Конспект открытой для педагогов непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе
Конспект открытой для педагогов непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе
Подготовила:
Глухова Ольга Тимофеевна,
Воспитатель, МДОУ «Детский сад № 17»,
г. Павловский Посад
Тема: «Где спрятался воздух»
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-вырабатывать навыки социальных отношений: обсуждать пути, решения, договариваться.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, коммуникативные речевые качества, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри ;- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 3 подноса;
- кораблики с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера; апельсин, чеснок.
Ход образовательной ситуации
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята, видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Дети: рассуждения.
Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Докажите, что воздух всё-таки есть! Что надо для этого сделать? Докажите.
Дети: рассуждения
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь давайте наполним пакет - чем? (дети. Рассуждения.) и закручиваем его. Воздух занял всё место в мешке. Он похож на подушку. А если выпустим из него воздух, каким он станет.
Дети: Пакет станет тонким. В нём нет воздуха.
Воспитатель: Значит, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. А мне еще этот мешочек что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! (картинки)
Дети: рассуждения — надувной матрас, спасательные нарукавники, спасательный круг, жилет и др..Воспитатель: Конечно! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Ребята, а теперь давайте посмотрим где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно берут из подноса игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Рассуждения детей.Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как это проверить?
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Ф/м «Мыльные пузыри»
Воспитатель: как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети : мыло, воздух и др.
Воспитатель: Ребята, конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.. Значит, воздух есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Дети. рассуждения.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Давайте покажем как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: как салфетка может нам помочь увидеть воздух?
Дети: рассуждения.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашем веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Дети и воспитатель: Ой-ёй-ёй! Чем же это так запахло!? Апельсином. Как чесноком запахло! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 6. «Не дышу»
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: если нам не по нраву какой — то запах , что надо сделать. Мы можем открыть форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
Воспитатель: А теперь нам, ребята, пора убраться в лаборатории. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!