СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Автор работы:
Остапенко Людмила Петровна
Преподаватель ФКПОУ № 337
Квалификационная категория – высшая
г. Южно-Сахалинск
2015
Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверева рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития.
Внутреннее управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций.
Процесс управления любой педагогической системой означает целеполагание и планирование. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.
Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.
В основу внутреннего контроля закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутреннего контроля выдвигают:
Достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса требованиям государственного стандарта образования
Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.
Внутренний контроль, как справедливо отмечает И.В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутреннего контроля. Он является той инвариантной контроля, которая дает возможность руководству ОУ готовить его к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам. В то же время учреждение образования имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план контроля за счет вариантной части.
Базовый компонент внутреннего контроля (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный) компонент позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением. Базовый компонент внутреннего контроля обслуживает стабильные структуры управленческой системы учреждения образования, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных структур. Стабильные структуры, позволят учреждению образования удерживать необходимое качество образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы модернизации образовательного учреждения в условиях определения индивидуального лица учреждения, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то есть, заниматься развитием [3]
Обозначенные выше теоретические положения о внутреннем контроле как элементе системы управления, а также анализ полученных результатов по обследованию состояния внутреннего контроля ФКП ОУ № 337.
В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами, управление образовательными процессами и, наконец, хозяйственное управление.
Сущность менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых оно предназначено. Основных функций четыре: планирование, организация, мотивация, контроль (рисунок 1) [1].
Организация
Объект управления
Контроль
Планирование
Мотивация
Организация
Объект управления
Контроль
Планирование
Мотивация
Рисунок 1 − Четыре первичные функции управления.
Четвертая классическая функция менеджмента – контроль. Он призван, заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки.
позволили нам определить направление по совершенствованию системы внутреннего контроля с целью повышения управления качеством образования [sakhst@mail.ru].
В процессе создания системы внутреннего контроля основывались на следующих принципах.
Принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным) Принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля.
Принцип субъектной позиции педагога к системе внутриучилищного контроля. Чем активней педагоги ОУ участвуют сами в процессе внутреннего контроля – взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается.
Принцип гласности и открытости контроля. Результаты контроля – как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу.
Принцип системности. Если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается.
В процессе работы над совершенствованием внутреннего контроля была создана модель эффективной системы внутреннего контроля, которая включает в себя необходимые требования к контролю, а также определены направления и содержание вариативной части внутреннего контроля ОУ, представленные в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Модель системы внутреннего контроля
С
И
С
Т
Е
М
ЫВ
Н
У
Т
РЕ
Н
Н
Е
Г
О
К
О
Н
Т
РО
Л
Я
Уровень 1 Уровень 2
Контроль должен отражать и поддерживать общие цели ОУ;
Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно;
Контроль необходимо обеспечивать с позиции действующих нормативов;
Контролировать по критическим точкам (особое внимание факторам, критическим для оценки степени выполнения плана);
Сосредотачивать контроль на существенных отклонениях;
Кнторль должен быть действенным – существенно влиять на повышение эффективности труда педагога;
Контроль осуществлять своевременно и регулярно Создание целостной системы информации: социальный заказ ОУ; информация об особенностях и состоянии работы педагогического коллектива;
Совершенствование компетентности, культуры проверяющего;
Создание объективных, точных и удобных параметров для критериев контроля;
Изучение деловых и профессиональных качеств членов педагогического коллектива (не только уметь вскрывать недостатки, но и находить положительное, оценивать достижения);
Придание контролю общественного характера – привлечение руководителей ОУ, преподавателей, учащихся; изучение общественного мнения о ОУ;
Создание продуманной системы морально-материального стимулирования
Таблица 2
Направления и содержание вариативной части внутреннего контроля ОУ
Направления внутреннего контроля
Обновление содержания образования Организация учебно-воспитательного процесса Контроль состояния санитарно-гигиенического режима и техники безопасности Контроль документации
Переход на ФГОС третьего поколения.
Апробация учебно-методических комплексов по ФГОС
Проведение контрольных срезов по апробации КОС КИМ Выполнение требований в соответствии с Уставом СПО
Выполнение графика учебного процесса
Переход на кабинетную систему занятий Выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил к учебно-воспитательному процессу
Соблюдение техники безопасности при проведении учебных занятий
Контроль здоровьесберегающих технологий Контроль заполнения журналов нового образца.
Формирование иведение портфолио учащихся и преподавателей
Разработка и утверждение методических рекомендаций к проведению практических и лабораторных работ
Разработка КОС и КИМ по дисциплинам