети подсчитать невозможно. Его можно сравнить разве что с совокупным объемом информации во всех библиотеках мира. А конкретно пользу может принести сеть:
во-первых, это наиболее быстрый и надежный способ передачи информации на значительные расстояния;
во-вторых, это самый дешевый способ проведения маркетинговых исследований;
и, наконец, в-третьих - это возможность заявить о себе на весь мир с минимальными затратами - такую массовость охвата не может предоставить ни одно периодическое издание в мире.
Интернет развивается настолько быстро, что уже превратился в новый вид коммуникаций, так же как в свое время появилось телевидение и телефон. Вероятность найти требуемую информацию в сети Интернет приблизительно 80%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа информационных технологий управления в образовательных учреждениях можно сделать следующие выводы: образовательное учреждение – это сложная динамическая социальная система, поэтому управление образовательным учреждением имеет свои специфические особенности, школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенной социальной среде. Необходимо учитывать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.
Управление образовательным учреждением основывается на принципах: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами, системности и целостности в управлении; рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами.
Исследование показало: на современном этапе, информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и в образовательном учреждении. Информатизация управления образовательным учреждением связана с принятием более обоснованных управленческих решений на основе автоматизированной обработки социально-экономической, психолого-педагогической и иной информации.
В ходе изучения работы с информационным обеспечением управления МБОУ «Красноармейская СОШ», были сделаны следующие выводы: информатизация образования позволила значительно улучшить материально-техническую базу учебных заведений, заставила весь педагогический коллектив обучаться на курсах по повышению компьютерной грамотности. Это в свою очередь, позволила внедрить и в процесс управления образовательным учреждением компьютерные технологии. Компьютеры помогают быстро обрабатывать информацию. А для принятия управленческого решения часто как раз не хватает своевременной, полной и достоверной информации. Поэтому, для повышения эффективности управления необходимо использование информационных технологий.
Исследование показало, что внедрение информационных технологий в управлении школы способствовало:
повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
существенному сокращению время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения).
Практическая значимость внедрения помогла:
заменить рутинную, ручную работу по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени;
создать долгосрочные, систематизированные банки данных;
значительно повысить эффективность при обработке больших объемов информации;
представить информацию в удобно оформленном виде;
быстро осуществить поиск необходимых данных.
Использование ИТ в управлении школы – это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в учреждениях образования. Речь идет о существенной перестройке работы на базе ИТ, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг.
Внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность предусматривает практическое использование электронного журнал в большинстве школ страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования РФ в целом.
Использование современных информационных технологий в управлении образовательным учреждением, формирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, и т.д. – это верный путь повышения эффективности управления учреждением.
Таким образом, управление образовательным учреждением, как вид социального управления будет более эффективным, если:
будет создана соответствующая материально-техническая база;
уровень подготовки педагогического коллектива будет соответствовать требованиям процесса информатизации;
управление будет основываться на использовании современных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 1 марта 2012 г.) - М: Литера, 2012. – 64 с.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 01.04.2012 №25-ФЗ)
Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»(принят ГД ФС РФ 15.03.2000)(с изменениями от 26 июня 2007 г.)
Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г.)
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Народное образование, 2006. - 336 с.
Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. – М: Педагогика, 2002. – 139 с.
Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогика 2004. – 135с.
Гришан, И.П. Менеджмент образовательных учреждений / И.П. Гришан. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. – 65 с.
Информатизация общего среднего образования. Научно-методическое пособие/Под ред. Д.Ш.Матроса.-М.:Педагогическое общество России,2004.-384 с.
Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения: учебник / М.И. Кондаков. – М.: Педагогика, 2005. – 300 с.
Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление: Учебное пособие / Ю.А. Конаржевский. – М: центр «Педагогический поиск»,2006.-224 с.
Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. Зав / В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие/К.К. Колин.-Изд.:Академический проект.-М.,2007.-203с.
Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: Учеб. пособие для системы доп.проф. образования / Н.Н. Курова. – М.: Федерация Интернет образования, 2002.-186 с.
Мардахаев, Л.В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие / Л.В. Мардахаев. – Рязань, 2003. – 92 с.
Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. – М: Педагогическое общество России, 2003. – 128 с.
Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов / А.В. Мудрик. – М., 2005. – 205 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухвркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Полат Е.С. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
Основные категории теории управления: Учеб. Пособие. Изд. доп. и перераб. / Д.Н. Бобрышев. – М.: Академия, 2002. – 189 с.
Педагогический менеджмент (Концепция, опыт работы) / К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, В.Д. Белиловский. – М.: Педагогика, 2003. – 265 с.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005. – 77 с.
Поташник, М.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2003. - 203с.
Ситник, А.П. Методологическая помощь социальному педагогу образовательного учреждения по ведению текущей документации: Методические рекомендации / А.В. Мисько. – М.: Академия АПК и ППРО, 2005. – 78 с.
Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – 576 с.
Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе: Теория и практика: Новые технологии/П.И. Третьяков.-Скрипторий,2005.-568 с.
Третьяков, П.И. и др. Регион: Управление образованием по результатам: Теория и практика / Под ред. док.пед.наук, проф. П.И. Третьякова. Серия: Технологии управления образованием. – М.: Новая школа, 2001. - 880 с.
Хмель, Н.Д. Особенности управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе / Н.Д. Хмель. – Алматы: Мектеп, 2003. – 70 с.
 Худоминский, П.В. Методическая работа в школе. Методическое пособие / П.В. Худоминский. – М.: Педагогика, 2004. - 54с.
Шамова, Т.И., Управление образовательным процессом в школе: Методическое пособие / Т.М. Давыденко. - М., 2001. - 234 с.
Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Т. И. Шамова, П.И Третьяков, Н.П. Капустин; Под ред. Т. И Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с
Шалаев, И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективов: Учебник МГПИ / И.К. Шалаев, 2002. – 245 с.
Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2010. - №№3,8
Концепция информатизации образования: // Информатика и образование. - 2011. - №1. - С. 98-101
Татьянченко, Д.В. Приоритеты образования в муниципальных средних общеобразовательных школах // Завуч. – 2010. - № 2. – 10 с.
Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт МБОУ «Красноармейская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сеть творческих учителей. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915