Программа кружка Роспись по дереву
Пояснительная записка
Программа «Роспись по дереву» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, общекультурной, прикладной, по форме организации групповой; по времени реализации - годичной.
Программа «Роспись по дереву» предназначена для обучающихся в основной школе, а также для интересующихся предметом, одаренных учащихся. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, с именами выдающихся художников, формирует чувство гармонии.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт при работе над проектом, при подготовке к творческим конкурсам. В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа рассчитана на 126 часов. Периодичность занятий 3 раза в неделю.
Целью данной программы является знакомство детей с видами народных художественных росписей и обучение основам народного художественного творчества. А также способствование формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.
Логика освоения учебных тем определяется задачами
Обучающими: - научить основам художественной грамотности;
- научить основам цветоведения;
- научить элементарным композиционным приемам;
- привить практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать.
Воспитательно - развивающими:
- развить образное, логическое и художественное мышление;
- создать в объединении соответствующую эстетическую среду;
- приобщить детей к народным традициям;
-приучить к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству;
- соединить обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.
Структура программы состоит из 2 образовательных блоков: теория, практика.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские модели. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию собственных изделий. Дети 12-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.
В результате работы программы «Роспись по дереву» обучающиеся: 1. должны знать виды народных росписей, учиться различать их между собой и давать им краткую характеристику;
2. должны уметь выполнять элементы росписи по дереву в соответствии с народными традициями;
составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия;
работать над индивидуальным изделием.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимо иметь:
Рабочую тетрадь по росписи;
Альбом;
Бумагу канцелярскую;
Стаканчики для воды;
Кисти;
Краски акварельные, гуашевые, масляные;
Карандаши простые;
Деревянные доски.
Отличительные особенности программы:
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписи и основных композиционных приемов. Данное направление не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.
Современный орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Характерными являются также изображение листвы, бутонов и перистой ажурной листвы. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки.
За основу берется хохломская роспись. Она схожа с народными росписями РФ и соседних стран, бывших республик СССР, таких как, Жостовская, Полхов-Майданская росписи, Петриковская роспись (Украина) и др. Поэтому программа построена на знакомстве учащихся с этими видами народных художественных промыслов. Изучение композиционных решений, характерных для каждого вида, соединение их в единую композицию дает возможность познакомиться также с элементами башкирской росписи, которая базируется на хохломской росписи. Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.
Предполагаемый результат: в процессе работы учащиеся в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии росписи, составления композиций на разных видах поверхности. Приобретают умения работать с кистью, гуашью.
В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, учреждения дополнительного образования детей, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в программу – 1,5 часа. Программа, содержание работы и задачи кружка. Демонстрация слайдов с образцами изделий, выполненных мастерами росписи. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами.
Тема 2. Гуашевые, акварельные и масляные краски – 3 часа
Теория – 1,5 ч. Краски.
Практика – 1,5 ч. Технология смешивания различных красок. Рисование линий.
Тема 3. Гжельская майолика – 3 часа
Теория – 1,5 ч. Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 1,5 ч. Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели. Работа по образцам.
Тема 4. Городецкая роспись – 3 часа.
Теория – 1,5 ч. Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 1,5 ч. Раскрашивание панно в цветовой гамме по мотивам городецкой росписи. Работа по образцам.
Тема 5. Жостовская роспись –1,5 часа
Теория – 1,5 ч. Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов.
Тема 6. Хохломская роспись –18 часов
Теория – 3 ч. История возникновения промысла и его современное состояние. Хохломская роспись как вид художественного промысла России. Хохломская деревянная посуда.
Практика – 15 ч. Основные принципы работы. Обучение рисованию линий, техника рисования, письмо «верховое», письмо «под фон», цвета «хохломы». Рисование «травки», элементы, виды «травки».
Тема 7. Составление композиций из «травки» – 9 часов
Теория –3ч. Основные принципы составления композиций из «травки». Виды композиций. Знакомство с работами мастеров.
