Конспект занятия по экологическому воспитанию
СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
Конспект занятия на тему:
«Моя родная сторона – Смоленщина моя»
для 8б -9 б классов с ОВЗ
Воспитатель: С.И.Лазарева
г.Рославль
Тема: Экологическое воспитание.
«Моя родная сторона – Смоленщина моя»
Подготовка: оформляется выставка книг, посвященная природе Смоленщины, ее истории.
Понадобится: листы бумаги, цветные ручки и карандаши, жетоны для участников.
Цель: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к животным и растениям нашей местности, стремиться вырастить поколение, способное сделать все для сохранения жизни и красоты родного края.
Воспитатель: Наш край красив той неброской красотой, какая только может быть в средней полосе. Здесь нет могучих морей, высоких гор, но зато сколько здесь изумрудных лесов, бескрайних полей, чудных речушек, заливных лугов. Природа – наш дом. И мы, ее дети, должны бережно относится к богатствам родной земли. Ребята, а как вы понимаете слова: «Бережно и заботливо относиться к природе?»
(Ответы детей)
Совершенно верно! Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять птичьи гнезда, не бросать мусор в лесу, не разводить костры, т.к. это может привести к пожару. И, конечно же, не убивать животных. Кстати, а вы знаете как называли существ в древних легендах и сказках, которые считались хранителями леса?
(Ответы детей)
Да, это лешие. Они внимательно следили за своими угодьями и обитателями: животными и растениями, а еще могли наказать того, кто нанес вред природе и обидел ее. Они считали, что на земле (в лесу, на лугу, в поле) должна звучать только красивая музыка.
(Аудиозапись – звуки леса)
Воспитатель: Не правда ли, красиво? Что вы услышали в этих звуках?
(Ответы детей)
Ребята, а вы знаете, зачем вообще нужны деревья, чем они полезны?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да. Вы правы. Деревья - легкие нашей планеты. Они дают жизнь всем живым существам, поглощают вредные газы, пыль. Особенно это важно в городах, где много предприятий, машин, отравляющих воздух. Но еще деревья являются источником питания для многих животных и домом для птиц. Из древесины люди строят дома, изготовляют мебель. Посмотрите вокруг: книги, тетради, учебники – все это создано их материала, полученного при переработке древесной коры и волокна. А еще деревья очень красивые! С ними наша земля становится красивой и нарядной. А вы можете назвать деревья, растущие у нас на Смоленщине?
(Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны. Если есть затруднения, воспитатель помогает. Ответы должны быть примерно такими: береза, клен, дуб, липа, ольха, сосна, ель, рябина, клен, ива, тополь)Воспитатель: Вот кажется, столько деревьев у нас, растут себе и растут, зачем их охранять? Но оказывается, не только деревья, но и многие растения и грибы начинают исчезать. Почему, как вы думаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, главным образом это происходит из-за потребительского отношения к ним людей. Леса загрязняются, вырубаются, часто из-за нерадивых туристов случаются пожары, превращающие все вокруг в пепелища. Вот с каждым годом пополняется Красная книга не только нашего края, но и других областей нашей Родины. А вы, ребята, знаете, что такое Красная книга?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, точнее можно сказать – Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Это не просто книга, это документ. В нем о каждом животном и растении сказано, насколько бедственно его положение, по каким причинам исчезает и что нужно сделать, чтобы уберечь его от вымирания.
Как вы думаете, почему она Красная?
(Ответы ребят)
(Если есть проблема с ответом, объяснить, что красный- это цвет тревоги, опасности. Красные книги как бы говорят нам: Люди! Задумайтесь! Защищайте растения и животных!
На доску вывешивается большой плакат с кроссвордом.
