Конспект логопедического фронтального занятия «Путешествие по школе»


Цыремпилова М. Д-Ц., учитель-логопед ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Тема учебного занятия: Путешествие по школе.
Форма учебного занятия: фронтальное.
Цель занятия: активизация и обогащение словаря по теме «Школа».
Задачи:
Закрепить умение находить и определять место звука в словах;
Формировать понятие о предложении и работать с ним (составлять предложение, делить на слова, делать графическую запись, используя заместители);
Совершенствовать знания детей о слове (деление на части, выделение ударной части, образование антонимов и однокоренных слов);
Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитывать культуру речи.
Словарная работа: ластик, точилка.
Оборудование: портфель, звонок-колокольчик, натуральные предметы (ручка, карандаш, фломастер, ластик, пенал, точилка), кроссворд, лесенка, ребус с отгадкой-кисточкой, «карандаши» со слогами, полоски-заместители, для выкладывания предложения, таблица и перфокарты для образования однокоренных слов, мяч, цветные карандаши.Ход занятия:
Организационный момент
- Ребята, с вами отправимся в путешествие. А куда узнаем, разгадав этот кроссворд.
1. На снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много, много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш)
2. Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)
3. Имя мальчика, которого учила Мальвина. (Буратино)
4. Если ему работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ластик)
Есть добрая вещица у меня,
Нельзя мне без неё прожить и дня
Помогает мне во всём,
Но живёт моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит.
Занимательная штучка…
Как она зовётся? (Ручка)
Сообщение темы
- Сегодня мы будем путешествовать по школе.
Вот ваш будущий учитель
Передал портфель, смотрите!
А в портфеле том секрет!
Ну, чего в нём только нет
В нём картинки и тетрадки,
Где записаны загадки;
И задачки интересные…
Игры… Песенки чудесные…
В эти игры поиграйте
И загадки отгадайте,
Наши школьные задачки
Вы, ребята, порешайте!
- Мы с вами будем решать школьные задачки: находить место звука в слове, делить слова на части, выделять ударную часть, образовывать от одного слова новые слова и придумывать разные предложения, а для этого вам нужно превратиться в настоящих школьников.
- Ребята, для чего нужно ходить в школу? (чтобы научиться читать, писать, считать)
- А сейчас весёлый звонок позовёт вас на урок. (Достаю из портфеля звонок-колокольчик и подаю звонок на урок)
III. Работа со звуком
- «День-дилинь» -
звенит звонок
начинается урок - математики!
а) На музыкальной лестнице натуральные предметы: ручка, фломастер, карандаш.
- Перечислите все предметы по порядку слева направо.
- Сколько здесь всего предметов?
- Какой одинаковый звук слышится в названиях предметов?
- Назовите предмет, в названии которого звук [р] слышится в конце слова.
- В названии предмета «ручка», где находится звук [р]?
- А в названии предмета «карандаш»?
б) Предметы: пенал, точилка, ластик.
- Перечислите все предметы сверху вниз.
- Какой одинаковый звук слышится в названиях предметов?
- Определите место звука [л]в названиях предметов.
Вывод: Слова состоят из звуков. Каждый звук имеет своё место в слове.
Звенит звонок на перемену.
IV. Развитие мелкой моторики рук
Дружат в нашем классе
девочки и мальчики. (Дети сжимают и разжимают пальцы)
С вами мы подружимся
маленькие пальчики. (Ритмично соединяют пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочерёдно соединяют пальцы на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять: (Руки вниз, встряхивают кистями)
Раз, два, три, четыре, пять - (Поочерёдно соединяют пальцы)
Мы закончили считать. (Встряхивают кистями)
V. Работа над предложением
Звенит звонок.
- «День-дилинь» -
звенит звонок
начинается урок - чтения!
а) Разгадывание ребуса
4210050-444500- Отгадайте и объясните, какое слово здесь зашифровано. (КИС )Рядом прикрепляется отгадка ребуса «КИСТОЧКА».
б) Составить предложение
- Придумайте предложение со словом «кисточка» из трёх слов. (Дети придумывают).
- Давайте выберем самое лучшее, самое красивое предложение. (Выбирают).
- Какое второе слово? Третье? Первое?
- Начертите на доске графическую запись этого предложения и разделите на слова.
114300546100
11430012001500 .
1136651371600
17145001739900091440017399001143001739900 .
- Прочитайте это предложение. (Тот же ребенок читает.)
в) Со словом «кисточка» придумайте предложение из 4-х слов.
- выбор лучшего;
- выкладывание из полосок;
- чтение предложения.
- Уберите 2-ое слово. Прочитайте что осталось?
Уберите 3-тье слово. Что осталось?
- Можно ли это назвать предложением? Почему?
Вывод: Предложение состоит из слов. Предложение состоит из слов. Предложение выражает законченную мысль. (Что-то или о ком-то узнаем.)
Звенит звонок на перемену.
VI. Работа со словом
Игра «Наоборот»
- А теперь – перемена! Давайте поиграем в интересную игру «Наоборот» с мячом.
длинный – короткиймягкий – твёрдый
тихий – громкийузкий – широкий
сухой – мокрыйтупой – острый
храбрый – трусливыйвесёлый – грустный
Звенит звонок.
- «День-дилинь» -
звенит звонок
начинается урок - письма!
а) Образование от слова «мышь» однокоренных слов: мыши, мышка, мышонок, мышеловка.б) Деление слов на части и выделение ударной части.
- Кто это? (мышь).
- Сколько частей в слове мышь?
- От этой части можно образовать новые слова. Значит, во всех словах будет повторяться одна и та же часть – мышь.
- Давайте образуем новое слово (мыши). К части мышь мы добавили один только звук [и], у нас получилось новое слово.
- Сколько частей в этом слове?
- Выделите ударную часть, отхлопывая и выделяя голосом.
Вывод: От слова мышь образовали много слов (мыши, мышеловка, мышонок). Во всех словах повторяется одна и та же часть – мышь. Новые слова делили на части и выделяли ударную часть.
в) Работа с перфокартой
- Сейчас поработаем с перфокартой, на которой изображён предмет. От этого предмета образуйте новые слова. Обведите столько квадратов, сколько придумаете новых слов. (Проверить 2-3 детей).
Вывод: От одного слова можно образовать много новых слов.
Звенит звонок (пауза).
Звонок на урок.
- «День-дилинь» -
звенит звонок
начинается урок – рисования!
Ой, ребята, рисовать нам нечем. Все цветные карандаши сломались. Вам каждому нужно собрать «карандаш» и прочитать, что на нем написано.
Вывод: Из частей можно составить слова.
Звенит звонок.
VII. Итог занятия
- Наши уроки закончились. Сколько было уроков?
- Вы очень хорошо работали на уроках: находили место звука в слове, делили слова на части, образовывали от одного слова и того же слова новые, придумывали предложения. Вы настоящие будущие школьники. Я надеюсь, в школе вы будете учиться на «4»и «5». И хочу подарить вам настоящие цветные карандаши.