Практика – 6ч. Составление индивидуальных композиций верховым письмом и «под фон». Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма.
Тема 8. Обучение рисованию листьев – 7,5 часа.
Теория – 1,5 ч. Обучение рисованию листьев, техника письма, виды листьев.
Практика – 6 ч. Рисование листьев различного размера. Соединение листьев разного размера в одной композиции. Выработка навыков рисования листьев разного размера. Рисование листьев и «травки» в композиции. Рисование листьев и бутонов.
Тема 9. Составление композиций из листьев и «травки» – 9 часов.
Теория – 1,5 ч. Основные принципы составления композиций из листьев и «травки». Виды композиций. Знакомство с работами мастеров.
Практика – 7,5 ч. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе верховым письмом и «под фон». Работа над техникой письма.
Тема 10. Обучение рисованию цветов –15 часов.
Теория – 3 ч. Обучение рисованию простейших цветов. Техника рисования цветка ромашки. Техника рисования сложных цветов, виды цветов.
Практика – 12 ч. Рисование цветов ромашки. Соединение цветов ромашки в одной композиции. Выработка навыков рисования цветов разного размера. Соединение цветов, листьев и бутонов. Работа над техникой письма.
Тема 11. Составление композиций из цветов, листьев и «травки» –12 часов.
Теория – 3 ч. Основные принципы составления композиций из цветов, листьев и «травки». Виды композиций верховым письмом и «под фон». Знакомство с работами мастеров.
Практика – 9 ч. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма.
Тема 12. Изображения животных и птиц в хохломской росписи - 9 часов.
Теория –1, 5 ч. Основные принципы изображения животных и птиц в хохломской росписи. Знакомство с работами мастеров.
Практика – 7,5 ч. Рисование животных и птиц. Составление композиций с животными и птицами. Работа над техникой письма.
Тема 13. Составление композиций для деревянных ложек – 6 часов.
Практика – 6 ч. Составление индивидуальных композиций для деревянных ложек верховым письмом и «под фон». Рисование композиций на бумаге.
Тема 14. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе верховым письмом – 6 часов.
Тема 15. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе письмом «под фон» – 6 часов.
Тема 16. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге верховым письмом – 6 часов.
Тема 17. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге письмом «под фон» – 6 часов.
Тема 18. Составление композиции для деревянного изделия «братина» и рисование верховым или фоновым письмом – 4,5 часа.
Литература
1. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. - Ростов–на–Дону: Феникс, - 2007.
2. Забытые умения и ремесла. Под ред. Михайкина. - М.,1983.
3. Основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение,1987.
4. Федотов Г. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение, 1987.
5. «Искусство - детям». Издательство «Мозаика – синтез».
Тематическое планирование работы кружка «Роспись по дереву»
№ Наименование темы Общее количество часов Теория Практика Примечания
1. Введение в программу 1,5 часа Просмотр слайдов Организация рабочего места 2. Гуашевые, акварельные и масляные краски
3 часа
Краски Технология смешивания различных красок. Рисование линий. 3. Гжельская майолика
3 часа Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние. Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели. Работа по образцам.
4. Городецкая роспись 3 часа
Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние.
Раскрашивание панно в цветовой гамме по мотивам городецкой росписи. Работа по образцам.
5. Жостовская роспись
1,5часа Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов. 6. Хохломская роспись
18 часов История возникновения промысла и его современное состояние. Хохломская роспись как вид художественного промысла России. Хохломская деревянная посуда.
Основные принципы работы. Обучение рисованию линий, техника рисования, письмо «верховое», письмо «под фон», цвета «хохломы». Рисование «травки», элементы, виды «травки». 7. Составление композиций из «травки»
9 часов
Основные принципы составления композиций из «травки». Виды композиций. Знакомство с работами мастеров. Составление индивидуальных композиций верховым письмом и «под фон». Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма. 8. Обучение рисованию листьев 7,5 часа
Обучение рисованию листьев, техника письма, виды листьев.
