Мотивы вольности и гордого одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)
Мотивы вольности и гордого одиночества.Пафос отрицания и протеста в лирике М.Ю.Лермонтова(материалы к итоговому сочинению в 11 классе)
1.В лирических произведениях Лермонтова видное место занимают мотивы вольности,гордого одиночества,пафос отрицания и протеста.
Лирический герой ранних стихотворений Лермонтова «меж людьми ни раб,ни властелин,И всё,что чувствует,он чувствует один»(«Он был рождён для счастья…»1832).
Чтение отрывков из юношеских стихотворений Лермонтова:
- «К***»(«Не думай,чтоб я был достоин сожаленья»)
-«Желанье»
-«1831-го июня 11 дня
В этих и многих других стихотворениях юношеского цикла мысли об одиночестве,мечты о свободе занимают центральное место.
2.И в зрелой лирике любовь к свободе,порывы негодования и протеста,воспевание высоких моральных качеств простого человека- всё это сочетается с мотивами одиночества,разочарования и безнадежности.
В превосходном стихотворении «Молитва»(1837г.)автор говорит о «безродном» страннике.
3.Реализация домашнего задания (анализ стихотворения «Молитва»)
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839
Выступление учащегося
Перед нами стихотворение Лермонтова «Молитва».Это рассказ о той минуте,когда человек,не находя опоры в себе,обращается в молитве к Богу.Ключевые слова в этом стихотворении –молитва чудная,сила благодатная,святая прелесть-связаны с верой,христианской традицией.Сила благодатная-сила,несущая человеку надежду на спасение.Слово благодатная-центр композиции стихотворения,знаменующий переход от тьмы к свету., Эпитеты чудная,благодатная, святая несут основную смысловую нагрузку.
Начало стихотворения грустное:в минуту трудную,в сердце грусть.Ощущение печали подчёркнуто выразительным глаголом теснится.Начало и конец стихотворения противопоставлены в первой и третьей строфах:трудную-легко,теснится грусть-бремя скатится.
От первой к последней строке меняется звуковой фон.Строчки стали легче.Это позволяет ощутить вместе с поэтом чувство облегчения,покой в душе после молитвы.
Синтаксические конструкции тоже передают общий смысл.Сначала личные предложения-они описывают состояние души и силу слов.Две последние строчки-безличные предложения(и верится,и плачется;легко).
4.Чтение и анализ стихотворения «И скучно и грустно»
5.Чтение и частичный анализ стихотворений тюремного цикла(«Узник»,Пленный рыцарь» и др.)
6.Но Лермонтов не был одинок в жизни,его окружали друзья.
Большая часть прогрессивной дворянской интеллигенции 30-х годов внутренне не мирилась с николаевским режимом,ненавидела идейных защитников самодержавия и крепостничества,но воздерживалась от активной борьбы,т.к. не верила в победу над царизмом.Свободолюбивые мысли вынашивались одиночками или зрели в небольших кружках,не имевших ни чёткой политической платформы,ни связи с народом.Лермонтов,как помним,участвовал в «кружке шестнадцати».Но вряд ли он придавал этому серьёзное значение,ибо видел разобщенность прогрессивной дворянской интеллигенции.
6.Таким образом,тема одиночества обусловлена не личной судьбой Лермонтова.Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции,когда дворянская революционность,лишенная поддержки народных масс,оказалась несостоятельной.
Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь,протестант,враждующий с «небом и землёй»,борющийся за свободу человеческой личности, «за дело общее», «предчувствующий изгнание или гибель»(«Не смейся над моей пророческой тоскою…»1837).
Ведь и декабристы были готовы жертвовать собой,чтобы воодушевить на борьбу за свободу грядущие поколения.