(Ответивший правильно вписывает свой ответ в ячейки кроссворда и получает жетон)
Вопросы кроссворда
По горизонтали:
О верности этих больших красивых птиц слагают легенды. У них очень длинная шея. (лебедь)
3. Что нельзя оставлять в лесу после пикника? (мусор)
5. Насекомое, надоедающее назойливым писком (комар)
6. С это дерева летом летит легкий белоснежный пух (тополь)
9. В одной песенке этого насекомого сравнивали с огурцом (кузнечик)
11. Эти хвостатые земноводные, обитающие в прудах, очень похожи на ящериц (тритоны)
13. Наука об окружающей среде (экология)
14. Очень горькая трава (полынь)
15. Красивое водное растение с белыми цветами, на котором спала Дюймовочка в сказке (кувшинка)
По вертикали:
Это растение – символ России (береза)
4. На лепестках этого цветка можно погадать (ромашка)
7. Эти длинноногие птицы, по легенде, приносят детей (аист)
8. Красивая лесная птица, громко стуча по коре деревьев, достает оттуда жуков и червяков (дятел)
10. Это черная масляная жидкость может сильно загрязнить водоем, убив птиц и рыбу (нефть)
12. Земноводное, ставшее царевной (лягушка)
4 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
13
14
15
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы отправляемся на прогулку в лес. Вам нужно соблюдать правила поведения, чтобы не навредить природе. Надеюсь, вы их знаете. А сейчас проверим.
(за правильные ответы ребята получают жетоны)
Вопросы:
Ты нашел очень красивый цветок. Как ты поступишь?
- Полюбуюсь и пойду дальше
- Осторожно срежу, поставлю в вазу
- Сорву, а когда завянет – выкину
2. Ребята собрались в березовую рощу за соком. Пойдешь ли ты с ними?
- Пойду, но буду собирать очень осторожно
- Наберу целую банку сока и уйду. Подумаешь, у дерева еще сок появится.
3. Какие цветы можно срывать?
- Все
- Те, которые нравятся
- Те, которые вырастили сами
Воспитатель: а теперь, ребята, давайте вспомним пословицы о природе. Я буду их называть, а вы попробуйте объяснить, как вы их понимаете.
Пословицы:
Не все стриги что растет (нельзя бездумно ломать и срывать растения)
Не беречь поросли – не видать и дерева (если сломать молодое дерево или побег, то оно уже не вырастет)
Так к чему же нас призывают пословицы?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а сейчас у вас будет творческое задание. Вам нужно разделиться на 2 команды и нарисовать запрещающие плакаты. Подумайте, к чему они будут призывать: Не срывать растения, не убивать животных, не жечь костры. У вас 10 минут. (звучит еще раз аудиозапись-звуки леса. Ребята рисуют)(Воспитатель оценивает работы детей, победившей команде- жетон)
Воспитатель: а сейчас мы поговорим об охране животных и птицы на шее в области. У нас есть животные на грани исчезновения: Лось Медведь бобер. в их бедственном положении как правило виновен человек. Их истребляют ради меха мясо забавы А еще животные гибнут в лесных пожарах. Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Нам всем нужно стремиться к тому чтобы не причинить ей вред. Чтобы она как можно меньше страдала от действий людей.
А для этого нужно учить любить вокруг, знать животных, которые обитают рядом с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Ребята, есть у вас истории, где вы помогли животным в трудной ситуации. Расскажите их. (ребята отвечают).
Воспитатель. Вы правильно поступили в данной ситуации. Но, к сожалению, часто приходится видеть, как люди бездумно вмешиваются в жизнь зверей: тискают маленьких птенцов, приносят домой детенышей животных, а потом, понимая, что не могут за ними ухаживать, выпускают их обратно в лес. И зверек гибнет. Зачем?! Этого нельзя делать. А что вам нужно делать для сохранения фауны? (ответы ребят).
Воспитатель. Правильно, а еще можно обращаться в леснические хозяйства, чтобы помогать егерям (раскладывать корм для животных, делать кормушки для птиц). Природа во всем времена была главным источником жизни человека. Любовь и бережное отношение к богатствам родного края – это одна из главных ценностей всех народов. И я думаю, что мы всей душой любим свою смоленскую землю, а после этого занятия будем относится к ней еще бережней, а главное – будем защищать её, беречь и приумножать. Мы с вами должны исправить всё, что еще можно исправить, чтобы следующие поколения могли увидеть чистое небо, утреннюю росу, красивые цветы на полянах, а животных не только в зоопарке. Ну что, друзья мои, вам было интересно? Да!! А теперь награждаем победителей (подсчитываются жетоны и награждаются победители).
Литература.
«Лекарственные растения Смоленщины» Москва, 2011 г.
«Природа нашей родины» Милош , Аванта 2013 г.
«Животные России», Смит, Москва 2013 г.