Рисование листьев различного размера. Соединение листьев разного размера в одной композиции. Выработка навыков рисования листьев разного размера. Рисование листьев и «травки» в композиции. Рисование листьев и бутонов. 9. Составление композиций из листьев и «травки» Знакомство с работами мастеров
9 часов
Основные принципы составления композиций из листьев и «травки». Виды композиций. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе верховым письмом и «под фон». Работа над техникой письма.
10. Обучение рисованию цветов 15 часов
Обучение рисованию простейших цветов. Техника рисования цветка ромашки. Техника рисования сложных цветов, виды цветов.
Рисование цветов ромашки. Соединение цветов ромашки в одной композиции. Выработка навыков рисования цветов разного размера. Соединение цветов, листьев и бутонов. Работа над техникой письма. 11. Составление композиций из цветов, листьев и «травки» 12 часов
Основные принципы составления композиций из цветов, листьев и «травки». Виды композиций верховым письмом и «под фон». Знакомство с работами мастеров. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма.
12. Изображения животных и птиц в хохломской росписи 9 часов
Основные принципы изображения животных и птиц в хохломской росписи. Знакомство с работами мастеров. Рисование животных и птиц. Составление композиций с животными и птицами. Работа над техникой письма. 13. Составление композиций для деревянных ложек
6 часов
Составление индивидуальных композиций для деревянных ложек верховым письмом и «под фон». Рисование композиций на бумаге. 14. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе верховым письмом 6 часов
15. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе письмом «под фон» 6 часов
16. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге верховым письмом 6 часов
17. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге письмом «под фон» 6 часов
18. Составление композиции для деревянного изделия «братина» и рисование верховым или фоновым письмом 4,5 часа Календарно – тематическое планирование работы кружка «Роспись по дереву»
№ п\пТема занятия Дата провед. планир. Дата провед. факт. Примечания
1 Вводное занятие 2-3 Гуашевые, акварельные и масляные краски
- краски (классификация)
- смешивание различных красок, рисование линий. 4-5 Гжельская майолика
- история возникновения промысла и его современное состояние
- раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели 6-7 Городецкая роспись
- история возникновения промысла и его современное состояние
- раскрашивание панно в цветовой гамме по мотивам городецкой росписи 8 Жостовская роспись 9-20 Хохломская роспись
- история возникновения промысла и его современное состояние
- хохломская роспись, хохломская деревянная посуда
- приемы росписи по дереву
- верховое письмо, простейший элемент «травка»
- роспись «под листок»
- фоновое письмо, простейшие элементы орнамента
- роспись «кудрина», элементы «травки»
21-27 Составление композиций из «травки»
- принципы составления и виды композиций - знакомство с работами мастеров
- составление индивидуальных композиций 28-32 Обучение рисованию листьев
- обучение рисованию листьев, техника письма, виды листьев
- рисование листьев различного размера
33-37 Составление композиций из листьев и «травки».
- рисование листьев и «травки» в композиции. - рисование листьев и бутонов.
- знакомство с работами мастеров 38-44 Обучение рисованию цветов - техника рисования цветка ромашки
- обучение рисованию простейших цветов - техника рисования сложных цветов
45-52 Составление композиций из цветов, листьев и «травки» - основные принципы составления композиций - композиции верховым письмом и «под фон» - знакомство с работами мастеров - составление индивидуальных композиций 53-57 Изображения животных и птиц в хохломской росписи - основные принципы изображения животных и птиц - составление композиций - знакомство с работами мастеров 58-61 Составление композиций для деревянных ложек - составление индивидуальных композиций для деревянных ложек верховым письмом и «под фон» - работа над техникой письма
62-65 Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе верховым письмом 66-68 Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе письмом «под фон» 69-72 Составление и рисование индивидуальных композиций в круге верховым письмом 73-77 Составление и рисование индивидуальных композиций в круге письмом «под фон» 78-81 Составление композиции для деревянного изделия «братина» и рисование верховым или фоновым письмом